ISSN 1997-9657
       

Комарова И.И. Образовательные кластеры как механизм смены образовательных укладов

№2 2019 Комарова И.И. Образовательные кластеры как механизм смены образовательных укладов
Аннотация

Образовательные кластеры сегодня популярная тема, но противоречивая, что связано с путаницей в употреблении слова «кластер» в экономике и образовании. Механизмы кластерного развития чрезвычайно привлекательны для сферы образования, однако без четкого понимания, как эти механизмы работают, как их можно задействовать для развития образования и что является продуктом деятельности кластера в этой сфере, чрезвычайно трудно унифицировать работу. Кластеры как механизм, основанный на максимальном использовании научных достижений и с обязательным обучением всех сотрудников организаций, в него входящих, должны играть гораздо большую роль в системе образования. В статье представлен опыт строительства новых систем образования, основанный на кластерной политике и сетевом взаимодействии с учетом использования «третьего места».

Фрагмент статьи

Эпоха промышленной революции, давшая жизнь новой системе образования, установившейся в мире в XVIII–XX веках, ушла в прошлое. Рожденная новой экономикой, как бы мы ни называли ее, – «экономикой знаний», «зеленой экономикой», «четвертой технологической революцией», – система ведет к распространению новой философии образования, установлению нового образовательного уклада. Его признаки прописаны и приняты мировым сообществом благодаря трудам Кена Робинсона (Robinson, 2009; 2016), Джона Филдса (Filds, 2006), Питера Тэйлора (Taylor, 1997) и др.

Основными признаками нового образовательного уклада являются:

• динамично меняющаяся образовательная среда, формируемая научными открытиями и новой инфраструктурой, включающей новые кадры, новые программы, новые образовательные технологии, новые здания и сооружения и др.;

• общественная организация системы образования и науки, развивающаяся по каналам сетевых сообществ;

• новые образовательные циклы, включающие новые субъекты образования, начиная от рождения и на протяжении жизни, независимо от социального статуса с акцентом на одаренность и др.;

• новые виды знания, в том числе неявного, начинают влиять на экономику стран и систему образования;

• новое осознание информации;

• внимание к проблеме одаренности, картирование географии гениальности (Jenkins, 2012).

Терминология

Многие новые явления уже успели найти отражения в системах образовательных законодательств разных стран. Появление того или другого термина в законодательстве означает его закрепление и в языке, но терминология еще не устоялась и быстро меняется.

В данной статье ключевыми будут слова «кластер», «инновация», «образование», «образовательный уклад», «общество знаний», «устойчивое развитие», «одаренность», «человеческий капитал». Все эти слова за последние десять лет существенно изменились. А если учесть, что они в разных странах понимаются по-разному, из-за чего возникают ошибки, часто на нормативно-правовом уровне, то требуется быть вдвойне внимательным к терминологии.

Инновация, нововведение – это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Инновация является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем (Чмыхало, 2013).

Образование – это совокупность систематизированных умений, навыков и знаний, приобретенных человеком в процессе обучения в специальных учреждениях или самостоятельного получения знаний. В зависимости от характера и объема знаний, можно выделить начальное, общее и специальное (профессиональное), а также высшее образование. По содержанию различают естественнонаучное, гуманитарное и социальное образование (Чмыхало, 2013).

Образовательный уклад – совокупность элементов образования – тип образовательных технологий, тип содержания образования, тип образовательного результата, формы обучения, профессионализм учителя, процесс и уровень обновления знаний, тип образовательной среды, тип образовательной общности – которые задают ее уклад (Чмыхало, 2013).

Общество знания (общество знаний) – концепция современного этапа общественного развития, характеризующая переход к новой форме постиндустриального общества, где доминирующей ценностью, экономической и ресурсной, становится «знание» как таковое (ЮНЕСКО, 2005).

Список литературы

1. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. – Париж: ЮНЕСКО, 2005. – С. 26–28: Краткий обзор. Режим доступа : http://www.ifap.ru/library/book042.pdf
2. Комарова И.И., Коптева Е.Н., Кон­даков А.В. Морские кластеры как инструмент управления «синей экономикой». // Современные производительные силы. – 2015. – №2. –С. 145–154.
3. Чмыхало Ю. Что такое образование. 12 марта 2013. Режим доступа: http://istlit.ru/13770-chto-takoe-obrazovanie.html
4. Что такое сетевое сообщество. 2017. Режим доступа: http://letopisi.org/index.php/Сетевое_сообщество.
5. Что такое устойчивое развитие. 2019. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Устойчивое_развитие.
6. Anderson A. Hodgkin M. (2011) The creation and development of the global IASC Education Cluster. Background paper prepared for the Education for All Global Monitoring Report.
7. Barsh J., Capozzi M., Davidson J. (2008) Leadership and innovation. McKinsey Quarterly. – Januar.
8. Career Cluster: Education and Training. Режим доступа: https://www.onetonline.org/find/career?c=5
9. Carneiro, P., F. Cunha, and J. J. Heckman (2003). Interpreting the Evidence of Family Influence on Child Development. In The Economics of Early Childhood Development: Lessons for Economic Policy, Minneapolis, Minnesota. The Federal Reserve Bank. Presented at “The Economics of Early Childhood Development: Lessons for Economic Policy Conference,” Minneapolis Federal Reserve Bank, Minneapolis, MN. October 17.
10. Cluster policy in Europe (2008): A brief summary of cluster policies in 31 European countries. Europe Innova Cluster Mapping Project. Oxford Research AS. January.
11. Department of Education and Early Childhood Development. Review of Kindergarten Cluster Management. URL: http://www.education.vic.gov.au/Documents/childhood/providers/edcare/govresponsekinderclustermgt.pdf
12. Filds J. (2006) Lifelong Learning and the New Educational Order. British Journal of Educational Technology. Volume 37, Issue 6, pages 987–988, November.
13. Ffowcs-Williams Ifor (2016) Cluster Development Handbook. Cluster Navi­gators Ltd. November 1, 2016. URL: https://www.clusternavigators.com/product/cluster-development-handbook
14. Fuller C. (2017) Critical Research Questions for Powerful Learning Networks. URL: http://digitalpromise.org/2017/09/19/critical-research-questions-powerful-learning-networks/
15. Fuller C. (2015) Designing a Network of Education Innovation Clusters. URL: http://digitalpromise.org/2015/03/06/designing-a-network-of-education-innovation-clusters/
16. Fuller C. Education Innovation Clusters: Moving Forward. URL: https://medium.com/@OfficeofEdTech/education-innovation-clusters-moving-forward-aa6970fa7b8d
17. Fuller C. Education Innovation Clusters: Accelerating the Pace of Innovation. URL: https://tech.ed.gov/innovationclusters/
18. Fuller C. #EdClusters16 Post-Convening Summary. URL: https://www.edtechupdate.com/exercises/survey/
19. Fuller C. (2017) How Education Innovation Clusters Advance Equity. URL: http://digitalpromise.org/2017/08/29/education-innovation-clusters-advance-equity/
20. Fuller C. Ramping Up Research on Education Innovation Clusters. URL: http://digitalpromise.org/2017/04/11/ramping-research-education-innovation-clusters/
21. JASC (2006) Guidance Note on Using the Cluster Approach to Strengthen Humanitarian Response (Geneva: IASC)
22. Jeffres, L. W., Bracken, C. C., Jian, G., & Casey, M. F. (2009). The impact of third places on community quality of life. Applied Research in Quality of Life, 4, 333-345. doi:10.1007/s11482-009-9084-8
23. Jenkins S. (2012) America’s ‘genius cluster’ in sports. URL: https://www.washingtonpost.com/sports/olympics/americas-genius-cluster-in-sports/2012/06/29/gJQAGL6tBW_story.html?utm_term=.af35178baa5c
24. Heckman J., Masterov D. (2007) The Productivity Argument for Investing in Young Children.
25. Kindergarten Cluster Management. Policy Framework / Department of Education and Early Childhood Development (DEECD). URL: http://www.education.vic.gov.au/Documents/childhood/providers/comms/kinderclusterframeworkfaq.pdf
26. Kirby, P. & Harper, S. (2001). Review of the issues that impact on the delivery of preschool services to children and their families in Victoria, Community Care, Victorian Government DHS, Melbourne.
27. Oldenburg R. (1997) The Great Good Place: Cafes, Coffee Shops, Bookstores, Bars, Hair Salons, and Other Hangouts at the Heart of a Community.
28. Porter M. (1990) The Competitive Advantage of Nations. URL: http://www.economie.ens.fr/IMG/pdf/porter_1990_-_the_competitive_advantage_of_nations.pdf
29. Reimagining the Role of Technology in Education (2017). National Education Technology Plan Update. URL: https://tech.ed.gov/files/2017/01/NETP17.pdf
30. Robinson K. (2016) Creative Schools: The Grassroots Revolution That’s Transforming Education.
31. Robinson K. (2009) The Element: How Finding Your Passion Changes Everything.
32. Taylor, P. Open Learning and the New Educational Order: Some Questions about Access and Participation. International Journal of Lifelong Education, v16 n2 p121-31 Mar-Apr 1997

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

cетевое взаимодействие, кластер, инновация, образование, образовательный уклад, общество знаний, устойчивое развитие, одаренность, человеческий капитал, третье место, вопросы этики