ISSN 1997-9657
       

Комарова И.И. От архитектуры детского сада к школьной архитектуре (Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада)

№2 2020 Комарова И.И.  От архитектуры детского сада к школьной архитектуре (Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада)
Аннотация

Изменения системы образования в мире и новые условия существования системы образования радикально сказались на инфраструктуре образования. Ее изменениям посвящено много нормативно-правовых актов, конференций, публикаций и т.д. Существенно меньше внимания уделялось такому важнейшему элементу системы образования, задающему пространственные, содержательные, эстетические и программные нормы жизнедеятельности, являющемуся связующим звеном между образованием и человеческим сообществом, как архитектура. Педагоги, говоря о роли среды в воспитании, редко уделяют внимание архитектуре. Тем не менее пространство детского сада оказывает значимое влияние на создание среды. В разные исторические периоды существовали различные взгляды на то, где дети должны находиться, какое воспитание получать и кто должен его предоставлять. В зависимости от эпохи ответы на эти вопросы существенно различались. Автор рассказывает о современных тенденциях в строительстве детских садов и школ, рисках, которые возникают при строительстве типовых зданий, и показывает, каким требованиям должно отвечать пространство современного дет­ского сада, раскрывает, как изменения в образовании приводят к формированию новых тенденций в архитектуре.

Фрагмент статьи

Когда мы говорим о школьном строительстве за рубежом, мы должны понимать различия в возрастной периодизации российского образования и значительной части западного: то, что у нас является старшей и подготовительной группами детского сада, в ряде стран относится к уровню К-1, К-2 начальной школы. Соответственно, к помещениям начальной школы предъявляются совершенно иные требования. Тем не менее говорим мы о начальной или средней школе, основные тенденции в современном школьном строительстве за рубежом повторяют тенденции, наметившиеся в архитектуре образовательных зданий для воспитания и образования детей младшего возраста.

Изменение пространства школы, определяемое изменением функций системы образования в условиях общества знаний

Проектирование школ, способных адаптироваться к современной педагогике и стилям преподавания завтрашнего дня, по мнению многих архитекторов, – это фантазии. Считается, что здание школы должно обладать такими характеристиками, которые позволяют быстро переструктурировать его под новый образовательный уклад. «Вы должны допускать развитие моделей обучения без огромных затрат на перенастройку пространства», – считают они.

По рекомендациям Национального института строительных наук, «важность внешнего вида школы играет определяющую роль, принижать которую не следует. Школьное здание, привлекательное, отвечающее и соответствующее дизайну и обстановке района, создает чувство гордости и ответственности среди учащихся, учителей и общества. Внешний вид должен украшать окрестности и отражать ценности сообщества. Интерьер школы должен улучшать учебный процесс».

Школьные объекты в большей степени, чем другие типы зданий (за исключением детских садов), оказывают глубокое влияние на их обитателей и функции здания, а именно на преподавание и обучение. Дети могут негативно реагировать на неблагоприятные условия.

Структура школьного здания и условия существования в нем должны быть известны всем с первого дня пребывания в школе.

С этой целью следует издать концепцию здания в качестве учебного пособия (3D-учебник по каждой конкретной школе).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF (доступно зарегистрированным пользователям) 

Список литературы

1. 7 признаков, по которым можно отличить хороший детский сад от плохого. https://letidor.ru/obrazovanie/a34-7-priznakov-po-kotorym-mozhno-otlichit-horoshiy-detskiy-sad-ot-plohogo-15983.shtml
2. Инновационные проекты детских садов для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, Республика Саха (Якутия), 2014 // http://tehne.com/grant/innovacionnye-proekty-detskih-sadov-dlya-rayonov-kraynego-severa-i-dalnego-vostoka-respublika-saha-yakutiya-2014
3. Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. – 2018. – №8(90). – С. 16–25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032
4. Комарова И.И. Образовательные кластеры как механизмы смены образовательных укладов // Программа «Одаренный ребенок» в детских садах Якутии. Т. 3: Детско-взрослые сообщества, как механизм развития таланта: [Сб. статей] / Под ред. Ф.В. Габышевой; при участии Т.С. Комаровой, И.И. Комаровой, М.Л. Прокопьевой, О.Н. Степановой. – М.-Якутск, 2017. – С. 198–223.
5. Косс Ж.-Г. Цвет. Четвертое измерение. – М.: Синдбад, 2018. – 240 с.
6. См. Информацию EPA о здоровой школьной среде. Здоровые школы, Здоровые дети. https://www.epa.gov/schools
7. См. Рекомендации по доступности для американцев с ограниченными возможностями (ADAAG). https://www.access-board.gov/guidelines-and-standards/buildings-and-sites/about-the-ada-standards/background/adaag
8. Стерлинг Монтессори Академия, Моррисвилль, Северная Каролина.
9. Требования к акустике в американских школах. См.: WBDG – Whole Building Design Guide. Acoustic Comfort. https://www.wbdg.org/resources/acoustic-comfort
10. Учебник BIPS 07 / FEMA 428 для разработки безопасных школьных проектов в случае террористических атак и школьных расстрелов, а также практических примеров безопасных комнат FEMA и общественных приютов. https://www.wbdg.org/ffc/dhs/criteria/bips-07
11. American National Standard Acoustical Performance Criteria, Design Requirements, and Guidelines for Schools, Part 1: Permanent Schools. https://global.ihs.com/doc_detail.cfm?&rid=ASA&input_doc_number=%20&input_doc_title=%20&item_s_key=00585043
12. American National Standard Acoustical Performance Criteria, Design Requirements, and Guidelines for Schools, Part 2: Relocatable Classroom Factors. https://global.ihs.com/doc_detail.cfm?&rid=ASA&input_doc_number=%20&input_doc_title=%20&item_s_key=00566066
13. Copenhagen International School Nordhavn / C.F. Mшller. https://www.archdaily.com/879152/copenhagen-international-school-nordhavn-cf-moller
14. Dudek M. (2001) Architecture of Kindergarten. Taylor & Francis; 2 edition. P.3.
15. El Porvenir Social Kindergarden / Giancarlo Mazzanti // https://www.archdaily.com/89896/el-porvenir-social-kindergarden-giancarlo-mazzanti?ad_source=search&ad_medium=search_result_projects
16. Giraffe Childcare Center / Hondelatte Laporte Architectes // https://www.archdaily.com/316652/giraffe-childcare-center-hondelatte-laporte-architectes?ad_source=search&ad_medium=search_result_projects
17. Gregg D. Ander, FAIA. Daylighting. https://www.wbdg.org/resources/daylighting
18. Groenendaal Primary School Park Classrooms / HUB. https://www.archdaily.com/925402/groenendaal-primary-school-park-classrooms-hub
19. Hangzhou Haishu School of Future Sci-Tech City — Story of a Small Town. https://architizer.com/projects/story-of-a-small-townhangzhou-haishu-school-of-future-sci-tech-city/
20. Hawaii: The Latest Architecture and News.
21. K-12 market trends 2018: Common areas enable hands-on learning. https://www.bdcnetwork.com/k-12-market-trends-2018-common-areas-enable-hands-learning
22. Kindergarten Sighartstein / Kadawitt­feldarchi­tektur // https://www.arch­daily.com/34252/­
kinder­garten-sighartstein-kadawittfeldarchitektur
23. Kindergartens // https://www.archdaily.com/6267/kindergartens-70%25c2%25ban-arkitektur
24. Liyang Experimental Primary School / UAD. https://www.archdaily.com/921908/liyang-experimental-primary-school-uad
25. Monthey Kindergarden / Bonnard Woeffray Architectes // https://www.archdaily.com/79449/monthey-kindergarden-bonnard-woeffray-architectes
26. Nanjing Mingdao Middle School / XSJZ. https://www.archdaily.com/920400/nanjing-mingdao-
middle-school-xsjz
27. NIBS – The National Institute of Building Sciences. http://www.ncef.org/resource-lists/daylighting
28. NIBS – The National Institute of Building Sciences. Safeschools. http://www.ncef.org/safeschools/
29. Rockford Public School / CannonDesign.
https://www.archdaily.com/917639/rockford-public-school-cannondesign
30. Sanmen Dafu Kindergarden / Think Logic Design
// https://www.archdaily.com/931646/sanmen-dafu-kinder-garden-think-logic-design
31. Taka Tuka Land / Baupiloten // https://www.archdaily.com/519/taka-tuka-land-baupiloten
32. The Heights Building / BIG. https://www.archdaily.com/927336/the-heights-building-big
33. The Noor e Mobin G2 Primery School / FEA Studio. https://www.archdaily.com/911483/the-noor-e-mobin-g2-primery-school-fea-studio
34. The Paradise of Color / Atelier Alter // https://www.archdaily.com/802726/the-paradise-of-color-atelier-alter
35. Two Billion New Homes to be Created in the Next 80 Years // https://www.weforum.org/agenda/2018/03/the-world-needs-to-build-more-than-two-billion-new-homes-over-the-next-80-years.
36. Understanding the Language and Elements of Design. https://www.wbdg.org/design-objectives/aesthetics
37. Vaughan Ellen Larson. Elementary School. https://www.nibs.org/content/elementary-school-whole-building-design-guide
38. WBDG – Whole Building Design Guide. Building Commissioning. https://www.wbdg.org

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

архитектура детского сада, образовательное пространство, дизайн детского сада, типовые проекты дошкольных учреждений