Комарова И.И. От архитектуры детского сада к школьной архитектуре (Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада)

№1 2020 Комарова И.И. От архитектуры детского сада к школьной архитектуре (Анализ современных зарубежных практик в условиях смены образовательного уклада)
Аннотация

Изменения системы образования в мире и новые условия существования системы образования радикально сказались на инфраструктуре образования. Ее изменениям посвящено много нормативно-правовых актов, конференций, публикаций и т.д. Существенно меньше внимания уделялось такому важнейшему элементу системы образования, задающему пространственные, содержательные, эстетические и программные нормы жизнедеятельности, являющемуся связующим звеном между образованием и человеческим сообществом, как архитектура. Педагоги, говоря о роли среды в воспитании, редко уделяют внимание архитектуре. Тем не менее, пространство детского сада оказывает значимое влияние на создание среды. В разные исторические периоды существовали различные взгляды на то, где дети должны находиться, какое воспитание получать и кто должен его предоставлять. В зависимости от эпохи ответы на эти вопросы существенно различались. Автор рассказывает о современных тенденциях в строительстве детских садов и школ, рисках, которые возникают при строительстве типовых зданий, и показывает, каким требованиям должно отвечать пространство современного дет­ского сада, раскрывает, как изменения в образовании приводят к формированию новых тенденций в архитектуре.

Фрагмент статьи

Меняющийся детский сад в меняющемся мире

В мире образования вообще и в мире воспитания детей младшего возраста за последнее десятилетие произошли радикальные изменения (Комарова, 2017), из которых следует выделить несколько основных:

1. Дошкольное образование превратилось в развивающуюся отрасль экономики.

2. Большая конкурентность дошкольного образования, по сравнению с другими образовательными уровнями, способствовала тому, что во многих странах оно было на законодательном уровне признано обязательным.

3. Достижения последних лет в сфере медицины, биологии, палеоантропологии, эволюционной психологии и др. способствовали изменению многих традиционных представлений об образовании, наблюдении и уходе за детьми младшего возраста.

Далеко не все системы образования смогли адекватно отреагировать на происходящие изменения. Отчасти, это объясняется тем, что изменения происходят на фоне более глобальных перемен, в частности, на фоне образовательной революции и сопровождающих ее изменений в экономике, управлении, технологиях и др. Так, по данным Национального института строительных конструкций США (Two Billion New Homes to be Created in the Next 80 Years) к 2050 году число зданий на Земле должно быть удвоено, по сравнению с существующим, чтобы обеспечить конкурентность государств. Только одно это потребует значительных перемен, в том числе совершенствования строительных материалов, конструкций, планировочных решений и др. Но здания отражают происходящие в них процессы, следовательно, необходимо описать эти процессы, а они отличаются от тех, что происходили в стенах школ или детских садов десять–двадцать лет назад, и будут меняться в дальнейшем.

Прежде чем решать, как и что проектировать, надо сформулировать функциональные требования к зданиям. Для этого необходимо понимать, каковы сегодня функции детского сада и школы.

Требуется сформулировать задачи системы образования в меняющемся мире, а это пока не сделано. Точнее, они сформулированы для предыдущей системы образования, а для образования будущего – нет (Комарова, 2018).

Несмотря на большую работу, которую провел в свое время Всемирный банк по разработке проектов быстровозводимых, недорогих и развивающих детских садов с вовлечением в процесс проектирования педагогов (Инновационные проекты детских садов, 2014), и сегодня во многих странах эти здания строятся без учета изменений системы образования.

Так, по последним исследованиям, известно, какие цвета наилучшим образом способствуют развитию ребенка (Косс, 2018), но по пальцам можно пересчитать те здания, стены которых имеют соответствующую новым научным данным окраску. И это лишь один пример.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF

Список литературы

1. 7 признаков, по которым можно отличить хороший детский сад от плохого. https://letidor.ru/obrazovanie/a34-7-priznakov-po-kotorym-mozhno-otlichit-horoshiy-detskiy-sad-ot-plohogo-15983.shtml
2. Инновационные проекты детских садов для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, Республика Саха (Якутия), 2014 // http://tehne.com/grant/innovacionnye-proekty-detskih-sadov-dlya-rayonov-kraynego-severa-i-dalnego-vostoka-respublika-saha-yakutiya-2014
3. Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. – 2018. – №8(90). – С. 16–25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032
4. Комарова И.И. Образовательные кластеры как механизмы смены образовательных укладов // Программа «Одаренный ребенок» в детских садах Якутии. Т. 3: Детско-взрослые сообщества, как механизм развития таланта: [Сб. статей] / Под ред. Ф.В. Габышевой; при участии Т.С. Комаровой, И.И. Комаровой, М.Л. Прокопьевой, О.Н. Степановой. – М.-Якутск, 2017. – С. 198–223.
5. Косс Ж.-Г. Цвет. Четвертое измерение. – М.: Синдбад, 2018. – 240 с.
6. См. Информацию EPA о здоровой школьной среде. Здоровые школы, Здоровые дети. https://www.epa.gov/schools
7. См. Рекомендации по доступности для американцев с ограниченными возможностями (ADAAG). https://www.access-board.gov/guidelines-and-standards/buildings-and-sites/about-the-ada-standards/background/adaag
8. Стерлинг Монтессори Академия, Моррисвилль, Северная Каролина.
9. Требования к акустике в американских школах. См.: WBDG – Whole Building Design Guide. Acoustic Comfort. https://www.wbdg.org/resources/acoustic-comfort
10. Учебник BIPS 07 / FEMA 428 для разработки безопасных школьных проектов в случае террористических атак и школьных расстрелов, а также практических примеров безопасных комнат FEMA и общественных приютов. https://www.wbdg.org/ffc/dhs/criteria/bips-07
11. American National Standard Acoustical Performance Criteria, Design Requirements, and Guidelines for Schools, Part 1: Permanent Schools. https://global.ihs.com/doc_detail.cfm?&rid=ASA&input_doc_number=%20&input_doc_title=%20&item_s_key=00585043
12. American National Standard Acoustical Performance Criteria, Design Requirements, and Guidelines for Schools, Part 2: Relocatable Classroom Factors. https://global.ihs.com/doc_detail.cfm?&rid=ASA&input_doc_number=%20&input_doc_title=%20&item_s_key=00566066
13. Copenhagen International School Nordhavn / C.F. Mшller. https://www.archdaily.com/879152/copenhagen-international-school-nordhavn-cf-moller
14. Dudek M. (2001) Architecture of Kindergarten. Taylor & Francis; 2 edition. P.3.
15. El Porvenir Social Kindergarden / Giancarlo Mazzanti // https://www.archdaily.com/89896/el-porvenir-social-kindergarden-giancarlo-mazzanti?ad_source=search&ad_medium=search_result_projects
16. Giraffe Childcare Center / Hondelatte Laporte Architectes // https://www.archdaily.com/316652/giraffe-childcare-center-hondelatte-laporte-architectes?ad_source=search&ad_medium=search_result_projects
17. Gregg D. Ander, FAIA. Daylighting. https://www.wbdg.org/resources/daylighting
18. Groenendaal Primary School Park Classrooms / HUB. https://www.archdaily.com/925402/groenendaal-primary-school-park-classrooms-hub
19. Hangzhou Haishu School of Future Sci-Tech City — Story of a Small Town. https://architizer.com/projects/story-of-a-small-townhangzhou-haishu-school-of-future-sci-tech-city/
20. Hawaii: The Latest Architecture and News.
21. K-12 market trends 2018: Common areas enable hands-on learning. https://www.bdcnetwork.com/k-12-market-trends-2018-common-areas-enable-hands-learning
22. Kindergarten Sighartstein / Kadawittfeldarchitektur // https://www.archdaily.com/34252/kindergarten-sighartstein-kadawittfeldarchitektur?ad_source=search&ad_medium=search_result_projects
23. Kindergartens // https://www.archdaily.com/6267/kindergartens-70%25c2%25ban-arkitektur?ad_source=search&ad_medium=search_result_projects
24. Liyang Experimental Primary School / UAD. https://www.archdaily.com/921908/liyang-experimental-primary-school-uad
25. Monthey Kindergarden / Bonnard Woeffray Architectes // https://www.archdaily.com/79449/monthey-kindergarden-bonnard-woeffray-architectes?ad_source=search&ad_medium=search_result_projects
26. Nanjing Mingdao Middle School / XSJZ. https://www.archdaily.com/920400/nanjing-mingdao-middle-school-xsjz
27. NIBS – The National Institute of Building Sciences. http://www.ncef.org/resource-lists/daylighting
28. NIBS – The National Institute of Building Sciences. Safeschools. http://www.ncef.org/safeschools/
29. Rockford Public School / CannonDesign. https://www.archdaily.com/917639/rockford-public-school-cannondesign
30. Sanmen Dafu Kindergarden / Think Logic Design // https://www.archdaily.com/931646/sanmen-dafu-kindergarden-think-logic-design?utm_medium=email&utm_source=ArchDaily%20List&kth=610,192
31. Taka Tuka Land / Baupiloten // https://www.archdaily.com/519/taka-tuka-land-baupiloten
32. The Heights Building / BIG. https://www.archdaily.com/927336/the-heights-building-big
33. The Noor e Mobin G2 Primery School / FEA Studio. https://www.archdaily.com/911483/the-noor-e-mobin-g2-primery-school-fea-studio
34. The Paradise of Color / Atelier Alter // https://www.archdaily.com/802726/the-paradise-of-color-atelier-alter?ad_source=search&ad_medium=search_result_projects
35. Two Billion New Homes to be Created in the Next 80 Years // https://www.weforum.org/agenda/2018/03/the-world-needs-to-build-more-than-two-billion-new-homes-over-the-next-80-years.
36. Understanding the Language and Elements of Design. https://www.wbdg.org/design-objectives/aesthetics
37. Vaughan Ellen Larson. Elementary School. https://www.nibs.org/content/elementary-school-whole-building-design-guide
38. WBDG – Whole Building Design Guide. Building Commissioning. https://www.wbdg.org/building-commissioning
39. WBDG – Whole Building Design Guide. Cost–Effective. https://www.wbdg.org/design-objectives/cost-effective
40. WBDG – Whole Building Design Guide. Electric Lighting Controls. https://www.wbdg.org/resources/electric-lighting-controls
41. WBDG – Whole Building Design Guide. Historic Preservation. https://www.wbdg.org/design-objectives/historic-preservation
42. WBDG – Whole Building Design Guide. Life-Cycle Cost Analysis (LCCA). https://www.wbdg.org/resources/life-cycle-cost-analysis-lcca
43. WBDG – Whole Building Design Guide. Optimize Building Space And Material Use. https://www.wbdg.org/design-objectives/sustainable/optimize-building-space-material-use
44. WBDG – Whole Building Design Guide. Secure / Safe. https://www.wbdg.org/design-objectives/secure-safe

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

архитектура детского сада, образовательное пространство, дизайн детского сада, типовые проекты дошкольных учреждений