Комарова И.И., Пащенко А.К. История программ дошкольного образования в России

№4 2023 Комарова И.И., Пащенко А.К.   История программ дошкольного образования в России
Аннотация

Актуальность исследования. Тема трансформации образования сегодня необычайно актуальна, так как в последние 10–20 лет глобально изменился подход к роли дошкольного воспитания (воспитания и образования) детей младшего возраста во всем мире. В результате многими странами были пересмотрены подходы к дошкольному образованию, оно заняло то место, которое заслуживает этот уровень образования для развития конкурентности стран (Комарова, 2018). Это заставило мировое сообщество пересмотреть свои подходы к образованию и провести серию конгрессов, конференций и симпозиумов, посвященных трансформации национальных систем образования. Все перемены стали результатом длительных (некоторые велись начиная с 1960-х годов) экспериментов и исследований педагогов и психологов разных стран. Таким образом, сегодняшняя трансформация педагогики детей младшего возраста (от 0 до 8 лет) стала результатом крупнейших научных исследований (Комарова, Тищенко, 2023). Статья посвящена изучению вопроса, как менялись программные документы в России и какие исследования этому предшествовали. Особенно это важно сегодня, когда на протяжении 10 лет трижды радикально менялись программные документы системы дошкольного образования.

Цель исследования: представить и проанализировать логику появления разнообразных документов системы дошкольного образования в России, к созданию которых были причастны великие ученые, какие проблемы дошкольного образования и как они решали, насколько оправданы были эти решения для создания условий выживания, воспитания и развития человека.

Описание хода исследования. Исследование опиралось на анализ материалов из четырех групп источников. Первая группа – архивные материалы, охватывающие период с 1900 по 1975 год, связанные с деятельностью Н.П. Сакулиной, и с 1908 по 2020 год, связанные с деятельностью Т.С. Комаровой. К архивным источникам относятся Отчеты научно-исследовательского института дошкольного воспитания Академии педагогических наук по научной деятельности, подготовленные Т.С. Комаровой в качестве заместителя директора по науке НИИ дошкольного воспитания для АПН СССР; записи Т.С. Комаровой о пребывании американских психологов, в том числе Ури Бронфенбреннера на Международном психологическом конгрессе в Москве. К первой группе относятся материалы совещаний по подготовке Концепции развития системы дошкольного образования (2022–2023) И.И. Комаровой. Вторая группа – книги и статьи, посвященные исследованиям по истории формирования системы дошкольного образования в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации. Эти материалы были использованы ранее при разработке курса и методического пособия для Государственной академии просвещения. Третья группа – исследования, осуществленные международными исследовательскими группами и международными институтами по формированию образовательной политики для детей младшего возраста (Комарова, Чаброва, 2022). В эту группу вошли и зарубежные диссертации, посвященные изучению советского опыта после публикации книги У. Бронфенбреннера о Программе дошкольного воспитания в СССР (Бронфенбреннер, 1976). Четвертая группа источников – сами программные документы, регламентирующие государственную политику в отношении дошкольного воспитания и дошкольного образования в России, начиная с середины XIX века и по настоящее время.

Результаты исследования. Был систематизирован материал о состоянии ВОДМ в России, ее взаимосвязь с тенденциями в различных странах мира. Анализ источников позволил установить преемственность разных этапов развития русской дошкольной педагогики и психологии, ее ориентацию на научную базу и практическую логику.

Заключение. Мировая система образования меняется на наших глазах, и меняется радикально. Потребности этих перемен ощутили большинство стран мира. Эти перемены ведут к изменению образовательной политики, доступу к образованию, появлению новых объектов и субъектов образования, формированию новой структуры наук об образовании, педагогики и психологии как научных дисциплин со своей системой оценок и т.д.

Список литературы
  1. Альмединген Н.А., Тумим Г.Г. Портфель дошкольного работника. – М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. – 156 с. – Библиогр. по вопросам дошкольного образования: С. 145–156.
  2. Аркин Е.А. Детский сад в свете социальной гигиены и биологии. – М.: Госиздат, 1924. – 275 с.
  3. Басов М.Я. Методы изучения ребенка // Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1975. – С. 16–78.
  4. Бехтерев В.М. Об общественном воспитании детей раннего возраста // Революция и культура,1927.
  5. Блонский П.П. Введение в дошкольное воспитание. – СПб.: Практические знания, 1915. (Оттиск из журнала «Вестник воспитания» №4).
  6. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР. – М.: Прогресс, 1976.
  7. Вентцель К.Н. Социализм и свободное воспитание // Свободное воспитание и свободная школа. – 1918. – №6–7. – С. 23–32.
  8. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. – Пб.; М.: Голос труда, 1923. – 102 с.
  9. Волкова Е.И. Дошкольное воспитание в годы сталинских пятилеток. – М., 1952.
  10. Волобуева Л., Голдовская А. Из истории первых программ для детского сада // Дошкольное воспитание. – 2009. – №11. https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2016/11/volobueva_goldovskaya.pdf
  11. Воспоминания о Н.К. Крупской. – М., 1966.
  12. Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию (1919, Москва). Доклады, протоколы, резолюции. – М.: Гос. изд-во, 1921. – 224 с.
  13. Ганина С.А. Концепция свободного воспитания: опыт социально-философской рефлексии феномена детства // Общество. Среда. Развитие. – 2012. – №1. – С. 183–186.
  14. Декрет Совета Народных Комиссаров об учреждении Государственной комиссии по просвещению // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. – 1917. – №19. – 12 ноября; Собр. Узак. – 1917. – №3. – Ст. 32. // http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/95642-dekret-soveta-narodnyh-komissarov-ob-uchrezhdenii-gosudarstvennoy-komissii-po-prosvescheniyu
  15. Детский сад в колхозе: пособие для дошкольных работников / Под ред. В.Д. Гилевич. – Воронеж: Воронеж. обл. изд-во, 1935. – 201 с.
  16. Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. URL: http://i-gnom.ru/books/doshkolnaya_pedagogika.html
  17. Дошкольное воспитание в Ленинграде за 15 лет (1917–1932) / Под ред. М. Махлина, Н. Альмединген, О. Широкогорова. – М.; Л.: Учпедгиз, 1932. – 120 с.
  18. Дошкольное дело. Сборник статей. – Пг., 1922.
  19. Ермолин А.А. Школа как центр развития компетенций. – М.: Норникель, 2020.
  20. Закон об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. Закон СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII https://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_8127.htm
  21. Зеньковский В.В. Русская педагогика в ХХ веке // Хрестоматия по истории школы и педагогики России первой трети ХХ века. – М.: АСОУ, 2009. – С. 44–46.
  22. Зиневич Н.А. Съезды педагогические и по народному образованию в дореволюционной России и в СССР // Педагогическая энциклопедия / Глав. ред. И.А. Каиров и Ф.Н. Петров. – Т. 4. – М.: Советская энциклопедия, 1968.
  23. Инструкция по ведению детского сада и очага // Справочник по дошкольному воспитанию. – М.: Изд. отдел Народного комиссариата по просвещению, 1919. – С. 34–38. URL: http://www.educationtheory.ru/eteos-186-2.html
  24. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX: Учебное пособие для педагогических университетов / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 1997. – 304 с.
  25. История советской дошкольной педагогики. Хрестоматия. – М., 1988. С. 58.
  26. Каптерев П.Ф. Обучение детей дошкольного возраста // История дошкольной педагогики в России: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обуч. по спец. «Педагогика и психология» / Под ред. С.Ф. Егорова. – М., 1999. – С. 303–312.
  27. Князев Е. Юлия Фаусек и свободное дошкольное воспитание // Дошкольное воспитание. – 2015. – №3. – С. 114–119.
  28. Коллонтай А.М. Общество и материнство. – Петроград: Жизнь и знание, 1916.
  29. Коллонтай А.М. Семья и коммунистическое государство. – Пг., 1918.
  30. Комарова И.И. Главная игрушка – воображение ребенка: О жизни и творчестве Александра Устиновича Зеленко // Архитектурное обозрение. – 2015. – №1. – С. 41–54.
  31. Комарова И.И. Музей как новый участник образовательных отношений в системе дошкольного образования // Современное дошкольное образование. – 2022. – №5(113). – С. 25–39. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-5113-25-39
  32. Комарова И.И. Путеводитель по научным обществам России. – N.-Y., 2006. – 996 с.
  33. Комарова И.И. Этнокультурное образование детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для студентов. – М.: ИИУ МГОУ, 2019. – 92 с.
  34. Комарова И.И., Тищенко А.С. Мир дошкольного образования в XXI веке // Современное дошкольное образование. – 2023. – №2(116). – С. 16–33. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-16-33
  35. Комарова Т.С. Дошкольное воспитание в СССР // Советская педагогика. – 1982. – №12. – С. 54–60.
  36. Кондратьева М.А., Шикалова Т.Н., Шкляева Н.М. Теория и практика дошкольного образования в России: конец XIX – 20-е годы ХХ столетия: учеб. пособие. – Глазов: Изд-во Глазов. пед. ин-та, 2003. – 204 с.
  37. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК 1898–1970. – 9-е изд. – М., 1984. Т. 5. – С. 118–119.
  38. Красногорская Л.И. Очерки развития дошкольного воспитания. – М., 1938.
  39. Крупская Н.К. Съезд по дошкольному воспитанию, 1924 // https://coollib.com/b/143551-nadezhda-konstantinovna-krupskaya-doshkolnoe-vospitanie-voprosyi-semeynogo-vospitaniya-i-byita/read
  40. Лазуркина Д.Л. О наследии прошлого в дошкольном воспитании // Бюллетени Отдела дошкольного воспитания Наркомпроса. – 1920. – №2.
  41. Леушина А., Махлина М., Тумим Н. Пролетарский Ленинград в борьбе за дошкольное воспитание // Дошкольное воспитание. – 1932. – №10–12. – С. 32–39.
  42. Литвин Л.Н. Общественное дошкольное воспитание в РСФСР. 1917-1940-е гг. – Мурманск: Мурманский государственный педагогический институт, 1992. – С. 29.
  43. Литвин Л.Н. Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию // Дошкольное воспитание. – 1990. – №3. – С. 56.
  44. Луначарский А.В. Собрание сочинений в восьми томах. Т.7. Эстетика, литературная критика. – М.: Художественная литература, 1967.
  45. Мансурова Д.С. Педагогические воззрения Станислава Теофиловича Шацкого. – Дисс… канд. пед. наук. – М., 1947. – С. 316.
  46. Максимова Г.Ю., Виноградова Н.А. Антро­пологические основания концепций дошкольного воспитания П. Кергомар и Е.И. Тихеевой // Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия: историко-педагогический компонент в педагогических исследованиях и педагогическом образовании. – М.: АСОУ; Золотая буква, 2006. – С. 120–126.
  47. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. – М., 1957.
  48. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 22. – С. 95–96.
  49. Народное образование в СССР. Сборник документов 1917–1973. – М., 1974. – С. 327.
  50. О передаче в ведение народного комиссариата просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств от 30.05.1918 г. // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия – М.: Просвещение, 1988. – С. 43.
  51. Омельченко Н.А. В поисках общественного идеала: проблемы российской государственности в общественно-политической мысли России (X – начало XXI вв.). Монография / Н.А. Омельченко и др. – М.: Издательский дом ГУУ, 2015.
  52. Оуэн Р. Новое существование человека на земле // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н.Б. Мчедлидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. – М.: Просве­щение, 1974. – С. 276–277.
  53. Педагогическая библиография: систематический указатель книжной и журнальной литературы по вопросам народного просвещения за 1917–1924 гг.: [в 6 кн.] / [Сост. Д. Е. Березов и др.]; Под ред. В.Ф. Лебедева. – Л.: Госиздат, 1925–1926. – (Библиотека педагога) [Кн. 4]: Дошкольное образование, 1926. – 85 с.
  54. Педагогическая энциклопедия. Т. 1. – М: Советская энциклопедия, 1964.
  55. Педагогические идеи Роберта Оуэна. Избранные отрывки из сочинений Р. Оуэна. – М.: Учпедгиз, 1940. – 265 с.
  56. Приветствие Н.К. Крупской съезду «Вопросы, стоящие перед IV съездом дошкольного воспитания» // https://bstudy.net/791896/pedagogika/chetvyortyy_vserossiyskiy_sezd_doshkolnomu_vospitaniyu_1928
  57. Резолюции по докладам Второго Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию (с 25 ноября по 2 декабря 1921 г.). – М., 1921. – 136 с.
  58. Рубинштейн М.М. Общественное или семейное воспитание? – 2-е изд., вновь просмотр. и доп. – М.: Задруга, 1918. – 99 с.
  59. Руководство по социальному воспитанию. – Харьков, 1925. – Вып. 1. – С. 122.
  60. Свентицкая М.Х. Наш детский сад. Из опыта дошкольной работы детского городка им. III Интернационала при Наркомпросе в Москве. – М.: Новая школа, 1924. – 255 с.
  61. Симонович А.С. Детский сад: Практическое руководство для детских садовниц / Рис. исполнены Н.Я. Симонович-Ефимовой и И.С. Ефимовым. – 3-е изд., перераб. с многочисл. рис. работ, с играми, нотами и рассказами. – М.: Т-во И.Д. Сытина, 1907. – [2], VIII, 9–305 с.: ил.; 25,5х17 см (книга), 29,5х20 см (папка).
  62. Соломенникова О.А. Разработка программных документов для ДОУ на разных этапах развития дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – №6. https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-programmnyh-dokumentov-dlya-dou-na-raznyh-etapah-razvitiya-doshkolnogo-obrazovaniya
  63. Таубман В.В., Фаусек Ю.И. Теория и практика детского сада Монтессори. – Пб.; М.: Мысль, 1923. – 133 с.
  64. Тезавровская Л.С. Народный детский сад Кружка совместного воспитания и образования детей. – М., 1914. – 12 с.
  65. Тихеева Е.И. О дошкольном воспитании: организация, теория, методика. Избранные труды / Сост. Л.Н. Литвин, Б.Г. Головина. – М.: АПКиППРО, 2011. – 210 с.
  66. Третий Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1988. – С. 142–153.
  67. Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию: Петербург, 30/XII-1912 г. – 6/I-1913 г. Т. 1. – СПб., 1914. – С. 25. https://www.prlib.ru/item/944112
  68. Уральский областной дошкольный методический кабинет. Как составить годовой производственный план дошкольного учреждения на основе программ. – Свердловск: УралОНО, 1933. – 21 с.
  69. Уткин А.В. Формирование советской образовательной доктрины // Образование в России и мире в контексте Октябрьской революции 1917 г.: Сб. науч. трудов и материалов. – М.: АСОУ, 2017. – С. 102–112.
  70. Чулицкая Л.И. Биологические особенности дошкольного возраста и система Монтессори // Новые идеи в педагогике. Пересмотр основ педагогики Монтессори. – 1924. – №5. – С. 38–61.
  71. Шлегер Л.К. Особенности работы с детьми семилетнего возраста. – Л.: Госиздат, 1925. – 43 с.
  72. Шлегер Л.К. Практическая работа в детском саду // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1988. – С. 339–354.
  73. Энгельс Ф. Принципы коммунизма // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 4. – С. 322–339.
  74. Юдина Н.П. Дом свободного ребенка – грандиозный педагогический эксперимент // Историко-педагогический журнал. – 2016. – №4. – С. 86–98.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

Ключевые слова

ВОДМ, дошкольное образование, дети младшего возраста, министерство образования, образовательная политика, трансформация образования, экологизация детства, образовательный охват, законодатель­ство в системе образования