Комарова И.И., Тищенко А.С. Мир дошкольного образования в XXI веке

№2 2023 Комарова И.И., Тищенко А.С.   Мир дошкольного образования в XXI веке
Аннотация

Актуальность. Тема трансформации образования сегодня необычайно актуальна, так как в последние 10–20 лет глобально изменился подход к роли дошкольного воспитания / воспитания и образования детей младшего возраста во всем мире. В результате многими странами были пересмотрены подходы к дошкольному образованию, оно заняло то место, которое заслуживает этот уровень образования для развития конкурентности стран (Комарова, 2018). Это заставило мировое сообщество пересмотреть свои подходы к образованию и провести серию конгрессов, конференций и симпозиумов, посвященных трансформации национальных систем образования. Статья посвящена систематизации приведенных и обсужденных на Всемирной конференции ЮНЕСКО в Узбекистане данных, приведенных 150 руководителями государств, министрами или представителями министерств, руководителями НПО и международных организаций в сфере воспитания и образования детей младшего возраста.

Цель исследования: представить и проанализировать разнообразие подходов различных стран к решению проблем дошкольного образования для создания условий выживания и развития человека, обеспечивающих устойчивое развитие и сохранение жизни на Земле.

Описание хода исследования. Авторы проанализировали образовательную статистику нескольких групп стран: постсоветского пространства; развивающихся; развитых; издавна применяющих инновационные подходы в воспитании и образовании детей младшего возраста и т.д. По этой теме авторы опубликовали несколько отчетов (Каракчиева и др., 2022; Комарова, Чаброва, 2022). Полученные ранее данные были сопоставлены с исследованиями отдельных аспектов дошкольного воспитания и образования, разрабатываемых группами ученых и направленных на концепции, признанные важными в современной ситуации, например, на исследования нейрофизиологии раннего детства или экологизации детства и т.п. Эти данные были также сопоставлены с теми характеристиками состояния ВОДМ, которые приводили руководители государств, министры, ответственные за ВОДМ.

Результаты исследования. В результате исследования был систематизирован материал о состоянии ВОДМ в различных странах мира, дальнейших направлениях развития.

Заключение. Мировая система образования меняется на наших глазах, и меняется радикально. Потребности этих перемен ощутили большинство стран мира. Эти перемены ведут к изменению образовательной политики, доступу к образованию, появлению новых объектов и субъектов образования, формированию новой структуры наук об образовании, педагогики и психологии как научных дисциплин со своей системой оценок и т.д.

Фрагмент статьи
Повышенное внимание политиков, ученых и педагогов к дошкольному образованию во всем мире неудивительно, учитывая растущее количество данных о преимуществах развития дошкольного образования. В дополнение к часто цитируемым лонгитюдным исследованиям, проводимым в США и Великобритании, исследования, осуществленные в странах с низким и средним уровнем доходов, также демонстрируют хорошие результаты:
  • В Аргентине один год дошкольного образования привел к росту оценок по языку и математике в третьем классе в среднем на 8% и оказал положительное влияние на некогнитивные поведенческие способности (Пляскина, 2014).
  • В Бангладеш дети, проходившие высококачественную дошкольную программу, превзошли контрольную группу по вербальному и невербальному мышлению, а также по готовности к школе (Образование для всех…, 2015).
  • В Мозамбике, по сравнению с контрольной группой, дети из сельских дошкольных учреждений на 24% чаще поступали в начальную школу и демонстрировали улучшенные когнитивные способности, мелкую моторику и поведенческие результаты (Образование в интересах людей и планеты…).

Несмотря на особую активность в последние несколько лет мирового сообщества в области образования и воспитания детей младшего возраста (ВОДМ) эта работа длительное время находилась вне поля зрения международных организаций.

Первое исследование министров образования, проведенное Международным бюро просвещения, было осуществлено в 1939 году в рамках Международной конференции по образованию (ICE).

Нельзя не отметить, что главой Бюро просвещения долгое время (до 1967 года) был выдающийся психолог – Жан Пиаже. Он считал важным собрать министров образования разных стран, чтобы обсудить проблемы, стоящие перед образованием. Выводы в отношении дошкольного образования заключались в том, что эта область быстро развивается во многих странах и что программы организуются как правительством, так и правительственными агентствами и частным сектором (НПО).

В меморандуме ЮНЕСКО 1939 года, в котором излагаются «Рекомендации, принятые Международными конференциями по народному образованию в 1934–1977 годах» (Recommendations, 1979), признается необходимость в детских учреждениях для растущего числа работающих матерей и подчеркивается значение дошкольного образования, которое должно быть доступно для всех детей. Кроме того, говорится, что программы должны быть добровольными, бесплатными или с платой, аналогичной плате в начальной школе, охватывать полный рабочий день и реализовываться более подготовленными педагогами.

Из меморандума Международной конференции по образованию:

Международная конференция по народному просвещению, считая, что было бы опасно воспитывать для будущего поколение граждан, не имеющих необходимой физической, интеллектуальной и моральной подготовки и, следовательно, неспособных найти решения огромных проблем, поставленных переустройством мира,

1) обращает внимание правительств на серьезные последствия, которые могут возникнуть в связи с экономией расходов в области образования, и предлагает искать способы экономии в других секторах, менее связанных с материальным и духовным прогрессом;

2) отмечает с большим удовлетворением, что Исполнительный комитет Международного бюро просвещения, несколько крупных международных образовательных ассоциаций или собраний, а также Международная комиссия по интеллектуальному сотрудничеству и Ассамблея Лиги Наций приняли по этому поводу резолюции;

3) сожалея о том, что некоторые страны были вынуждены в силу обстоятельств, связанных с экономическим кризисом, ввести ограничения, часто существенные, в сфере образования, Конференция обращает внимание правительств на следующие соображения:

а) наиболее опасными сокращениями являются глобальные сокращения расходов на образование, осуществляемые без учета полезности и эффективности затронутых институтов;

б) важно, чтобы органы, ответственные за бюджет, не отдавали приказы о сокращении бюджета без предварительного изучения этого органами, ответственными за общественное просвещение;

в) сокращение жалованья преподавательскому составу представляет серьезную опасность для набора его членов, которые должны быть избранными лицами, поскольку им фактически вверено будущее нации;

г) кредиты, которые должны способствовать физическому и моральному здоровью детей, никоим образом не должны уменьшаться для школьных помещений, включая туалеты, школьные столовые, детские площадки, школьные колонии или службы социальной помощи, которые придали новую ориентацию современной школе и которые в кризисные времена становятся еще более необходимыми;

д) необходимо избегать обеднения школьного материала, которое может поставить под угрозу эффективность обучения;

е) количество классов не должно увеличиваться до такой степени, что ценность обучения снижается и здоровье детей подвергается опасности;

ж) работа школьной инспекции, от которой частично зависит ценность образования в стране, должна поддерживаться таким образом, чтобы она всегда сохраняла свою эффективность (Recommendations, 1979).

Вторая мировая война помешала реализации этих планов, и следующей попыткой получить общую картину образования и ухода стало исследование 1961 года, на которое откликнулись 65 стран, главным образом, развитых. И только 25% развивающихся стран, в том числе: из Африки – Либерия и Южная Африка, из азиатских – Китай, Япония, Индия, Иран, Корея и Малайзия, – приняли участие в опросе.

Полный текст читайте в журнале "СДО"

Список литературы
  1. Венесуэла – дошкольное начальное образование – школы, процент, миллион и учащиеся – StateUniversity.com https://education.stateuniversity.com/pages/1664/Venezuela-PREPRIMARY-PRIMARY-EDUCATION.html#ixzz7qeoNMTcG (дата обращения: 16.03.2023).
  2. Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей (1990) // https://www.un.org/en/conferences/children/newyork1990 (дата обращения: 16.03.2023).
  3. Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста // https://www.youtube.com/watch?v=i4XLBPkOLyM&t=4868s (15 ноября 2022 г. Открытие конференции) (дата обращения: 16.03.2023).
  4. Каракчиева И.В., Кисель А.В., Новикова С.Е., Сизова М.А., Тищенко А.С. Современное дошкольное образование: запросы и ценности // Современное дошкольное образование. – 2022. – №5(113). – С. 8–24. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-5113-8-24
  5. Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. – 2018. – №8(90). – С. 16–25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032
  6. Комарова И.И., Новикова С.Е., Тищенко А.С. Состояние системы дошкольного образования в России: социологические аспекты / РАНХиГС. – М.: Дело, 2020. – 82 с.
  7. Комарова И.И., Чаброва Т.Л. Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста «Ранние инвестиции для лучшего обучения и светлого будущего» // Современное дошкольное образование. – 2022. – №6(114). – С. 4–10.
  8. Концептуальная записка о Всемирном докладе по мониторингу образования 2023 года в области технологий и образования. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000378950_rus (дата обращения: 16.03.2023).
  9. Новости ООН. https://news.un.org/ru/tags/yemen (дата обращения: 16.03.2023).
  10. Образование в интересах людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех. https://www.uncclearn.org/wp-content/uploads/library/245745r.pdf (дата обращения: 16.03.2023).
  11. Образование для всех 2000-2015 гг.: достижения и вызовы, Всемирный доклад по мониторингу ОДВ, 2015. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000232205_rus (дата обращения: 16.03.2023).
  12. Пляскина Е.П. Дошкольное образование в Аргентине // Психологические науки: теория и практика: Материалы II Междунар. науч. конф. (Москва, март 2014 г.). – Т.0. – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 4–6. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/4970/ (дата обращения: 16.03.2023).
  13. Bangladesh Early Childhood Care and Education (ECCE) programmes // https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000147156
  14. Clearinghouse on International Developments in Child, Youth and Family Policies at Columbia University. 2006. ‘Azerbaijan’. http://www.childpolicyintl.org/countries/Azerbaijan.html (дата обращения: 16.03.2023).
  15. Early Childhood Care and Education^ An investment in wellbeing, gender equality, social-cohesion, and lifelong learning //https://www.unesco.org/en/early-childhood-education (дата обращения: 16.03.2023).
  16. Education_in_Belgium // https://en.wikipedia.org/wiki/Education_in_Belgium
  17. Gabon. For a Quality Education Accessible to All // https://www.adeanet.org/sites/default/files/peer_review_gabon_web_en.pdf (дата обращения: 16.03.2023).
  18. Humanitarian Action for Children 2023 – Yemen // https://reliefweb.int/report/yemen/humanitarian-action-children-2023-yemen (дата обращения: 16.03.2023).
  19. I-Fang E.C. Early Childhood Education In Azerbaijan: Expanding Access To Quality Ece, 2017. https://silo.tips/download/early-childhood-education-in-azerbaijan (дата обращения: 16.03.2023).
  20. Kamerman S.B. (2006). A global history of early childhood education and care.
  21. Recommendations: 1934–1977 / International Conference on Education. – Paris, France: Unesco, c 1979 . xxii, 430 p.
  22. The Dakar Framework for Action: Education for All: meeting our collective commitments (including six regional frameworks for action) // https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000121147
  23. The National Report on The State and Deve­lopment of Education System of The Repu­blic of Kazakhstan for the 30 years of Inde­pen­dence and 2021. https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/activities/158?lang=en
  24. UNICEF Bangladesh Country Programme for 2017-2020 Country Programme Document and Strategy Notes. June 2016 // https://www.unicef.org/bangladesh/sites/unicef.org.bangladesh/files/2018-10/Bangladesh_Programme%20Strategy%20Notes%20-%20June%202016.pdf
  25. Yemen country report on out-of-school children // https://reliefweb.int/report/yemen/yemen-country-report-out-school-children-enar#:~:text=Some%201.2%20million%20primary%20aged,and%2011%25%20at%20lower%20secondary
  26. World Conference on Education for All Meeting Basic Learning Needs. Jomtien, Thailand. 5-9 March 1990 // https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000127583
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

ВОДМ, дошкольное образование, дети младшего возраста, министерство образования, образовательная политика, трансформация образования, экологизация детства, образовательный охват, законодательство в системе образования