Актуальность. Тема трансформации образования сегодня необычайно актуальна, так как в последние 10–20 лет глобально изменился подход к роли дошкольного воспитания / воспитания и образования детей младшего возраста во всем мире. В результате многими странами были пересмотрены подходы к дошкольному образованию, оно заняло то место, которое заслуживает этот уровень образования для развития конкурентности стран (Комарова, 2018). Это заставило мировое сообщество пересмотреть свои подходы к образованию и провести серию конгрессов, конференций и симпозиумов, посвященных трансформации национальных систем образования. Статья посвящена систематизации приведенных и обсужденных на Всемирной конференции ЮНЕСКО в Узбекистане данных, приведенных 150 руководителями государств, министрами или представителями министерств, руководителями НПО и международных организаций в сфере воспитания и образования детей младшего возраста.
Цель исследования: представить и проанализировать разнообразие подходов различных стран к решению проблем дошкольного образования для создания условий выживания и развития человека, обеспечивающих устойчивое развитие и сохранение жизни на Земле.
Описание хода исследования. Авторы проанализировали образовательную статистику нескольких групп стран: постсоветского пространства; развивающихся; развитых; издавна применяющих инновационные подходы в воспитании и образовании детей младшего возраста и т.д. По этой теме авторы опубликовали несколько отчетов (Каракчиева и др., 2022; Комарова, Чаброва, 2022). Полученные ранее данные были сопоставлены с исследованиями отдельных аспектов дошкольного воспитания и образования, разрабатываемых группами ученых и направленных на концепции, признанные важными в современной ситуации, например, на исследования нейрофизиологии раннего детства или экологизации детства и т.п. Эти данные были также сопоставлены с теми характеристиками состояния ВОДМ, которые приводили руководители государств, министры, ответственные за ВОДМ.
Результаты исследования. В результате исследования был систематизирован материал о состоянии ВОДМ в различных странах мира, дальнейших направлениях развития.
Заключение. Мировая система образования меняется на наших глазах, и меняется радикально. Потребности этих перемен ощутили большинство стран мира. Эти перемены ведут к изменению образовательной политики, доступу к образованию, появлению новых объектов и субъектов образования, формированию новой структуры наук об образовании, педагогики и психологии как научных дисциплин со своей системой оценок и т.д.
Несмотря на особую активность в последние несколько лет мирового сообщества в области образования и воспитания детей младшего возраста (ВОДМ) эта работа длительное время находилась вне поля зрения международных организаций.
Первое исследование министров образования, проведенное Международным бюро просвещения, было осуществлено в 1939 году в рамках Международной конференции по образованию (ICE).
Нельзя не отметить, что главой Бюро просвещения долгое время (до 1967 года) был выдающийся психолог – Жан Пиаже. Он считал важным собрать министров образования разных стран, чтобы обсудить проблемы, стоящие перед образованием. Выводы в отношении дошкольного образования заключались в том, что эта область быстро развивается во многих странах и что программы организуются как правительством, так и правительственными агентствами и частным сектором (НПО).
В меморандуме ЮНЕСКО 1939 года, в котором излагаются «Рекомендации, принятые Международными конференциями по народному образованию в 1934–1977 годах» (Recommendations, 1979), признается необходимость в детских учреждениях для растущего числа работающих матерей и подчеркивается значение дошкольного образования, которое должно быть доступно для всех детей. Кроме того, говорится, что программы должны быть добровольными, бесплатными или с платой, аналогичной плате в начальной школе, охватывать полный рабочий день и реализовываться более подготовленными педагогами.
Из меморандума Международной конференции по образованию:
Международная конференция по народному просвещению, считая, что было бы опасно воспитывать для будущего поколение граждан, не имеющих необходимой физической, интеллектуальной и моральной подготовки и, следовательно, неспособных найти решения огромных проблем, поставленных переустройством мира,
1) обращает внимание правительств на серьезные последствия, которые могут возникнуть в связи с экономией расходов в области образования, и предлагает искать способы экономии в других секторах, менее связанных с материальным и духовным прогрессом;
2) отмечает с большим удовлетворением, что Исполнительный комитет Международного бюро просвещения, несколько крупных международных образовательных ассоциаций или собраний, а также Международная комиссия по интеллектуальному сотрудничеству и Ассамблея Лиги Наций приняли по этому поводу резолюции;
3) сожалея о том, что некоторые страны были вынуждены в силу обстоятельств, связанных с экономическим кризисом, ввести ограничения, часто существенные, в сфере образования, Конференция обращает внимание правительств на следующие соображения:
а) наиболее опасными сокращениями являются глобальные сокращения расходов на образование, осуществляемые без учета полезности и эффективности затронутых институтов;
б) важно, чтобы органы, ответственные за бюджет, не отдавали приказы о сокращении бюджета без предварительного изучения этого органами, ответственными за общественное просвещение;
в) сокращение жалованья преподавательскому составу представляет серьезную опасность для набора его членов, которые должны быть избранными лицами, поскольку им фактически вверено будущее нации;
г) кредиты, которые должны способствовать физическому и моральному здоровью детей, никоим образом не должны уменьшаться для школьных помещений, включая туалеты, школьные столовые, детские площадки, школьные колонии или службы социальной помощи, которые придали новую ориентацию современной школе и которые в кризисные времена становятся еще более необходимыми;
д) необходимо избегать обеднения школьного материала, которое может поставить под угрозу эффективность обучения;
е) количество классов не должно увеличиваться до такой степени, что ценность обучения снижается и здоровье детей подвергается опасности;
ж) работа школьной инспекции, от которой частично зависит ценность образования в стране, должна поддерживаться таким образом, чтобы она всегда сохраняла свою эффективность (Recommendations, 1979).
Вторая мировая война помешала реализации этих планов, и следующей попыткой получить общую картину образования и ухода стало исследование 1961 года, на которое откликнулись 65 стран, главным образом, развитых. И только 25% развивающихся стран, в том числе: из Африки – Либерия и Южная Африка, из азиатских – Китай, Япония, Индия, Иран, Корея и Малайзия, – приняли участие в опросе.
Полный текст читайте в журнале "СДО"
ВОДМ, дошкольное образование, дети младшего возраста, министерство образования, образовательная политика, трансформация образования, экологизация детства, образовательный охват, законодательство в системе образования
Ваша корзина пуста