ISSN 1997-9657
       

Коркина О.С. Формирование педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации в условиях стандартизации системы дошкольного образования

№08 2017 Коркина О.С. Формирование педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации  в условиях стандартизации системы дошкольного образования
Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации, освещаются базовые противоречия, возникшие в сельских детских садах в условиях стандартизации дошкольного образования. Исследуются особенности социокультурной среды села, которая более консервативна, традиционна и постоянна, для нее характерна целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство. В ходе исследования были выявлены специфические особенности и проблемы сельских дошкольных образовательных организаций Орловской области в условиях стандартизации системы. К ним относятся: малокомплектность, отсутствие в штате специалистов коррекционной направленности, низкий уровень материально-технического, финансового обеспечения и развивающей предметно-пространственной среды. Также был выявлен низкий уровень педагогической культуры сельских воспитателей. В статье проанализированы различные подходы к определению современными учеными понятия «педагогическая культура», что позволило обозначить ее структурные компоненты. В качестве структурных компонентов педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации выделены: ценностный, когнитивный, инновационно-технологический и личностно-творческий. Для исследования уровня сформированности педагогической культуры сельских воспитателей в соответствии с заданным критериями были использованы диагностические методики: тест-опросник для измерения потребности в достижениях Ю.М. Орлова; методика измерения эмпатийности педагога И.М. Юсупова; оценка способностей к саморазвитию и самообразованию Н.В. Немовой, тест «Креативность» Н.Ф. Вишняковой. Структурные компоненты педагогической культуры рассматриваются в статье в качестве интегративных свойств личности сельского воспитателя. Автором описаны методика и результаты исследования уровня показателей компонентов педагогической культуры сельских воспитателей, представлено их обсуждение, проанализированы результаты, намечены дальнейшие перспективы работы.

Фрагмент статьи

Введение

Педагогическую культуру воспитателя логично рассматривать в современном контексте модернизации образования в России, происходящей параллельно с реформированием производственных и распределительных отношений в обществе, с развитием всех его социальных институтов. Требования к системе дошкольного образования определены ФГОС дошкольного образования. Одним из них является обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования.

Реальным фундаментом обеспечения качества дошкольного образования является высокая педагогическая культура работников, осуществляющих реализацию образовательной программы дошкольного образования (Оверчук Т.И., 2002). В данном контексте очевидна актуальность исследуемой нами проблемы формирования педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации (далее ДОО), обусловленная следующими противоречиями между:

• высокими требованиями к уровню педагогической культуры воспитателя сельской ДОО и возможностями традиционной системы повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования;

• традиционными моделями повышения уровня педагогической культуры воспитателя сельской ДОО, не удовлетворяющими современным подходам к профессиональной и общекультурной подготовке воспитателей, и новыми требованиями к кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, регламентированными ФГОС дошкольного образования и профессиональным стандартом «Педагог» (воспитатель, учитель).

Список литературы

1. Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов (к вопросу о сущности педагогической культуры) // Советская педагогика. – 1981. – №1. – С. 71–77.
2. Бенин В.Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. – Уфа, 1994. – С. 144.
3. Билеменко М.С. «Тест оценки уровня знаний в области педагогики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/03/22/ekzamenatsionnye-materialy-po-pm-03-pedagogicheskaya (Дата обращения: 07.09.2014).
4. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика. –1999. – №3. – С. 37–43.
5. Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. – Л., 1988. – С. 22.
6. Видт И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы // Педагогика. – 2002. – №3. – С. 3–7.
7. Вишнякова Н.Ф. Тест «Креативность» [Электронный ресурс].Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2012/11/08/pedagogicheskaya-kreativnost-kak-vedushchiy (Дата обращения: 18.04.2015).
8. Воробьев Н.Е., Суханцева В.К., Ива­нова Т.В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. – 1992. – №1–2. – С.66–70.
9. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого-социальный институт; ФЛИНТА, 1998.
10. Грунт Е.В., Лымарь А.Н. Особенности профессиональной культуры, как феномена культуры / Культура, личность, общество
в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Материалы Х международной конференции. – Екатеринбург, 2007. – С. 121–128.
11. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы / Под ред. Т.И. Оверчук – М., 2002.
12. Коркина О.С., Котькова Г.Е., Коть-ков Н.Н. Социальное образование на переломе эпох / Коллективная монография. – Орел: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2015.
13. Кукушин В.С. Введение в педагогиче­скую деятельность. – Ростов-на-Дону: Март, 2002. – 224 с.
14. Морева Н.А., Дмитриев Ю.А., Кротова Т.В. Характеристика педагогической культуры воспитателей и родителей детей дошкольного возраста // Наука и школа. – 2015. – №3.
15. Немова Н.В. Оценка способностей к саморазвитию и самообразованию. [Электронный ресурс] http://www.testio.ru/prof/psi-test/31-test-123.html (Дата обращения: 22.04.2015).
16. Николаев В.А. Профессионально-педагогическая культура современного учителя / Актуальные проблемы формирования педагогической культуры учителя сельской школы; сборник научных и методических работ, представленных на региональную научно-практическую конференцию. Под ред. Г.Е. Котьковой. – Орел: ФГБОУ ВО ОГУ имени И.С. Тургенева, 2016. – 377 с.
17. Орлов Ю.М. Опросник «Потребность в достижении». [Электронный ресурс] http://studopedia.ru/9_174071_oprosnik-potrebnost-v-dostizhenii-yum-orlova.html (Дата обращения: 20.04.2015).
18. Проблемы развития сельской школы в контексте перемен современного социо­культурного пространства / Воспитательные ресурсы социокультурного пространства села: Монография. Под общей редакцией Г.Е. Котьковой. – Орел: ФБГОУ ВПО «ОГУ», 2014.
19. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. – М., 1996. – 205 с.
20. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Вари­ативные модели организации дошкольного образования. – М.: Педагогическое общество России, 2012.
21. Юсупов И.М. Методика «Диагностика уровня эмпатии» [Электронный ресурс] http://docpsy.ru/testy/diagnostika-motivatsii/5058-metodika-diagnostika-urovnya-empatii-i-m-yusupova.html (Дата обращения: 18.04.2015).

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

педагогическая культура, сельская дошкольная образовательная организация, сельский воспитатель, уровни и показатели педагогической культуры