ISSN 1997-9657
       

Котлованова О.В., Емельянова И.Е., Батенова Ю.В. Эффективность формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей дошкольного возраста

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. В современном мире угроза возникновения террористических актов возрастает. Важная роль для обеспечения безопасности детей принадлежит системе образования, в частности дошкольным образовательным организациям.

Цель исследования. Цель – проанализировать эффективность формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего дошкольного возраста, занятия с которыми проводились в дошкольных образовательных организациях по авторской парциальной программе «Безопасный Я в безопасном мире». Программа социально-педагогической направленности, имеющая цель – формирование представлений о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций террористического характера. Правила поведения, заложенные в программе, согласованы с рекомендациями МЧС РФ.

Описание хода исследования. Для формирующего эксперимента мы случайным образом выбрали детей: в контрольную группу вошли 90 детей старшего дошкольного возраста, а в экспериментальную – 98 детей, которые занимались по программе в течение одного учебного года.

Результаты исследования. Эффективность оценивалась по трем компонентам: когнитивному, поведенческому и мотивационно-ценностному. Когнитивный (знаниевый) компонент – это знания признаков чрезвычайных ситуаций террористического характера и правил поведения. Поведенческий компонент с эмоционально-волевым подкреплением – готовность в воображаемой ситуации спланировать и совершить ряд требуемых действий. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя признание ценности жизни и здоровья и умение обосновать стратегию поведения (в соответствии с установками позитивного отношения к безопасности и следованию правилам поведения). Выявлено, что занятия в рамках программы позволили достоверно эффективно сформировать представления о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего дошкольного возраста. Особенно важными результатами оказались стратегии поведения детей, позволяющие детям действовать безопасно в нетипичной ситуации.

Фрагмент статьи

Актуальность исследования

В современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера являются проблемой государства. Образование играет важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности отдельной личности и общества в целом. Сохранение здоровья подрастающего поколения с формированием опыта безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья рассматриваются как одна из главных задач системы образования (Терницкая, 2016). Отраженные в нормативно-правовых актах задачи по обеспечению безопасности детей доказывают актуальность нашего исследования. Среди таких актов: Конституция РФ; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.

№273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон «Об образовании...»); Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. №1155; Национальная доктрина образования РФ до 2025 года; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р; Приказ Минобрнауки РФ от 4 июня 2008 г. №170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки» от 4 июня 2008 г. №170; Письмо Минобрнауки России от 04.06.2008 г. №03-1423 и Письмо Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» от 30 августа 2005 г. №03-1572; Указ Правительства РФ от 12 мая 2009 года №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»; Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы от 28 декабря 2018 года №Пр-2665; Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (утверждена резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 г.); Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников (принята 17 декабря 1979 г.); Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (принята 16 декабря 1997 г.); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 1997 г.) (ратифицирована Федеральным законом от 13.02.2001 г. №19-ФЗ); Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 14 сентября 2005 г.).

В связи со сложившейся ситуацией относительно возрастающих угроз возникновения чрезвычайных ситуаций террористического характера (далее – ЧСТХ) появилась необходимость теоретического переосмысления и практического решения проблемы формирования представлений о безопасном поведении в условиях ЧСТХ у личности на всех ступенях образования, начиная с дошкольного периода детства.

В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт (Козлова, 2001). Развитие ребенка обусловлено успешностью усвоения социального опыта (Мухина, 1985), в случае нашего исследования этот опыт касается усвоения знаний о безопасном поведении в опасных ситуациях, поскольку готовность к подобным ЧСТХ должна базироваться не только на его минимальном жизненном опыте, но и на опыте всего человечества, который передают ему взрослые. Ребенок становится членом общества, смотрящим на мир сквозь призму человеческого опыта, который может быть крайне необходим в ЧС. Кроме того, именно в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное становление познавательных, эмоциональных, социальных реакций, что является залогом успешной реализации разработанной программы.

Педагогическая практика дошкольного образования не полностью реализует цели и задачи, отраженные в вышеуказанных документах. Мы проанализировали образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста, представленные на официальном сайте Федерального института развития образования (далее – ФИРО), в аспекте формирования навыков безопасного поведения при угрозе и возникновении актов террористического характера. Выявлено, что вопросы формирования антитеррористический безопасности и безопасного поведения затронуты лишь в архивной программе «Диалог» (Соболева, Приходько, Образовательная программа дошкольного образования «Диалог»), где указано только то, что «в результате освоения программного содержания ребенок знаком с основными навыками адекватного поведения в ситуациях агрессивного поведения другого человека или террористической угрозы». Анализ парциальных программ показал, что предлагаемые содержание, формы, методы и приемы работы не обеспечивают формирование у дошкольников знаний о безопасном поведении в полном объеме, т.к. не освещены вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями террористического характера. Во всех программах, касающихся вопросов безопасности, акцент делается на усвоение знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, а это лишь один из компонентов культуры безопасности жизнедеятельности детей.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы
  1. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: АСТ– ЛТД, 2015. – 68 с.
  2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
  3. Варакина Ж.Л., Кибанова Т.В., Любова А.Н. Методологические основания к изучению самосохранительного поведения детского и взрослого населения, 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovaniya-k-izucheniyu-samosohranitelnogo-povedeniya-detskogo-i-vzroslogo-naseleniya (дата обращения: 09.04.2020).
  4. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/terrdec1.shtml (дата обращения 04.10.2018).
  5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджа­спиров. – М.: Академия, 2005. – 176 с.
  6. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
  7. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы. – М., 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ncpti.su/upload/%D0%9A%D0%9F-2023.pdf
  8. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб-ник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. – 583 c. (Серия «Учебник для вузов»).
  9. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005. – 960 с.
  10. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма. Принята резолюцией 59/290 Генеральной Ассамблеи от 13 апреля 2005 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nucl_ter.shtml (дата обращения 26.12.2020).
  11. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. Принята резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1997 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/bombing.shtml (дата обращения 04.10.2018).
  12. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/hostages.shtml (дата обращения 04.10.2018).
  13. Министерство образования и науки Российской Федерации. Письмо от 30 августа 2005 года № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_98627 (дата обращения 26.11.2020).
  14. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. институтов / Под ред. Л.А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
  15. Национальная доктрина образования в Рос­сийской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (дата обращения 26.11.2020).
  16. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95521/#ixzz5skhzttdc (дата обращения: 02.10.2018).
  17. Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько.
  18. Памятка «Правила и порядок поведения населения при угрозе и осуществлении террористического акта» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mdou229.edu.yar.ru/docs/pamyatka_antiterror.pdf (дата обращения: 26.12.2020).
  19. Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. N 03-1423 «О методических рекомендациях» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ – Режим доступа: http://base.garant.ru/6391916/#ixzz5SkjuH4b7 (дата обращения: 02.10.2018).
  20. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2017. – 336 c.
  21. Попков В.А. Дидактика высшей школы Учебное пособие для вузов / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М.: Юрайт, 2016. – 247 c.
  22. Приказ Министерствa образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6289369/ (дата обращения 26.11.2020).
  23. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 26.11.2020).
  24. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения 26.11.2020).
  25. Сухарев А.В. Формирование готовности студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера: автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2009. – 24 с.
  26. Терницкая С.В. Формирование безопасного поведения личности как социально-педагогическая проблема / Вестник КГПУ «Педагогические науки. Теория и методика профессионального образования». – 2016. – №1 (35). – С. 90–94.
  27. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/43942021d9206af7a0c78b6f65ba3665db940264/ (дата обращения: 09.04.2020).
  28. Федеральный закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом» от 13.02.2001 №19-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30385/ (дата обращения 04.10.2018).
  29. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.10.2018).
  30. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. – Издание 4-е, переработанное и дополненное. – М.: Гардарики, 2007. – 519 с.
  31. Черный С.П. Психолого-педагогиче­ское обеспечение процесса формирования навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных школ: автореф. дис. канд. пед. наук. – Красноярск, 2007. – 19 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дети дошкольного возраста, чрезвычайные ситуации террористического характера, безопасное поведение, сформированность представлений о безопасном поведении, программа по антитеррористической безопасности