Актуальность (контекст) тематики статьи. В современном мире угроза возникновения террористических актов возрастает. Важная роль для обеспечения безопасности детей принадлежит системе образования, в частности дошкольным образовательным организациям.
Цель исследования. Цель – проанализировать эффективность формирования представлений о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего дошкольного возраста, занятия с которыми проводились в дошкольных образовательных организациях по авторской парциальной программе «Безопасный Я в безопасном мире». Программа социально-педагогической направленности, имеющая цель – формирование представлений о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций террористического характера. Правила поведения, заложенные в программе, согласованы с рекомендациями МЧС РФ.
Описание хода исследования. Для формирующего эксперимента мы случайным образом выбрали детей: в контрольную группу вошли 90 детей старшего дошкольного возраста, а в экспериментальную – 98 детей, которые занимались по программе в течение одного учебного года.
Результаты исследования. Эффективность оценивалась по трем компонентам: когнитивному, поведенческому и мотивационно-ценностному. Когнитивный (знаниевый) компонент – это знания признаков чрезвычайных ситуаций террористического характера и правил поведения. Поведенческий компонент с эмоционально-волевым подкреплением – готовность в воображаемой ситуации спланировать и совершить ряд требуемых действий. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя признание ценности жизни и здоровья и умение обосновать стратегию поведения (в соответствии с установками позитивного отношения к безопасности и следованию правилам поведения). Выявлено, что занятия в рамках программы позволили достоверно эффективно сформировать представления о безопасном поведении при чрезвычайных ситуациях террористического характера у детей старшего дошкольного возраста. Особенно важными результатами оказались стратегии поведения детей, позволяющие детям действовать безопасно в нетипичной ситуации.
В современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера являются проблемой государства. Образование играет важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности отдельной личности и общества в целом. Сохранение здоровья подрастающего поколения с формированием опыта безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья рассматриваются как одна из главных задач системы образования (Терницкая, 2016). Отраженные в нормативно-правовых актах задачи по обеспечению безопасности детей доказывают актуальность нашего исследования. Среди таких актов: Конституция РФ; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
№273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон «Об образовании...»); Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. №1155; Национальная доктрина образования РФ до 2025 года; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р; Приказ Минобрнауки РФ от 4 июня 2008 г. №170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки» от 4 июня 2008 г. №170; Письмо Минобрнауки России от 04.06.2008 г. №03-1423 и Письмо Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» от 30 августа 2005 г. №03-1572; Указ Правительства РФ от 12 мая 2009 года №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»; Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы от 28 декабря 2018 года №Пр-2665; Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (утверждена резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 г.); Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников (принята 17 декабря 1979 г.); Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (принята 16 декабря 1997 г.); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 1997 г.) (ратифицирована Федеральным законом от 13.02.2001 г. №19-ФЗ); Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 14 сентября 2005 г.).
В связи со сложившейся ситуацией относительно возрастающих угроз возникновения чрезвычайных ситуаций террористического характера (далее – ЧСТХ) появилась необходимость теоретического переосмысления и практического решения проблемы формирования представлений о безопасном поведении в условиях ЧСТХ у личности на всех ступенях образования, начиная с дошкольного периода детства.
В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт (Козлова, 2001). Развитие ребенка обусловлено успешностью усвоения социального опыта (Мухина, 1985), в случае нашего исследования этот опыт касается усвоения знаний о безопасном поведении в опасных ситуациях, поскольку готовность к подобным ЧСТХ должна базироваться не только на его минимальном жизненном опыте, но и на опыте всего человечества, который передают ему взрослые. Ребенок становится членом общества, смотрящим на мир сквозь призму человеческого опыта, который может быть крайне необходим в ЧС. Кроме того, именно в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное становление познавательных, эмоциональных, социальных реакций, что является залогом успешной реализации разработанной программы.
Педагогическая практика дошкольного образования не полностью реализует цели и задачи, отраженные в вышеуказанных документах. Мы проанализировали образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста, представленные на официальном сайте Федерального института развития образования (далее – ФИРО), в аспекте формирования навыков безопасного поведения при угрозе и возникновении актов террористического характера. Выявлено, что вопросы формирования антитеррористический безопасности и безопасного поведения затронуты лишь в архивной программе «Диалог» (Соболева, Приходько, Образовательная программа дошкольного образования «Диалог»), где указано только то, что «в результате освоения программного содержания ребенок знаком с основными навыками адекватного поведения в ситуациях агрессивного поведения другого человека или террористической угрозы». Анализ парциальных программ показал, что предлагаемые содержание, формы, методы и приемы работы не обеспечивают формирование у дошкольников знаний о безопасном поведении в полном объеме, т.к. не освещены вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями террористического характера. Во всех программах, касающихся вопросов безопасности, акцент делается на усвоение знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, а это лишь один из компонентов культуры безопасности жизнедеятельности детей.
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"
дети дошкольного возраста, чрезвычайные ситуации террористического характера, безопасное поведение, сформированность представлений о безопасном поведении, программа по антитеррористической безопасности
Ваша корзина пуста