ISSN 1997-9657
       

Козьмина Я.Я. Согласованность представлений родителей и педагогов дошкольного образования

Аннотация

В данной работе рассматривается проблема кооперации семьи и педагогов дошкольного образования при переходе ребенка из детского сада в начальную школу как фактор, способствующий повышению уровня психологической готовности ребенка к школе. Для этого на материалах всероссийского опроса «Мониторинг экономики образования: дошкольное образование» проанализирована степень согласованности представлений родителей и педагогов дошкольного образования о задачах детского сада и о подготовке к переходу в школу. Показано, что в представлениях о том, что такое хороший детский сад, каковы цели воспитания и как готовить ребенка к школе, существуют различия как между педагогами и родителями, так и среди родителей в зависимости от таких факторов как, например, уровня образования.

Фрагмент статьи

Введение

Современное понимание психологической готовности к школе подразумевает умственную, социальную, мотивационную и эмоциональную зрелость, а также определенный уровень развития самосознания и произвольности (Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, К.Н. Поливанова и др.). Ребенок считается готовым к школе в случае, если он демонстрирует адекватные и выраженные учебные мотивы, устойчивую самооценку, успешное учебное сотрудничество со сверстниками и определенный уровень умственного развития (Нисская, 2013). Также многими авторами подчеркивается особая роль социальной, коммуникативной готовности для успешной адаптации к школе (Prior, 2011).

А. Нисская в своем исследовании показала, что большинство детей в подготовительной группе детского сада обладают достаточно высоким уровнем умственного развития, зрелой (по возрасту) самооценкой, умеют сдерживать агрессивные проявления. Однако в первом классе школы большинство из обследованных детей все-таки сталкивалось с трудностями. Они зачастую испытывают значительную тревогу, как в отношении учителя, так и по поводу общения со сверстниками, а также дискомфорт во время пребывания в школе. У многих детей наблюдается несформированность адекватного учебного мотива (желания ходить в школу ради получения знаний от учителя и перехода на новую ступень социального развития): им тяжело сидеть на уроках, они легко отвлекаются. Большинству из них трудно устанавливать отношения сотрудничества: им сложно обратиться к педагогу, они боятся задавать вопросы, не могут аргументировать свою точку зрения при несогласии со сверстниками. У многих детей недостаточно развиты мелкая и крупная моторика и навыки самообслуживания. Также было обнаружено, что умственная «готовность» влияет на уровень мотивации к учебе в первом классе. Однако у дошкольников с неразвитыми социальными навыками была ниже самооценка, успеваемость и общительность в первом классе. (Нисская, 2013, 2012а, 2012б, 2012в). Таким образом, несмотря на достаточно высокий уровень умственного развития большинства обследованных дошкольников, можно констатировать, что уровень их психологической готовности к школе не позволяет многим из них благополучно осуществить переход от дошкольной ступени образования к школьной.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994.
2. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М., Смысл, 2005.
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М. 2003.
4. Нисская А.К. Дошкольная образовательная среда как фактор психологической адаптации ребенка к школе // Вестник Тверского государственного университета. – 2012. –
№15. – С. 273–278.
5. Нисская А.К. Особенности адаптации к школе современных первоклассников // Вестник Московского гос. обл. ун-та. Серия «Психологические науки». – 2012. – №3. – С. 55–62.
6. Нисская А.К. Представления современных родителей о дошкольном образовании. Как сделать детский сад привлекательным? //Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №9.
7. Нисская А.К. Социальная ситуация развития в дошкольном учреждении как фактор адаптации первоклассников к школе // Психологические исследования. – 2012. Т.5. – №23.
8. Нисская А.К. Сравнительная оценка развивающего потенциала различных дошкольных образовательных сред. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013.
9. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование. – 2015. Т.7. – №3. – С. 1–11.
10. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2003.
11. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школьной жизни: пособие для учителей. – М.: Вита-Пресс, 2012.
12. Эльконин Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: тезисы Всесоюзной научной конференции. – Минск, 1971. Т. 29. – С. 6–7.
13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.
14. Adelman H.S. Restructuring education support services and integrating community resources: Beyond the full service school model // School Psychology Review, 25 (4) (1996), P. 431–445/
15. Duncan, G.J., Dowsett, C.J., Claessens, A., Magnuson, K., Huston, A.C., Klebanov, P., Pagani, L.S., Feinstein, L., Engel, M., Brooks-Gunn, J. Sexton, H., School readiness and later achievement. // Developmental psychology. – 2007. V.43. – №6. P. 1428.
16. La Paro K.M., Pianta R.C. Predicting children’s competence in the early school years:
A meta-analytic review //Review of educational research. – 2000. – V.70. – №. 4. – P. 443–484.
17. Li-Grining, C.P., Votruba-Drzal, E., Maldonado-Carreсo, C. and Haas, K. Children’s early approaches to learning and academic trajectories through fifth grade // Developmental Psychology. – 2010. V.46. – №5. – P. 1062.
18. Moles O.C. Collaboration between schools and disadvantaged parents: Obstacles and openings // Families And schools in a pluralistic society, State University of New York Press, Albany, NY (1993), P. 21–52
19. Pianta, R.C., Cox, M. Early Childhood Research and Policy Beliefs; Transition to kindergarten. University of North Carolina at Chapel Hill: National Center for Early Development and Learning. 2002.
20. Prior M., Bavin E., Ong B. Predictors of school readiness in five to six–year–old children from an Australian longitudinal community sample / Margot Prior, Edith Bavin, Ben Ong // Educational Psychology. – 2011. Т.31. – №1. – P. 3–16.
21. Zaslow, M., Calkins, J., Halle, T., Zaff, J., Margie, N. G. Background for Community-Level Work on School Readiness: A Review of Definitions, Assessments, and Investment Strategies. Final Report to the Knight Foundation. DC: Child Trends. 2000. [http://eric.ed.gov/?id=ED454953]

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольное образование, уровень образования, дошкольная образовательная организация, цели воспитания, психологическая готовность ребенка к школе