ISSN 1997-9657
         

Крашенинников Е.Е. Современный театр кукол: от спектакля к детской игре в куклы

№6 2021 Крашенинников Е.Е. Современный театр кукол: от спектакля к детской игре в куклы
Аннотация

Актуальность исследования. Театр кукол – культурная практика, использование которой в целена­правленной и системной образовательной деятельности становится дополнительным ресурсом, если не формализовывать ее, превращая в занятие и уничтожая момент естественности. В статье рассматривается бытование куклы в современном театре кукол и развивающие возможности этого вида искусства для зрителя – ребенка и взрослого.

Цель исследования: изучить возможности современного театра кукол как пространства понимания детской игры.

Методы исследования: теоретический и феноменологический анализ.

Ход исследования. В исследовании проанализированы особенности культурно-исторического развития и зависимости от социальной ситуации при неизменности психологических законов дошкольного возраста; изучена открытость современного ребенка для эмоционального переживания нового при ином воздействии прежних стимулов и недостаточность «чуда оживления» для возникновения натурального переживания в театре кукол в связи с богатством опыта визуальных трансформаций и анимированного цифрового контента. Произведен анализ типологии театральных кукол и особенностей их использования в современном театре: планшетные куклы как основной тип; активное использование и преображение предметной среды; повышение роли «живого» актера. В современном спектакле театра кукол артист виден и не скрывает, что управляет куклой; кукла маленькая и управляется артистом, который держит ее руками или отставляет в сторону, чтобы она пребывала в неподвижности, пока он совершает другое действие; в игру вовлекаются окружающие предметы, которые становятся персонажами, что позволяет вести речь об аналогии с действиями играющего ребенка и о кукле как о детской игрушке.

Результаты исследования. Выявлен феномен подобия позиции кукольника позиции ребенка, играющего с куклой в «режиссерскую игру», и рассмотрены особенности игровой режиссуры, сопровождающей действие, когда ребенок руководит происходящим непосредственно, все время находясь внутри процесса и рождает действие по ходу, испытывая «сопротивление материала». Кукольный театр проанализирован как средство обучения игре и взрослых, пришедших как зрители, и детей, если после посещения театра взрослые реализуют увиденное в игре с детьми; как действенная помощь в преодолении когнитивной центрации.

Выводы. Опыт современного театра кукол может перевести режиссерскую игру ребенка на качественно новый уровень, учитывая свойства «куклы-субъекта», и способствовать регуляции поведения, пониманию других, обладающих меняющимися свойствами, на которые необходимо ориентироваться для реализации замысла, способности быстро реагировать на возникающие препятствия и умению отказываться от самого интересного и продуктивного сценария. Кукла задает свои правила обращения с ней, что приводит к единству аккомодационной и ассимиляционной направленности интеллекта, когда развитие ребенка происходит в процессе отрыва от наглядности, жесткого привязывания к окружающей реальности, в выходе в сознании за пределы близкого времени и видимого пространства.

Фрагмент статьи

Театр кукол как развивающая культурная практика

Идея игры как ведущей деятельности ребенка устойчиво развивается в отечественном образовании на протяжении почти уже века. В игре формируется иерархия потребностей, развивается продуктивное воображение, происходит понимание социальных ролей и т.п. Н.Е. Веракса и овладение мыслительными средствами рассматривает в процессе игровой деятельности. При этом в экспериментальной работе с дошкольниками им использовалась не сюжетно-ролевая игра, а игра с куклой (Веракса, 2006. С. 144–149). Так как «диалектическое мышление входит в состав творческого» (Веракса, 2006. С. 158), а кукла имеет отношение не только к детской игровой комнате, но и к театральному творчеству, мы решили рассмотреть эти два вида деятельности в надежде обнаружить точки сближения, полезные для понимания развития ребенка-дошкольника.

Существуют культурные практики, погружение в которые может носить развивающий характер, но сами они при этом педагогическими не являются. Они естественны для участвующего в них человека, то есть, соприкасаясь с ними, взрослый не ставит перед собой развивающих целей и воспринимает их как часть обычной жизни; ребенок вообще не догадывается, что окружающее его в данный момент является образовательным пространством. Но при этом эти практики культурны, так как насыщены системами средств, которые могут быть интериоризированы в процессе как бы естественного проживания. Взрослый или ребенок выстраивает свое отношение к достаточно сложному содержанию, и сам того не подозревая, оказывается в ситуации развития (Крашенинников, 2021. С. 7). Использование таких практик в целенаправленной и системной образовательной деятельности становится дополнительным ресурсом, если педагог не пытается их формализовать и превратить в занятие, уничтожив таким образом момент естественности.

Так, для воспитателя, работающего с дошкольниками, а также и для родителя полезно и необходимо знание детской литературы или, например, мультипликации. При этом речь идет, подчеркнем еще раз, не об использовании напрямую конкретных мультфильмов для того, чтобы занять детей или провести какую-то важную идею в сознание ребенка, или о чтении сказки перед тихим часом. Необходимо знать, что смотрят и читают дети за пределами сада, учиться понимать эстетику современной мультипликации, отделять универсальную систему ценностей авторов от присущих конкретной стране и эпохе способов ее проявления, интересоваться новыми книгами, которые популярны у детей, хотя они и могут противоречить сложившимся ранее представлениям о том, какие именно книги полезны детям в конкретном возрасте – для того, чтобы понимать, что оказывает развивающее влияние на ребенка за пределами нашего взаимодействия, и, значит, чтобы учитывать это и встраивать в общий образовательный контекст, отказываясь, например, от определенных видов деятельности (и тем самым освобождая время для другого), понимая, что более эффективного результата достигает внеположенное институциализированному образованию пространство.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. X международный фестиваль театров кукол им. С.В. Образцова: Театры кукол стран БРИКС. – М., 2019. – 64 с.
2. XI международный фестиваль театров кукол им. С.В. Образцова. – М., 2021. – 48 с.
3. «Автостоп» В. Захаров // Театр чудес. – 2018. – №1 (27).
4. Бергер Ю. Чаепитие, и не только // Театр чудес. – 2014. – №1 (19). – С. 33.
5. Берман В. Семь дней – как мгновение // Театр чудес. – 2014. – №1 (19). – С. 27–28.
6. Бунин И.А. Сочинения: В 3-х т. – Т. 3. – М.: Художественная литература, 1982. – 535 с.
7. Варшавер О. Я верю кукольникам! // Театр чудес. – 2014. – №2 (28). – С. 8–9.
8. Василькова А.Н. Душа и тело куклы: Природа условности куклы в искусстве XX века: театр, кино, телевидение. – М.: Аграф, 2013. – 208 с.
9. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. – Уфа: Вагант, 2006. – 212 с.
10. Голдовский Б.П. Куклы: Энциклопедия. – М.: Время, 2004. – 496 с.
11. Голдовский Б.П. Кукольная Москва. – М.: Аргументы и факты. – 56 с.
12. Голдовский Б.П. Режиссерское искусство театра кукол России XX века. Очерки истории. – М.: Вайн Граф, 2013. – 320 с.
13. Голдовский Б.П. Сергей Образцов: документальный роман. – М.: Молодая гвардия, 2017. – 496 с.
14. Голдовский Б.П., Духанина Л.Н. Дети Гефеста. – М.: Вайн Граф, 2015. – 224 с.
15. Гончаренко А. Рыболовы и охотники // Театр чудес. – 2018. – №2 (28). – С. 10–11.
16. Гончаренко А. С другой стороны клетки // Театр чудес. – 2017. – № 1(25). – С. 34–35.
17. Гродно. Суботица. Томск // Театр чудес. – 2014. – №1 (19). – С. 22–26.
18. Деммени Е.С. Призвание – кукольник. Сборник. – Л.: Искусство, 1986. – 199 с.
19. Дмитриевская М.Ю. Театр Резо Габриадзе. История тбилисских марионеток и беседы с Резо Габриадзе о куклах, жизни и любви. – СПб.: Петербургский театральный журнал, 2005. – 232 с.
20. Ефимов А. Движущаяся скульптура / Что же такое: театр кукол? Сб. ст. – М.: Союз театр. деятелей РСФСР, 1990. – С. 74–88.
21. Кавалер ордена Улыбки. – М.: ГАЦТК им. С.В. Образцова, 2011. – 32 с.
22. Казьмина Л. Работа над ролью в кукольном спектакле // Что же такое: театр кукол? Сб. ст. – М.: Союз театр. деятелей РСФСР, 1990. – С. 145–151.
23. Константинова И. Все, что вы хотели знать о Трантере // Театр чудес. – 2016. – №1 (23). – С. 12–15.
24. Конюхова В.Н. Зарисовки театрального художника. – М.: Издательство ИКАР, 2015. – 156 с.
25. Королев М.М. Искусство театра кукол. Основы теории. – Л.: Искусство, 1973. – 112 с.
26. Корчевникова И. «Рязанские смотрины» в 15-й раз. Эссе неофита // Театр чудес. – 2018. – №2 (22). – С. 18–19.
27. Крашенинников Е.Е. Культурные практики как развивающий контекст // Проблемы филологии, перевода и методики преподавания в свете межкультурной коммуникации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Магадан, 15 октября 2020 г.). [Электронный ресурс]. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2021. – С. 195–201.
28. Ленинградскому Большому театру кукол 50 лет. – Л.: Искусство, 1982. – 206 с.
29. Малыгина Н. В начале было слово // Театр чудес. – 2018. – №2 (289). – С. 16–17.
30. Малыгина Н. Грани вымысла // Театр чудес. – 2014. – №1 (19). – С. 30.
31. Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова. – М.: Бук Хаус, 2005. – 216 с.
32. Монова Н. На кукольных Карибах // Театр чудес. – 2014. – №1 (19). – С. 2–3.
33. Монова Н. Интервью с драматургом Мартой Райцес о возможностях современного театра кукол. Character Arc // Театр чудес. – 2021. – №1 (29).
34. Наумов Н. Учимся режиссуре // Театр чудес. – 2016. – №1 (23). – С. 26–27.
35. Образцов С.В. Моя профессия. – М.: Искусство, 1981. – 464 с.
36. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.
37. Райтаровская Н.Ф. Владимир Штейн. История одного театра и судьбы. – М., 2010. – 264 с.
38. Рекуэн Э. Искусство изгнания или изгнание как принцип // Театр чудес. – 2016. – №1 (23). – С. 16–19.
39. Ремова М. Эксперименты бельгийского театра «Пуан Зеро» // Театр чудес. – 2014. – №1 (19). – С. 38–41.
40. Рязанский государственный областной театр кукол: Со мной и обо мне. – 2008. – 48 с.
41. Самигуллина Р.А. От Петрушки к Про­метею. – Уфа: Китап, 1994. – 144 с.
42. Сергей Алимов: Штрихи к портрету. – М.: Вита нова, 2013. – 32 с.
43. Смелянская С. Харьковский государственный театр кукол имени Н.К. Крупской. Музей. –
Харьков: Украинское театральное общество, 1976. – 48 с.
44. Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб.: Мир книг, 2012. – 304 с.
45. Смирнова Н.Н. Искусство играющих кукол: Смена театральных систем. – М.: Искусство, 1983. – 270 с.
46. «Солнышко и снежные человечки» в Театре имени кукол // Театр чудес. – 2018. – №1 (27). – С. 24.
47. Сперанский Е.В. Повесть о странном жанре. – М.: Всероссийское театральное общество, 1971. – 240 с.
48. Сперанский Е.В., Луцкая Е.Л. Художник Борис Тузлуков. – М.: Всероссийское театральное общество, 1983. – 200 с.
49. Театр кукол Швембергера. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2019. – 176 с.
50. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
51. Юрковский Х. Куклы. Маски. Мета­мор­фозы… Статьи. Лекции. Выступления. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2018. – 408 с.
52. Юрковский Х. Философия обучения кукольному делу. Кукольник – актер-кукольник – перформер // Театр чудес. – 2016. – №1 (23). – С. 6–11.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

cовременный театр кукол, кукла, детская игрушка, когнитивная децентрация, игра