ISSN 1997-9657
       

Кудрявцев В.Т. Становление свободы

Аннотация

Есть Выготский и Выготский. Выготский, который по-прежнему живет в своих текстах и их вдумчивых читателях, и Выготский «из учебников». Схематично Выготский «в учебниках» предстает примерно так. Согласно его концепции, ребенок развивается не сам по себе, «силы» для развития он черпает из социокультурной среды, которую создает для него взрослый. Точнее – создается его руками, умом, а если повезет, то и сердцем. Потому что, занимаясь этим, взрослый действует не «от своего имени», а от «имени и по поручению» самой культуры, которая сложилась исторически, тогда как он выступает лишь посредником между ней и ребенком. В сотрудничестве с взрослым ребенок осваивает культурные образцы – способы действия с человеческими вещами, модели человече­ского поведения, эталоны человеческого мировосприятия и критерии оценки творящегося в мире, расшифровывает «языки» – символику культуры… А уж затем сам прилагает эти образцы и шифры к тем или иным жизненным ситуациям. Выглядит правдоподобно. Только ведь о социальных факторах развития ребенка (куда включали и общение со взрослым) писали и до Выготского. Но именно о факторах, части внешней обстановки. Обычно – как о чем-то извне навязанном, директивном. С этой стороны, развитие представало как постепенное «социальное закабаление», а источники свободы искали в необузданной игре сил матушки-природы, что вполне естественно в этой логике. Хотя эта «матушка» – в некотором смысле куда более жесткий «диктатор», чем общество. На самом деле у Выготского все намного глубже и интереснее.

Фрагмент статьи

Медиатор свободы

В начале XXI столетия благодаря Л.С. Вы­готскому культурно-историческая психология делает серьезную заявку не только на раскрытие условий («обстановки») психической жизни человека, но и ее интимных механизмов, сочетая в себе достоинства глубинной и вершинной психологии (Кудрявцев В.Т., 2006).

В этом убеждении нас подкрепляют и результаты поисков  создателей других вариантов культурно-исторического подхода в психологии К.Г. Юнга, Э. Эриксона, И. Меерсона, Ж.-П. Вернана, К. Судзуки. Все они рассматривали культуру не как «среду», не как внешний фактор психической жизни, а как ее внутренний источник. Этот источник мы никогда не сможем обнаружить в мертвых «психологических окаменелостях» (П. Жане), сколь бы их ни пытаться «реанимировать» в процессе интериоризации. Врастание в живую почву культуры, которую творчески осваивают и заново творят живые люди, – единственный путь становления человеком. Именно в культуре (по Выготскому – в орудиях и знаках, по Юнгу – в архетипах и символах, по Меерсону и Вернану – в «творениях» и т.д.) индивид обретает средства и силы для духовного роста (прежде всего – над самим собой, а потом – и над наличной культурой), в итоге – свой человеческий образ, а вовсе не только и не столько социальный образец. И лишь постольку – сам этот образец.

Отсюда возникает необходимость осмысления специфического содержания конструкта «культура» в культурно-исторической психологии. Учитываю то, что само это понятие исторически сложилось и развивалось. Более того, предметом философской и теоретической рефлексии в специальной гуманитаристике оно становится уже после Л.С. Выготского, во второй половине XX столетия, до этого фигурируя как категория, используемая «по умолчанию».

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.:
В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – С. 6–328.
2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. –  М.: Педагогика, 1972.
3. Из записок Л.С. Выготского // Вестник РГГУ. № 2. Сер. «Психология». 2006. – С. 30–36.
4. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. – М.: Политиздат, 1979. – С. 183–237.
5. Ильенков Э.В. Философия и куль­ту­ра. –  М.: Республика, 1991.
6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. // Т. 2. Раз­витие произвольных движений / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко.  – М.: Педагогика, 1986.
7. Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990.  – 467 с.
8. Кудрявцев В.Т. На путях к глубинно-вершинной психологии // Вопросы психологии. – 2006. – № 5. – С. 113–125.
9. Фейербах Л. О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли // Избранные философские произведения. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – С. 410–445.
10. Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Т.  2. –  М.: Правда, 1990.
11. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. 2-е изд. –
М.: Политиздат, 1983.
12. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1989.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

культура, культурно-историческая психология, свобода, развитие, событие