Основными субъектами взаимодействия в нормативной ситуации являются ребенок и взрослый, поэтому именно взрослый, транслирующий правила ребенку, может оценить степень конгруэнтности ребенка, как субъекта культуры, нормативной ситуации. В статье предлагается анализ психологии соответствия ребенка правилам культуры – культурной конгруэнтности. Воспитание личности в культуре есть формирование творческого потенциала ребенка, основанного на способности к критическому анализу и рефлексии. Авторы подчеркивают, что воспитание личности требует иных средств, нежели воспитание субъекта. В статье дается описание методики по выявлению культурной конгруэнтности у детей 5–6 лет. Методика составлена исходя из выявленного спектра правил в социальной ситуации взаимодействия ребенка и взрослого. Она дает возможность определения соответствия ребенка нормам по пяти шкалам, в совокупности образующим показатель культурной конгруэнтности.
В российской психологии онтогенез психики рассматривается в социальной ситуации развития, имеющей исключительность и своеобразие в каждом конкретном возрастном периоде (Выготский Л.С.,1996; Божович Л.И., 1968; Эльконин Д.Б., 1984) «Социальная ситуация развития» – это ключевой термин в концепции Л. С. Выготского, он объясняет формирование детской психики влиянием культуры. Культура, переходя извне во внутренний индивидуальный мир ребенка, наделяет его теми средствами, с помощью которых ребенок познает, чувствует, организует свое поведение. Культура транслируется в индивидуальное сознание в определенных условиях, которые Л. С. Выготским и названы обобщенным понятием «социальная ситуация развития».
Социальная ситуация развития определяет социальные взаимоотношения ребенка с окружающими его людьми, среди которых главными являются взрослые. Отношения ребенка и взрослого, что наиболее четко прослеживается в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет, связаны с социализацией ребенка и трансляцией существующих в культуре правил от взрослых к детям. Социальная ситуация в контексте культуры приобретает в данный возрастной период явный характер нормативности, поскольку культурная норма, позиционируемая правилом, является ядерным компонентом, организующим взаимодействие взрослого и ребенка.
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО".
1. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии. // Филология и культура. – 2012. – №3 (29). – С. 294–299.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение. – 1968. – 435 с.
3. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // «Перемены». – 2000 – №1 – С. 81 – 107.
4. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996. – №3. – С. 14-28.
5. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. Под ред. М.Г. Ярошевского. Вступительная статья М.Г. Ярошевского. – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 512 с.
6. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М.: Гнозис; Прогресс, 1992. – 271 с.
7. Мустафин Т.Р. Контент-анализ нормативной ситуации дошкольника // Филология и культура. – 2013 – №1 (31).
8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
культурная конгруэнтность, субъектность, субъектные характеристики, нормативная ситуация, частотный анализ, факторный анализ, контент-анализ, культурная дезадаптация
Ваша корзина пуста