Кускова М.В. "Важно уйти от авторитарных способов управления детьми"

№8 2013 Кускова М.В.
Аннотация

Стандарты дошкольного образования, принятые в соответствии с Законом «Об образовании», вызвали оживленные дискуссии специалистов в разных регионах страны. Мы поговорили о проблемах внедрения стандартов и развитии дошкольного образования в Тюмени с доцентом кафедры социальных дисциплин, проректором по учебно-методической работе Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО), координатором стажировочной площадки «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» Кусковой Мариной Валентиновной.

Фрагмент статьи

Марина Валентиновна, как, на ваш взгляд, принятие стандарта скажется на развитии системы дошкольного образования?

– Специфика дошкольного возраста определяется законами психического и личностного развития. При соответствующих условиях у дошкольника развиваются познавательная активность, любознательность, наглядно-дейст­венное и наглядно-образное мышление, проявляются такие жизненно важные качества, как инициативность, самостоятельность, произвольность, мотивация. Именно дошкольный возраст связан с важнейшим новообразованием – развитием воображения. Воображение является основой игры, продуктивной деятельности, фантазии; основой развития субъектности личности, самовыражения. Другая центральная психическая функция дошкольного возраста – развитие способности ребенка управлять собственными эмоциями, это тот пусковой механизм, благодаря которому ребенок учится сопереживать, приобретает навык понимания эмоций другого человека, реализовывает волевое усилие. Еще одна составляющая, закладывающаяся в дошкольный период, – общение. В дошкольном возрасте ребенок приобретает навыки личностного и делового общения и взаимодействия.

ФГОС дошкольного образования задает определенные требования (как условия реализации общеобразовательной программы) к позиции педагога, его профессиональной компетентности, умению создавать образовательное пространство, которое будет обеспечивать формирование у детей надлежащего уровня эмоций, воображения, общения. В связи с этим достаточно логична принципиальная позиция всех разработчиков ФГОС дошкольного образования: не оценивать результаты ребенка. В стандарте эти результаты заданы лишь как целевые ориентиры.

Другая важная стратегическая линия, которая находит отражение в стандарте, – условия достижения разнообразных развивающих эффектов специфически «дошкольных» видов деятельности, умение педагогов организовывать деятельность детей. Совокупность выполняемых требований к условиям должна обеспечивать результативность. Чем больше условий создано, тем результативнее образовательный процесс.

Полный текст интервью читайте в журнале "СДО"

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.