Актуальность статьи обусловлена необходимостью актуализации в современных условиях развития негосударственного сектора дошкольного образования, который позволит частично решить проблемы дефицита мест в ДОО, расширит возможности реализации гражданами права на доступное и качественное образование. Для достижения цели были использованы такие методы: контент-анализ документов, метод сбора и структурирования информации, структурный метод изложения материала. В статье проанализирована правовая база, регулирующая образовательную деятельность в ДОО негосударственного сектора. В статье отражены результаты исследования практики правового регулирования отношений, связанных с реализацией образовательных программ дошкольного образования и оказания услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста частными образовательными организациями и индивидуальными предпринимателями. Также представлены лучшие российские и зарубежные практики реализации программ дошкольного образования, которые набрали наибольшее количество баллов, согласно использованным критериям и показателям анализа: нормативно-правовая основа обеспечения практики; содержательное обоснование доступности и качества дошкольного образования; методологические подходы к обеспечению доступности и повышению качества дошкольного образования; описание и анализ существующих практик по поддержке негосударственного сектора в дошкольном образовании, организаций, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, ИП и сертифицированных нянь. Установлено, что развитие правовой базы, регулирующей образовательную деятельность в ДОО негосударственного сектора, и использование лучших практик Российской Федерации и зарубежных стран позволят сделать негосударственный сектор дошкольного образования мощным инструментом, как в удовлетворении спроса родителей на дошкольное образование, так и в ликвидации очереди в дошкольные образовательные организации.
Система дошкольного образования представляет собой сеть разнообразных дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО), в том числе и негосударственных, ориентированных на потребности современного общества и учитывающих запросы семей, а также возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Сегодня является актуальным вопрос развития и обеспечения эффективного функционирования негосударственного сектора дошкольного образования.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», негосударственный сектор дошкольного образования приравнен в правах и обязанностях к государственным и муниципальным ДОО (Об образовании в РФ, 2012). Однако родители отдают предпочтение государственным ДОО, что, в первую очередь, связано с высокой оплатой услуг в частном секторе, неприспособленностью помещений к освоению стандартов образовательной услуги и др. (Леонидова, 2015). В свою очередь, государство стремится оказывать поддержку негосударственному сектору в дошкольном образовании, так как негосударственный сектор позволяет решать проблемы дефицита мест в ДОО, прежде всего для детей до 3-х лет и детей с ограниченными возможностями здоровья; способствует развитию конкуренции на рынке социальных услуг и дошкольного образования; расширяет возможности реализации гражданами права на доступное и качественное образование.
Цель статьи – представить результаты анализа правовой базы, регулирующей образовательную деятельность в ДОО негосударственного сектора и организаций, а также опыт регионов Российской Федерации и зарубежных стран по вопросу расширения участия негосударственного сектора ДОО в оказании образовательных услуг и (или) услуг по присмотру и уходу за детьми.
Современные исследования в области негосударственного сектора дошкольного образования акцентируют внимание на содержательных аспектах данного направления. Расширение охвата детей качественным дошкольным образованием, безусловно, является приоритетом как образовательной, так и в целом социальной политики Российской Федерации, поскольку способствует выравниванию стартовых условий для детей независимо от места проживания, социального статуса, состояния здоровья и национальной принадлежности (Селиверстова, 2020). Несомненно, развитие этого сектора позволит создать рынок в данном сегменте дошкольного образования (Петрунина, 2015) и обеспечит решение ряда проблем, в том числе доступности дошкольного образования.
Эффективность функционирования негосударственного сектора обусловливается следующими мерами: четкая координация процессов развития негосударственного сектора дошкольного образования со стороны руководства каждого региона; развитие различных форм предоставления негосударственных услуг дошкольного образования; усиление кадрового потенциала (Дапкунайте, Лукьянов, 2015). Кроме того, развитию частного образования способствует реализация таких принципов, как сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования и недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования (Павлова, Багаутдинова, 2016).
Значительное влияние на развитие негосударственного сектора дошкольного образования оказывает практика правового регулирования данных отношений. Ее анализ показал следующее.
Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки, 2012) и от 1 июня 2012 года №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» (О Национальной стратегии действий в интересах детей..., 2012) было закреплено достижение к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, а также обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений и развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Об образовании в РФ, 2012), частным дошкольным образовательным организациям оказывается финансовая поддержка в форме возмещения затрат на реализацию образовательной программы дошкольного образования. Финансовое обеспечение осуществляется за счет бюджетных средств и предоставляется в размере, соответствующем нормативам финансового обеспечения государственных и муниципальных образовательных дошкольных организаций.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывающие услуги по дошкольному образованию, обязаны разрабатывать образовательные программы, руководствуясь Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 (Приказ Минобрнауки России №1155, 2013).
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF (доступно зарегистрированным пользователям)
1. АНО ДОРР «Ладушки»: [сайт]. URL: http://ladushki.tomsk.ru/ (дата обращения: 08.02.2020).
2. Дапкунайте Е.И., Лукьянова А.А. Механизмы управления негосударственным сектором дошкольного образования // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф., Казань, октябрь 2015 г. – Казань: Бук, 2015. – С. 14–20.
3. Детский сад «Ладушки»: [сайт]. URL: http://sadladushki.ru/ (дата обращения: 08.02.2020).
4. Детский сад №230 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: [сайт]. URL: http://ds230-ru.1gb.ru/ (дата обращения: 08.02.2020).
5. Леонидова Г.В. Дошкольное образование в России: обеспеченность и доступность // Проблемы развития территории. – 2015. – №5 (79). – С. 7–15.
6. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 // [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html (дата обращения: 08.02.2020).
7. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы: указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35418 (дата обращения: 08.02.2020).
8. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 08.02.2020).
9. Павлова И.А., Багаутдинова С.Ф. Государственная поддержка частного сектора дошкольного образования // International Student Research Bulletin. – 2016. – №5. – С. 282.
10. Петрунина И.А. Развитие негосударственного сектора дошкольного образования –
эффективный механизм реализации демографической политики в регионах Российской Федерации // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2015. – №3. – С. 1–7.
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. Федеральный выпуск №265 (6241).
12. Русская речь: школа в Мюнхене: [сайт]. URL: http://www.russkaja-retsch.de/ (дата обращения: 08.02.2020).
13. Русская школа в Париже: [сайт]. URL: http://alye-parussa.fr/ (дата обращения: 08.02.2020).
14. Селиверстова И.В. Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора // [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/961/874/1216/12Seliverstova.pdf (дата обращения: 08.02.2020).
15. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы : утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.apkpro.ru/theme/upload/fcprotext_1ba6132de0a1196756d3588d58f09110.pdf (дата обращения: 08.02.2020).
16. Центр развития ребенка Монтессори: [сайт]. URL: https://montessori-kirov.ru/ (дата обращения: 08.02.2020).
17. Частный детский сад «Изумруд»: [сайт]. URL: https://izumrudkids.by/
18. Частный детский сад «My Sadik Garden Square»: [сайт]. URL: https://okddd.ru/garden_square/ (дата обращения: 08.02.2020).
19. Przedszkole Matematyczne “Ulik”: Математический детский сад «Улик»(Варшава)[сайт]. URL: http://ulik.edu.pl/ (дата обращения: 08.02.2020).
20. Russian daycare | Garderie Privée Russe UMKA | Русский Домашний Детский Сад УМКА: [сайт]. URL: https://garderie-privee-russe-umka.business.site/ (дата обращения: 08.02.2020).
дошкольное образование, негосударственный сектор, дошкольная образовательная организация, правовая база, регионы, зарубежные страны
Ваша корзина пуста