ISSN 1997-9657
       

Леонова О.А. Консультация для родителей и педагогов «Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста»

Фрагмент статьи

Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения и одним из важных направлений логопедической работы.

Ребенку дошкольного возраста необходима своевременная логопедическая диагностика, так как она позволяет в полной мере использовать возможности сензитивных периодов становления речи; эффективно коррегировать темпы психоречевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений.

Диагностика и коррекция речи особенно актуальны в работе с детьми младшего дошкольного возраста, потому что, как показывает практика, с каждым годом увеличивается число плохо говорящих малышей. Причины этого явления неоднозначны: это и перинатальные поражения центральной нервной системы, и неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания новорожденных, неблагоприятная наследственность. Неврологическая симптоматика проявляется в виде минимальной мозговой церебральной дисфункции, психоорганического и гидроцефального синдрома, ДЦП.

Актуальность проблемы определяет цель нашей работы – развивать коммуникативные умения, речь и создавать благоприятные условия для индивидуального развития каждого ребенка.

Реализация этой цели требует выполнения ряда взаимосвязанных видов работы, как с родителями детей, так и непосредственно с детьми.

Для чистого звукопроизношения нужен своевременно сформированный артикуляционный аппарат, то есть подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если мы, взрослые, занимаясь спортом, тренируем и развиваем мышцы рук, ног, спины, шеи и т.д., значит, можно по аналогии тренировать и мышцы артикуляционного аппарата (язык, губы). Для этого существует специальная артикуляционная гимнастика. Выполняя артикуляционную гимнастику с ребенком в домашних условиях, под руководством специалистов можно предупредить появление речевых нарушений. Даже если ваш ребенок нормально говорит, то артикуляционная гимнастика только усовершенствует работу мышцы органов речи.

При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным.

Артикуляционная гимнастика с детьми младшего дошкольного возраста проводится как пассивная, так и активная.

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Библиотека программы «От рождения до школы». Коррекционная работа в ДОУ. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 222 с.
3. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – 2-е изд., испр. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
4. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М., 2005.
5. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопе­дические занятия с детьми раннего и младшего возраста. – М.: Корона-Принт, 2008.
6. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Литера, 2006.
7. Леонова О.А. Внедрение технологии сенсорной комнаты в коррекционно-логопедическую работу / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, г. Новосибирск, 22–23 марта 2011 г. Т. 2. – С. 176–180.
8. Леонова О.А. Использование оборудования в коррекционной работе // Ребенок
в детском саду. – 2011. – №1. – С. 70–72.
9. Леонова О.А. Использование фольклора в работе с детьми с ограниченными возможностями // Ребенок в детском саду. – 2013. – №2. – С. 22–28.
10. Леонова О.А. Консультация для педагогов и родителей «Классический логопедический массаж лица без учета формы и степени выраженности дефекта» [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Педагогический мир», опубликовано 20.06.2016 г. Режим доступа: http:|//pedmir.ru /102598
11. Леонова О.А. Консультация для педагогов и родителей «Классический логопедиче­ский массаж лица без учета формы и степени выраженности дефекта» / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, г. Новосибирск, 2016 г. Т. 1. –
С. 271–274.
12. Леонова О.А. Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста» [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Педагогический мир», опубликовано 09.04.2015 г. Режим доступа: http://pedmir.ru/86426
13. Леонова О.А. Консультация для родителей и педагогов «Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2016. –
№6. – С. 18–20.
14. Леонова О.А. Наша дружная семья. Фольклорно-музыкальный калейдоскоп // Дошкольное воспитание. – 2013. – №2. – С. 73–76.
15. Леонова О.А. Приобщение малышей к истокам народной культуры в доме ребенка // Дошкольная педагогика. – 2013. – №2. – С. 20–24.
16. Леонова О.А. Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников. Консультация для родителей // Логопед – 2016. – №1. – С. 80–83.
17. Леонова О.А. Путешествие в сказочную страну ребят-снегурят // Дошкольное воспитание. – 2010. – №12. – С. 63–65.
18. Материал по логопедии (подготовительная группа) по теме: материал на стенд/ Социальная сеть работников образования, [Электронный ресурс], http:nsportal.ru
19. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 352 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.