ISSN 1997-9657
       

Лев Семёнович Выготский и современное детство

№01 2017 Лев Семёнович Выготский и современное детство
Аннотация

В 2016 году отмечается 120-летие со дня рождения Л. С. Выготского, всемирно известного советского психолога, внесшего огромный вклад в психологию, педагогику и дефектологию. В связи с юбилеем ученого в ноябре в Москве был проведен Международный конгресс. В рамках конгресса прошло несколько конференций и симпозиум «Л.С. Выготский и современное детство», организованный совместно Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и Институтом образования НИУ ВШЭ. Симпозиум, состоявшийся в Институте образования НИУ ВШЭ, был направлен на создание пространства для диалога внутри российского и международного психолого-педагогического сообщества, актуализацию теоретико-методологических оснований в области современного детства.

Полный текст

Ключевыми докладчиками мероприятия были ведущие специалисты в области культурно-исторической психологии и исследований современного детства: профессор Оливер Робинсон (Великобритания), профессор Джеймс Вертч (США), профессор Малколм Джон Рид (Великобритания), профессор Франк Фьюреди (Великобритания), а также российские ученые, профессора В. В. Рубцов, К. Н. Поливанова, Б. Д. Эльконин.

Дискуссии были организованы вокруг шести направлений: история детства; новые среды взросления; дополняя детство: интернет, мобильные технологии и социальные сети; пространство детства; обучение и развитие и психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями развития. Работа строилась посредством пленарных заседаний и пленумов, перетекавших в круглые столы.

В первый день докладчики предложили на обсуждение такие темы, как изменение образа детства в отечественном кино, детские площадки как пространство интеграции мигрантов, повседневная мобильность детей в городе и другие.

На открытии симпозиума с приветственным словом выступил профессор, научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Давидович Фрумин, указавший на исключительную важность изучения различных аспектов детства и взросления в условиях современного культурно-исторического контекста. Гостей симпозиума также приветствовала профессор, директор Центра исследований современного детства Института образования ВШЭ Катерина Николаевна Поливанова, которая пожелала всем собравшимся успешной и плодотворной работы.

На пленарном заседании участников симпозиума ожидало два доклада, подготовленных итальянскими психологами Элизой Дельвеккио (Университет Перуджи) и профессором Адрианой Лиз (Университет Падуи).

В первом докладе: «Привязанность и самооценка в подростковом возрасте» Э. Дельвеккио рассказала о результатах сравнительного исследования взаимосвязи показателей самооценки и уровня привязанности к родителям у подростков, которые воспитываются в Италии, Китае и Коста-Рике. По результатам исследования, уровень привязанности к родителям, а также влияние этой привязанности (в частности, к отцу или матери) на самооценку в значительной степени зависит от той культуры, в которой происходит взросление подростка. Представленные в докладе данные являются частью масштабного проекта, цель которого заключается в оценке психологиче­ского благополучия подростков и молодых людей по всему миру.

Во втором докладе на тему «От исследований к клинической практике: проверка валидности APS-Toys-Brief Version на итальянских детях в возрасте от 5 до 10 лет» профессор А. Лиз рассказала об особенностях современной детской игры и значении в ней игрушек.

После небольшой паузы работу симпозиума продолжили малые пленумы «История детства» и «Пространства детства». Живую дискуссию вызвал доклад М.А. Шакаровой «Изменение образа детства в отечественном кино», в котором был представлен анализ эволюции образов детей и подростков в кинематографе 1970–90-х гг., а также презентация И.А. Корепановой и М.В. Соколовой «Европейский опыт развивающих детских площадок».

После обеденного перерыва участники симпозиума приняли участие в дискуссиях, которые развернулись в рамках круглых столов «Эрозия нормы» и «Хорошая городская среда для детей».

В ходе круглого стола «Эрозия нормы» было подчеркнуто не только противопоставление взрослой жизни и детства, которое в последнее время, конечно, сглаживается, но и научного и обыденного знания о детях, носителями которого выступают родители. Об этом был доклад научного сотрудника Центра современного детства Яны Козьминой. Как подчеркнул ведущий круглого стола Петр Сафронов – это «странный разрыв между ожиданиями родителей большой успешности и практиками, которые программируют на неуспешность, учат их строго следовать правилам и замыкаться».

Первый день симпозиума завершило вечернее пленарное заседание, которое было посвящено проблемам поддержки и обучения современных родителей.

Второй день международного симпозиума прошел под знаком «нового» – новые среды взросления и игровые пространства, такие как «Кидзания» или «Город мастеров» и современные технологии обсуждались на параллельных пленумах.

Второй день симпозиума открыл пленарный доклад К.Н. Поливановой и А.А. Боча-вер, которые представили ремейк исследования Эльконина-Драгуновой «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков».

Пленарное заседание продолжил профессор, президент Психологического общества Финляндии Яркко Хаутамяки с докладом «Культурная психология школьного обучения и масштабная оценка образовательных достижений: потребность понимания и объяснения», а также профессор Университета Перуджи Клаудия Мазески (Италия) с сообщением «Ожирение у детей в контексте отношений в семье и особенностей родителей».

Во второй половине дня участников вновь ожидала работа малых пленумов, которые перешли в дискуссионные площадки. Интересное обсуждение развернулось в рамках секции «Дополняя детство: интернет, мобильные технологии и соцсети», модераторами которой стали аналитик Института образования ВШЭ Д.О. Королева и социолог О.А. Гуркина.

Живую дискуссию вызвал доклад руководителя Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ О.В. Рубцовой, рассказавшей о взгляде на новые технологии как на новое средство опосредования. Одной из главных тем развернувшейся дискуссии стал вопрос, правомерно ли сегодня говорить о существовании так называемого «виртуального» пространства или же речь идет о новых возможностях «реального» пространства. Уникальные данные были представлены профессором, директором Фонда Развития Интернет Г.В. Солдатовой, которая коснулась многих актуальных проблем, включая вопросы цифровой грамотности и безопасности не только среди российских подростков, но и их родителей.

Диана Королева, научный сотрудник Центра исследований современного детства, специалист по инновациям в образовании и использовании социальных сетей, отметила, что сегодня жизнь подростков уже не делится строго на хорошую – оффлайн и неправильную – онлайн. Она проходит параллельно, в двух сложных средах, а наличие смартфонов делает эту задачу привычной и простой. В рамках круглого стола обсуждали и особенности использования социальных сетей подростками и даже классификацию селфи.

Но шла речь на симпозиуме не только о современном: Мария Гальмарини-Кабала, профессор истории из США, представила доклад «Психически больные дети: войны, медицинская диагностика и повседневная жизнь психиатрических учреждений 1920-х годов». Удивительным и интересным для многих присутствующих оказался факт, что эти заведения в СССР были неподотчетны советской власти.

Говорили и о проблемах: профессор Елена Волкова рассказала об исторических аспектах проблемы насилия и жестокого обращения с детьми, упомянув о вине живучего мифа о пользе телесных наказаний. Урбанист Петр Иванов на примере Калининграда описал неудачную застройку домов вплотную, при которой не остается мест для публичных детских площадок. Психолог Наталия Денисенкова сопоставила запросы современных педагогов и их коллег в прошлом, сделав вывод о необходимости менять образование для «новых» детей и «новых» родителей. Культуролог Виталий Безрогов продемонстрировал, как меняется образ ребенка на обложках учебников, а психолог Марта Шакарова – в кинематографе. Директор школы Михаил Лебедев описал подробное исследование, в котором удалось выявить различия в проведении досуга отличников и троечников. Но проблемы на то и проблемы, чтобы их решать, так, в теме борьбы с детским насилием сегодня можно говорить об успехах: есть методы работы, которые приносят свои результаты, а к насилию теперь относится не только физическое воздействие, но и психологическое, а также буллинг.

В рамках симпозиума, в самом финале заключительного дня, были озвучены итоги конкурса студенческих эссе «Выготский и современность» и победители получили свои награды. Катерина Поливанова, входившая в жюри, подчеркнула, что на конкурс были поданы более ста работ, и особенно радостно от того, что некоторые авторы проявили творческий и нестандартный подход в подаче материала.

Организаторы симпозиума отметили, что тема детства сегодня интересна и актуальна.

И не только исследователям наследия Выготского, но и ученым, занимающимся вполне современной повесткой. Однако нужно понимать, что перспектива исследований детства – междисциплинарная и предполагает в этой связи сотрудничество историков, социологов и антропологов, именно такая плодотворная встреча и произошла на симпозиуме.

Все дни работы симпозиума была открыта ярмарка, где участники могли найти книги по актуальным проблемам, связанным с современным детством, и «особые» изделия, сделанные «особыми» детьми.

По материалам Анастасии Нисской и childhoodresearch.ru

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.