ISSN 1997-9657
       

Линдал И. Взаимодействие с детьми в дошкольных образовательных учреждениях: выбор пути в дошкольном образовании

№02 2017 Линдал И. Взаимодействие с детьми в дошкольных образовательных учреждениях: выбор пути в дошкольном образовании
Аннотация

Какой подход могут использовать педагоги дошкольных образовательных учреждений для реализации вариативности и многообразия? Данная статья посвящена обсуждению двух подходов в образовании: один базируется на планировании, а другой – на открытой рефлексии. В рамках второго подхода в статье рассматривается понятие «ситуативный отклик». Особое внимание в статье уделяется морально-этической стороне взаимоотношений с детьми. Для первого подхода характерны обучение на основе исследований, дидактический анализ, планирование образовательного процесса. Данный подход подчинен логическим закономерностям, что снижает вариативность. Второй подход в образовании, представленный в качестве примера в проекте «Удивляемся вместе», делает акцент на более открытой, рефлективной позиции, которая способствует вариативности. Я считаю, что ситуативный отклик является проявлением этой открытой, доброжелательной логики. Ситуативный отклик поддерживает концепцию «bildung», развитие целостной личности путем приобретения знаний, необходимых для понимания мира, также основываясь на уважении опыта и взглядов ребенка.

Фрагмент статьи

Введение

Педагоги дошкольных учреждений ежедневно взаимодействуют с детьми и семьями с различными этническими, религиозными и социально-экономическими особенностями и с комплексом различных стратегий обучения. В качестве ответа на такое многообразие исходных данных в статье поднимается проблема двух подходов в образовании, один из которых основывается на планировании, а второй – на открытой рефлексии. В статье также предлагается рассмотреть «ситуативный отклик» в качестве понятия в рамках второго подхода. Главный вопрос – какой подход могут использовать педагоги дошкольных образовательных учреждений для реализации вариативности и многообразия? Особое внимание в статье уделяется морально-этической стороне взаимоотношений с ребенком.

Обучение на основе исследований и дидактический анализ взяты в качестве примеров для обсуждения первого подхода, которые противопоставляются рефлексивному подходу, характерными чертами которого являются «bildung», морально-этические нормы, а также философия педагогики Реджио Эмилия, которая связывает потенциал обучения с его способностью содействовать более широким взглядам и альтернативным пониманиям (Gustavsson, 2009). То, как мы видим мир, и наши размышления, каким образом мир должен быть представлен детям, дает почву для появления новых педагогических концепций воспитания и образования детей. В школьных и дошкольных образовательных учреждениях развиваются два подхода. Первый часто обозначается как новый или неолиберальный, который ориентирован на экономический рост и рыночную экономику и который подчеркивает потребность в базовых знаниях для граждан ЕС и компетенциях, способных развивать самую конкурентоспособную экономику в мире (Gustavsson, 2009). В образовательных программах шведских дошкольных образовательных учреждений (Swedish National Agency for Education [SNAE], 1998) и школах (SNAE, 1994) главный взгляд на обучение и образование отражается в таких терминах, как «эффективность средств и целей», «рациональность целей», «обучение в течение жизни». Эти принципы также изложены в дополнительных директивах дошкольного учебного плана. Подчеркивается ответственность педагога дошкольного образовательного учреждения за документирование и оценку прогресса развития детей в различных сферах. Ожидается, что это обеспечит качество дошкольного образования и создаст хорошие условия обучения.

Второй подход делает акцент на открытой рефлексии и ставит под вопрос стандартизованную образовательную программу, предписанное оценивание, тесты, усредненные методы и наставничество как угрозу вариативности и многообразию (Biesta and Lawy, 2006; Lenz Taguchi, 2010; Sдfstrцm, 2005). Этот подход в образовании возник под влиянием философии дошкольного образования Реджио Эмилия (Dahlberg and Moss, 2005; Dahlberg, Moss, and Pence, 1999). Согласно данной точке зрения, современный мир предъявляет новые вызовы, новые требования и новые задачи, которые предполагают морально-этические нормы, основывающиеся на праве людей быть другими. Данная концепция сформировалась под влиянием Мишеля Фуко, Жака Дерриды, Эммануэля Левинаса и других философов, которые писали о морально-этических аспектах нашей жизни и ответственности перед другими людьми, перед собой и нашим выбором. В контексте данного направления в образовании ученым предстоит заниматься ролью школы и дошкольных учреждений в реализации демократических задач и гражданском воспитании.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Biesta, G. J. J., and R. S. Lawy. 2006. “From Teaching Citizenship to Learning Democracy. Overcoming Individualism in Research, Policy and Practice.” Cambridge Journal of Education 36 (1): 29–43.
2. Brьning, B. 1996. “Doing Philosophy for Children in Discursive and Non-Discursive Modes.” In Methods of Art to Knowledge, edited by R. Berg and M. Campart, 85–102. Lund: Centrum fцr didaktik vid Lunds universitet, Skriftserie.
3. Burman, E. 2007. Deconstructing Development Psychology. London & New York: Routledge.
4. Dahlberg, G. 2003. “Дr olikheten vеr stцrsta likhet?. Om vдlkomnandets och gдstfrihetens pedagogik? [Is Inequality Our Greatest Similarity?. Where is Welcome and Hospitality in Education?].” LOCUS Magazine: Journal of the Stockholm School of Education
2 (3): 4–13.
5. Dahlberg, G., and P. Moss. 2005. Ethics and Politics in Early Childhood. London: Routledge.
6. Dahlberg, G., P. Moss, and A. Pence. 1999. Beyond Quality in Early Childhood Education and Care: Postmodern Perspectives. London: Falmer Press.
7. Derrida, J. 1998. Of Grammatology. Baltimore: Johns Hopkins University Press.
8. Fendler, L. 2001. “Educating Flexible Souls.” In Governing the Child in the New Millenium, edited by K. Hultquist and G. Dahlberg. London: Routledge Falmer.
9. Fischer, U., and B-L. Madsen. 1992. Titta hдr! – en bok om barns uppmдrksamhet [Look here! A book about children’s attention]. Malmц: Liber fцrlag.
10. Gustavsson, B. 2008. Att sдtta sig sjдlv pе spel. Om sprеk och motsprеk i pedagogisk praktik. Vдxsjц: Vдxsjц Universitet.
11. Gustavsson, B. 2009. Utbildningens fцrдndrade villkor – nya perspektiv pе kunskap, bildning och demokrati [Education in changing conditions – a new perspective on knowledge, education and democracy]. Stockholm: Liber fцrlag.
12. Halvars-Franzйn, B. 2010. Children and Ethics: Ethical Encounters and Conditions in Everyday Life of Two Pre-School Classes. Stockholm: Stockholms universitet, institutionen fцr didaktik och pedagogiskt arbete.
13. Holmquist, M. 2006. Lдrande i skolan. Learning study som skolutvecklingsmodell. Malmц: Studentlitteratur.
14. Holmstrцm, L., G. Hдrnsten, and D. Beach. 2001. Deltagarorienterad pedagogisk forskning. Bidrag till NFPF:s symposium om deltagarorienterad forskning i Stockholm [Participatory educational research. Contributions to NFPF’s symposium on participatory research in Stockholm]. Uppsala: Pedagogiska institutionen.
15. Kemp, P. 1992. Emmanuel Levinas – En Introduction [Emmanuel Levinas – an introduction]. Gцteborg: Daidalos.
16. Key, E. 1919. Bildning: Nеgra synpunkter. (Bildningsfцrlaget).
17. Kvernbeck, T., and T. Strand. 2004. “Pedagogiska recept och sдkerhet i handling [“Pedagogical Prescriptions and Safety in Action”].” In Utmaningar i filosofisk pedagogik [Challenges of Philosophical Pedagogy], edited by Bengtsson, J Lund: Studentlitteratur.
18. Lenz Taguchi, H. 2010. “Rethinking Pedagogical Practices in Early Childhood Education: A Multidimensional Approach to Learning and Inclusion.” In Contemporary Perspectives on Early Childhood Education, edited by N. Yelland. Maidenhead: Open University Press.
19. Levinas, E. 1969/2005. Totality and Infinity: An Essay on Exteriority. Pittsburg, PA: Duquesne University Press.
20. Lindahl, I. 1998. Frеn andligt skapande till fдrdighetstrдning. En studie av bild och form i ett fцrskolehistoriskt perspektiv [From spiritual creation to skills training. A study of image and form in a vpre-historical perspective]. Pedagogisk –
psykologiska problem. NR 647. Malmц: Lдrarhцgskolan.
21. Lindahl, I. 2007. “‘Doing Democracy’: Combining Scientific and Philosophical Explorations in Early Childhood Education.” Paper presented at CICE: Children’s Identity and Citizenship in Europe, Malmц University, School of Teacher Education October 4–4.
22. Lindahl, I. 2010. “Children’s Philosophical Exploration Concerning Ethical Issues.” In Human Rights and Citizenship Education. Institute for Policy Studies in Education. London: Metropolitan University.
23. Lindahl, I. 2011. “Sharing values and Doing Democracy-Children, Educators, Companies in Collaboration for Sustainable Development - A Narrative Study.” In Lifelong Learning and Citizenship. Institute for Policy Studies in Education. London: Metropolitan University.
24. Lipman, M. 1984. “The Cultivation of Reasoning through Philosophy.” Educational Leadership 42 (1): 51–56.
25. Matthew, G. 1999. Socratic Perplexity and the Nature of Philosophy, 45–52. Oxford: Oxford University Press.
26. Nordin, A. 2010. “Bildningens mot sprеk: I riktning mot en diskursiv bildningsfцrstеelse.” [Formation to Language: Towards a Discursive Understanding of Child Development]. Pedagogisk forskning i Sverige 15: 115–136.
27. Osberg, D., and J. J. Biesta. 2008. “The Emergent Curriculum: Navigating a Complex Course between Unguided Learning and Planned Enculturation.” Journal of Curriculum Studies 40 (3): 313–328.
28. Popkewitz, T. S. 2008. Cosmopolitanism and the Age of School Reform: Science, Education, and Making Society by Making the Child. New York: Routledge.
29. Rinaldi, C. 2006. In Dialogue with Reggio Emilia. Listening, Researching and Learning. London and New York: Routledge.
30. Sдfstrцm, C-A. 2005. Skillnadens pedagogik – Nya vдgar inom den pedagogiska teorin [The education of differences – new paths in pedagogical theory]. Lund: Studentlitteratur. European Early Childhood Education Research Journal 67
31. Strдng, M. 2005. Samspel fцr lдrande – didaktiska redskp fцr professionella lдrare [Interaction for learning – didactical tools for professional teachers]. Lund: Studentlitteratur.
32. Swedish National Agency for Education. 1994. Lдroplan fцr det obligatoriska skolvдsendet, fцrskoleklassen och fritidshemmet [Curriculum for the compulsory school system, preschool classes and after-school]. Lpfц 94. Stockholm: Skolverket & CE Fritzes fцrlag.
33. Swedish National Agency for Education. 1998. Lдroplan fцr fцrskolan [Curriculum for preschool]. Lpfц 98. Stockholm: Skolverket & CE Fritzes fцrlag.
34. Tickle, L. 1993. “Capital T teaching.” In Reconstructing Teacher Education: Teacher Development, edited by J. Elliot, 110–124. London: Falmer.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольное учреждение, взаимодействие, образовательный подход, ситуативный отклик