ISSN 1997-9657
       

Луковцева З.В., Куракина О.В. Представления воспитателей дошкольного образовательного учреждения о причинах собственного эмоционального выгорания

Аннотация

В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания воспитателей, которая в настоящее время недостаточно изучена. Наибольшие разногласия сохраняются в отношении вопроса об обстоятельствах, детерминирующих возникновение и протекание синдрома выгорания в данной профессиональной группе. Важным условием успешности мероприятий по профилактике и преодолению выгорания является ясное видение происхождения данного явления целевой группой, то есть самими педагогами ДОУ. Наше эмпирическое исследование позволило выявить представления воспитателей о причинах эмоционального выгорания и описать влияние фактора возраста детей, с которыми работают обследованные, на объективную интенсивность выгорания. Совокупный анализ результатов анкетирования и формализованной диагностики позволил выявить ряд закономерностей. В частности, показано, что наибольшей субъективной значимостью для всех категорий воспитателей обладают эмоциональные, психосоматические и семейные причины выгорания, объективно же наиболее интенсивное выгорание присутствует у работающих с детьми раннего возраста. Полученные данные могут послужить ориентиром при содержательном планировании и осуществлении программ, направленных на профилактику и коррекцию выгорания у воспитателей.

Фрагмент статьи

Введение

Перемены, происходящие в российской системе образования, предъявляют особые требования к качеству психологического сопровождения сотрудников образовательных учреждений. Все большую значимость приобретают расширение и уточнение существующих сведений о выгорании педагогов. Нами будет рассмотрена одна из часто изучаемых в этом аспекте профессиональных групп, – воспитатели дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Охарактеризуем исторические предпосылки изучения выгорания педагогов, а также проблемы, которые можно выделить в соответствующем научно-практическом поле как наиболее острые.

Синдром эмоционального выгорания вошел в круг интересов исследователей в 1970-е гг. Первое описание феноменологии выгорания в контексте психологии «помогающих профессий», опубликованное в 1969 г., принадлежит H.B. Bradley (Попов Ю.В., Кмить К.В., 2012; Орел В.Е., 2014). Однако соответствующий термин в привычном для нас звучании («burnout», выгорание) предложил пятью годами позже Н. Freudenberger, который стал родоначальником клинической трактовки выгорания и выделил эмоциональные, поведенческие, мотивационные и физические симптомы, образующие данный синдром (Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А., 2011; Орел В.Е., 2014). В исследованиях того же времени, выполненных C. Maslach и S.E. Jackson с опорой на концепцию стресса, была разработана структурная модель, объединившая три группы коррелирующих между собой симптомов выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. В 1981 г. упомянутые авторы создали первый инструмент диагностики выгорания MBI (Maslach Burnout Inventory) – опросник, хорошо зарекомендовавший себя и активно применяемый сегодня российскими специалистами (Ермакова Е.В., 2010; Орел В.Е., 2014 и др.).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Сударыня, 1999. – 32 с.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
3. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. – 160 с.
4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.
Возрастная и педагогическая психология. - Изд-во: Педагогическое общество России. Серия: Образование XXI века, – 2009.
512 с.
5. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: Учебное пособие / Л. Д. Демина, И. А. Ральникова. – 2-е изд. – Барнаул: Изд-во Алт. гос.ун-та, 2005. – 132 с.
6. Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. – 2010. – №1. – С.27–39.
7. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240 с.
8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошколь-
ная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с.
9. Кочерга Н.В. Социально-педагогическая поддержка педагогов среднего профессионального образования с синдромом эмоционального выгорания: Дис. … канд. пед. наук. – Майкоп, 2007. – 258 с.
10. Лэнгле А. Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии: Пер.
с нем. / Предисловие А.С. Баранникова. –
М.: Генезис, 2010. – 128 с.
11. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.
12. Молчанова Т.В., Путилина Е.К. Особенности и возможности преодоления выгорания специалистов, работающих с детьми, имеющими тяжелые формы дизонтогенеза // Травматический стресс и профессиональная деятельность: Материалы науч.-практ.конф. / Под ред. З.В. Луковцевой, М.А. Стрижалковской. – Москва, 1 ноября 2010. – М.: Институт психологии и педагогики, 2010. – С. 29–33.
13. Неруш Т.Г, Поварёнков Ю.П. Профессиональное выгорание как деструктивная тенденция профессионального развития личности. – Саратов, Саратовский гос.социально-экон.университет, 2012. – 224 с.
14. Орел В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. – Харьков: Гуманитарный Центр, 2014. – 296 с.
15. Попов Ю.В., Кмить К.В. Эмоциональное «выгорание» — только лишь результат профессиональных отношений? // 
Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2012. – №2. – С. 98–101.
16. Ронгинская Т.И. Синдром эмоционального выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – 2001. Т.23. – №3. – С. 85–95.
17. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагога: Дис. …канд.психол.наук. Ярославль, 2001. – 173 с.
18. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Тандем, КМОС, 1999. – 352 с.
19. Сергеева Л.С. Синдром профессионального выгорания: Психотерапия и профилактика. Учебное пособие. – СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2006. – 18 с.
20. Скугаревская М.М. Синдром выгорания и его доминирующие проявления //Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий [Текст]: Коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьева, С.А. Игумнова; Курск.гос.
ун-т. – Курск, 2008. – С. 215–220.
21. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / Под ред. А.Л. Жу-
равлева, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 512 с.
22. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануй-лов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – 2-е изд., доп. – М.: Психотерапия, 2009. – 544 с.
23. BriaaМ., Spanua F., Babana A., Dumitrascub D.L. Maslach Burnout Inventory – General Survey: Factorial validity and invariance among Romanian healthcare professionals // Burnout Research Volume 1, Issue 3, December 2014, Pages 103–111 [Электронныйресурс] -http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2213058614000436 (дата обращения – 12.04.2015)
24. Dr. Herbert, J. Freudenberger, G. North. Women’s Burnout. – Penguin books, 1986. – 250 p.
25. Ulrichovб M. Logo therapy and Existential Analysis in Counselling Psychology as Prevention and Treatment of Burnout Syndrome / International Conference on Education and Educational Psychology (ICEEPSY 2012) // Procedia - Social and Behavioral Sciences 69
(2012 ) 502 – 508.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

синдром эмоционального выгорания, эмоциональное выгорание воспитателей, причины выгорания