ISSN 1997-9657
       

Мартиросян А.Ж., Роева Е.Б. Элементы национально-культурной традиции в семейном воспитании детей в армянской диаспоре Москвы в начале XXI века

Аннотация

Статья посвящена вопросу сохранения элементов национально­культурных традиций в семьях армян­ской диаспоры Москвы. Проживая в иноэтничном обществе на протяжении веков, армяне Москвы стремятся к сохранению своей традиционной культуры, создают различного рода учебные центры, куда приводят своих детей. За основу был взят опрос, проведенный в Духовно­просветительском центре «Айордеац Тун» в апреле 2016 года среди учащихся и их родителей. Особое внимание авторы исследования уделили вопросам воспитания детей, тому, какому языку отдается предпочтение в бытовом общении, армянским традициям. Авторы рассматривают роль материнского государства и Армянской Апостольной церкви в становлении этнической принадлежности. Ключевую роль в сохранении национальных традиций в армянской семье играет женщина-мать, задача которой привить детям любовь к Родине, ее культуре. Результаты опроса публикуются в данной статье впервые.

Фрагмент статьи

Армянская диаспора является одной из крупнейших диаспор мира. Крупные армянские общины проживают в США, Франции, Иране и Ливане. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г. в Российской Федерации насчитывается более 1 млн армян (Всероссийская перепись населения, 2010), а по неофициальным данным их численность превышает цифру в 2 млн человек (Энциклопедия армянской диаспоры, 2003).

Среди ученых, занимающихся вопросами диаспор, существует единое мнение, что армянскую диаспору можно относить к так называемым «классическим диаспорам», т.е. сформировавшимся вследствие катастроф и катаклизмов.

Однако дезинтеграция Советского Союза породила не только принципиальные изменения в межнациональных отношениях во всех новых независимых государствах, но и сформировала иной тип армянской диаспоры. Для многих бывших союзных республик «независимость» стоила вооруженных конфликтов. Повсеместно наблюдался катастрофический спад в экономическом и социальном развитии. Не стала исключением и Армения. Самым наглядным образом кризисы начала 1990-х годов сказались на демографическом состоянии страны. По официальным данным, только в период с 1991 по 1995 годы из Армении выехало 677 тыс. человек, усиление миграции наблюдалось и в последующие годы вплоть до нашего времени (Энциклопедия армянской диаспоры, 2003).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Арутюнян П.В. Догматико-культовые особенности Армянской апостольской церкви // Культура народов Причерноморья. – Симферополь: Крымский научный центр НАН Украины, 2009.
2. «Воспитание детей» – круглый стол. –АНИВ, №2(5), 2006.
3. Корякин К.В. Проблемы адаптации и интеграции армян-мигрантов в Краснодарском крае. – Академиздатцентр «Наука» РАН, 2006.
4. Лурье С.В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. – М., 1997.
5. Московской армянской воскресной школе «Верацнунд» – 25 лет // Ноев Ковчег. – 2013. – №7(213).
6. Нерсисян Езрас. Россия – родина, дом для всех проживающих в РФ народов // http://press-unity.com/stati/2598.html (последнее обращение 01.05.2016).
7. Раффи. Хент. – Ереван, 1962.
8. Саргсян А.Л. Армянские традиции воспитания детей // Молодой ученый. – 2014. – №27.
9. Солопова О.В. Особенности становления новейших диаспор в странах ближнего зарубежья (на примере российских белорусов) // Многоликий и беспокойный славянский мир: Научный сборник в честь 50-летия Юрия Аркадьевича Борисенка. – М., 2016.
10. Тер-Саркисянц А.Е. Армяне Нагорного Карабаха. История. Культура. Традиции. – М., 2015.
11. Энциклопедия армянской диаспоры. – Ереван, 2003.
12. Նոր Էջմիածին` համայն Ռուսիո մայրաքաղաքում // «Армянская Церковь», М., 2009.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

диаспора, армяне Москвы, Армянская Апостольская Церковь, Айордеац Тун, воспитание детей