ISSN 1997-9657
       

Масаева З.В. Реализация стандарта дошкольного образования как обеспечение психологической безопасности в образовательном пространстве постконфликтного региона

№04 2017 Масаева З.В. Реализация стандарта дошкольного образования  как обеспечение психологической безопасности  в образовательном пространстве постконфликтного  региона
Аннотация

В данной работе ставится вопрос о внедрении стандарта дошколь­ного образования для обеспечения психологической безопасности в условиях образовательной среды постконфликтного региона. Раскрыты оптимальные пути реализации стандарта дошкольного образования всеми участниками образовательного процесса в целях повышения уровня психологической безопасности с учетом имеющихся трудностей, связанных с особенностями постконфликтного региона. Раскрываются источники угроз, которые необходимо учитывать для обеспечения психологической безопасности. Обсуждаются способы психологического сопровождения реализации стандарта дошкольного образования.

Фрагмент статьи

В современном обществе имеется ряд регионов, переживших разнообразного рода военные конфликты, которые привели к человеческим жертвам, оставили после себя покалеченные судьбы людей. Вооруженные конфликты сопровождаются повреждениями систем жизнеобеспечения, инфраструктуры, экономики, общественных объектов.

В этих случаях требуется широкомасштабная поддерж­ка на государственном уровне этапа реабилитации постконфликтных территорий и их реинтеграции в общественную, экономическую и культурную жизнь. В первую очередь важно восстановить общественную инфраструктуру, включая предоставление молодому поколению образовательных услуг на всех уровнях образования, что позволило бы ускорить процесс восстановления психологического баланса и полноценного формирования личности.

В свою очередь, для полноценного введения и реализации стандарта дошкольного образования необходимо обеспечение психологической безопасности в образовании. В ситуациях постконфликтного региона для достижения высокого уровня психологической безопасности важно учитывать особенности образовательного пространства. В настоящее время активно внедряется ФГОС ДО для обеспечения общего развития детей, что является весьма актуальным для организации безопасного образовательного пространства для всех участников образовательного процесса. Введение стандарта дошкольного образования позволило по-новому посмотреть на этап дошкольного детства.

Список литературы

1. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Масаева З.В. Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога // Сборник научных трудов «От истоков к современности». – М.: Когито-Центр. – 2015. – С. 9–11.
2. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Масаева З.В. Развитие эмоциональной компетентности педагога как инициация формирования смыслообразования учащихся // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2015. – №4. – С. 34–36.
3. Абдулшехидова Х.Э., Тутаева П. Поликультурное образование детей дошкольного возраста // Материалы межрегиональной студенческой научно-практической конференции. – Махачкала, 2016. – С. 5–8.
4. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб., 2002.
5. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение // Психологическая наука и образование. – 2012. – №3. – С. 35–37.
6. Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. – М., 2014.
7. Вифлеемский А.Б. Стандарт дошкольного образования: новый взгляд на дошкольную организацию с юридической и экономической точек зрения. – М.: Сфера, 2016.
8. Зебзеева В.А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО. – М., 2015.
9. Масаева З.В., Абакумова И.В., Кагерма­зова Л.Ц. Взаимодействие педагогов и родителей для создания безопасного пространства в образовательной среде. //Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы науки и образования». –
Тамбов: Консалтинговая компания Юком. – 2015. – С. 65–66.
10. Масаева З.В., Ажиев М.В. Пси­хологическое сопровождение безопасности образовательной системы в современных условиях // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Наука и образование в жизни современного общества». – Тамбов: Консалтинговая компания Юком. – 2015. –
С. 94–95.
11. Масаева З.В. Психологическая безопасность образовательного пространства постконфликтного региона. – Махачкала, 2016.
12. Микляева Н.В. Экспресс-конструктор образовательной программы / Под ред.
Т.В. Цветковой. – М., 2015.
13. Михайлова-Свирская Л.В. Индиви­дуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО. – М., 2015.
14. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО. – М., 2015.
15. Нечаев М.П., Романова Г.А. Интер­активные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования. – М., 2014.
16. Основы психологии безопасности: учебно-методическое пособие / Сост. Д.Р. Мер-
злякова. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012.
17. Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э., Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 5. – М., 2014.
18. Русаков А.С., Эйпштейн М.М. Модель инновационных комплексов при освоении ФГОС ДО. – М., 2016.
19. Холуева К.А., Мухарлямова А.Ю. Пси­хологическая безопасность образовательной среды // Концепт. – 2013. – Спецвыпуск №1. – С. 3–4.
20. Хромов Н.И. Методика развития современного ребенка. – М., 2014.
21. Janoff-Bulman R., Berger A. The other side of trauma: Towards a psychology of appreciation // Harvey J.H., Miller E.D. (Eds.). Loss and Trauma: General and Close Relationship Perspectives. Philadelphia, 2000.
22. Morrow V, Mayall B. What is Wrong with Children’s Well-being in the UK? Questions of Meaning and Measurement// Journal of Social Welfare & Family Law [serial online]. 2009. September. №31 (3).
23. Ryff C, Singer B. Know Thyself and Become What You Are: A Eudaimonic Approach to Psychological Well-Being// Journal of Happiness Studies [serial online]. 2008. March. № 9 (1).
24. Shek D. After-school Time and Perceived Parental Control Processes, Parent-adolescent Relational Qualities, and Psychological Well-being in Chinese Adolescents in Hong Kong// Family Therapy [serial online]. 2007. № 34(2).

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

стандарт дошкольного образования, психологическая безопасность, образовательная среда, постконфликтный регион, угрозы, благополучие в образовательной среде, дошкольное образование