ISSN 1997-9657
       

Сыщикова А.В., Зернова Д.Б. Методическое сопровождение педагогов по использованию информационных технологий в образовательном процессе

Полный текст

Проект «Методическое сопровождение педагогов по использованию информационных технологий в образовательном процессе» реализуется на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №21 «Лукоморье».

За период работы с 2009 по 2011 годы произошли качественные изменения в образовательном процессе дошкольного учреждения, повысился уровень:

  • ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, детей;
  • качества процесса управления дошкольным образовательным учреждением;
  • эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса в учреждении через:

– используемое программное обеспечение; 
– индивидуализацию процесса обучения; 
– повышение интереса к познавательной деятельности у дошкольников.

Повышение уровня информационной компетентности кадрового состава позволяет создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

В образовательном процессе используются современные формы работы с детьми:

  • проведение видеоконференций с мастерами спорта округа, военнослужащими Российской армии, на которых дети задают разные вопросы;
  • для обучения детей игре в шахматы используется интерактивная доска;
  • информационные технологии активно используются также в музыкальном воспитании;
  • в работе педагога психолога: с дошкольниками применяются smart-технологии, mimio-interactive;
  • дети имеют возможность самостоятельного выходить в Интернет с использованием программы фильтрации СontrolKids на образовательные порталы;
  • успешно внедряется компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», которая позволяет добиваться высоких результатов в развитии звукопроизношения детей, в том числе в инклюзивном обучении;
  • разрабатываются электронные портфолио педагогов, для представления результатов работы во время прохождения аттестации, для родительской общественности; портфолио группы.

В Интернете работает образовательный блог детского сада, на котором педагоги регулярно размещают информацию для родителей об интересных событиях в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ, консультации, новости. http://www.21sad.info/

За период работы по инновационной программе с целью обобщения опыта выпущены методические сборники:

  1. «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с использованием ИТ».
  2. «Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога».
  3. «Практика использования информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе».
  4. «Система дополнительного образования с учетом гендерных особенностей с использованием ИТ».

В результате использования инновационных методик наблюдается рост продуктивности взаимодействия педагогического, родительского и детского сообществ, раскрытие индивидуальности каждого ребенка, родителя, педагога.

Инновационный проект «Методическое сопровождение педагогов по использованию информационных технологий в образовательном процессе»

Представляет собой новый взгляд на особенности модернизации и развития дошкольного образовательного учреждения.

Составлен на основании Концепции информатизации дошкольного образовательного учреждения, разработанной под руководством научного руководителя академика РАО, д.п.н., профессора И.В. Роберт, авторами: Козловым О.А., д.п.н., проф.; Мартиросян Л.П., к.п.н. Института информатизации образования Российской академии образования в связи с объективной актуальностью проблемы внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Направлен на реализацию модели методического сопровождения подготовки кадров, обеспечивающей необходимый уровень информационной культуры и профессионализма специалиста дошкольного образования.

Учитывает основные стратегические направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», перспективы развития приоритетных направлений развития образования в округе и муниципальном образовании города Урай.

Призван стать качественной основой для эффективной работы дошкольного образовательного учреждения с педагогическими кадрами.

1. Актуальность Проекта

Современное информационное общество предъявляет новые требования к подготовке кадров сферы образования в вопросах применения и продуцирования информационного ресурса Интернет, освоения методов и средств информационного взаимодейст­вия в локальных и глобальной сетях, реализации возможностей средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе самостоятельного извлечения и представления знаний. Востребованными становятся педагоги, умеющие работать в условиях использования распределенного информационного ресурса информационных сетей, способные принять ответственность за реализацию возможностей средств ИКТ в профессиональной деятельности, готовые к постоянному совершенствованию профессионального уровня. Вышеизложенное определяет необходимость разработки комплекса мер по подготовке кадров к информатизации процесса дошкольного образовательного учреждения.

Данный аспект работы по подготовке кадров входит в один из блоков экспериментальной деятельности городской площадки, функционирующей на базе МБДОУ д/с №21 «Лукоморье» по теме «Использование информационных и коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе, процессе управления в условиях детского сада». Проект представляет разработку и внедрение методических подходов к подготовке педагогических кадров дошкольного образовательного учреждения в области информатизации образования. Разработан на основе Концепции информатизации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №21 «Лукоморье», составленной по заказу Институтом информатизации образования Российской академии образования.

2. Инновационность Проекта

Инновационность данного Проекта представлена процессом информатизации дошкольного образования, новым направлением деятельности в дошкольном образовании, которое позволит на основе имеющегося отечественного и зарубежного опыта повысить эффективность управления, откроет новые горизонты улучшения качества воспитательно-образовательного процесса, создаст платформу для широкого внедрения в педагогическую практику современных методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

В новом квалификационном справочнике должностей, который вышел в 2010 году, появились изменения в должностных инструкциях руководителей, воспитателей, педагогов. Каждый педагог в дошкольном учреждении должен уметь пользоваться электронной почтой, ведением электронных таблиц, мультимедийным оборудованием. И это не случайно. Создание информационного общества – это одно из ведущих направлений государственной политики.

Деятельность нашего педагогического коллектива направлена на повышение ИКТ-компетентности педагогов, и потому для общественности актуально и своевременно представить разработанную и внедряемую учреждением модель методического сопровождения педагогов в области информатизации, а также результаты работы по повышению ИКТ-культуры педагогов детского сада.

3. Цель Проекта

Разработка и внедрение модели методического сопровождения подготовки кадров, обеспечивающей необходимый уровень информационной культуры и профессионализма специалиста дошкольного образования, развитие его личностных качеств, подготовку его к комфортной жизнедеятельности в условиях информатизации и глобальной массовой коммуникации современного общества.

4. Задачи Проекта

1. Формировать информационную культуру педагога.
2. Подготовить кадры к эффективному использованию в управленческом, воспитательно-образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий.
3. Интегрировать информационные и коммуникационные технологии в процессы управления, воспитания и обучения.
4. Эффективно использовать педагогиче­ский потенциал.
5. Создать банк дидактических и методических материалов, разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий в работе ДОУ.
6. Повысить эффективность деятельности педагогов в воспитательно-образовательном процессе.
7. Представить опыт работы городскому педагогическому сообществу.

5. Ожидаемые результаты

1. Повышение ИКТ-компетентности участников образовательного процесса.
2. Повышение эффективности процесса управления ДОУ через формирование информационной инфраструктуры управления ДОУ.
3. Повышение эффективности качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ через:

  • используемое программное обеспечение;
  • индивидуализацию процесса обучения;
  • повышение интереса к познавательной деятельности дошкольников с использованием информационных ресурсов (применение дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе обучения).

4. Увеличение количества педагогов – активных пользователей компьютера.

Продолжительность Проекта предполагается на период с 2010 по 2012 годы.

6. Масштаб реализации Проекта

Таблица 1

Аудитория проекта образовательного учреждения Количество охвата
2010–2011 2011–2012
1. Педагоги 16 22
2. Специалисты 9 9
3. Всего 24 31

Реализация Проекта предполагает взаимодействие со следующими структурами:

  • МБУ «Управление образования»;
  • МАУ «Городской методический центр»;
  • дошкольные образовательные учреждения города Урай, ХМАО – Югра;
  • высшие учебные заведения: Институт ин­форматизации образования Российской Ака­де­мии образования (г. Москва), Шадринский государственный педагогический институт.

7. Основные этапы, сроки реализации Проекта

Задачи, поставленные творческой группой по реализации Проекта, – сложные и длительные по времени достижения. Именно поэтому коллектив планирует их выполнение, реализуя несколько этапов.

1-й этап – практический (2010–2011 уч. год);

2-й этап – контрольно-аналитический (2011–2012 уч. год).

Руководитель Проекта – Сыщикова Анна Владимировна, заведующая МБДОУ, высшая квалификационная категория.

Координатор Проекта – Зернова Дина Борисовна, заместитель заведующей по воспитательно-методической работе, первая квалификационная категория.

8. Механизм реализации Проекта

Методическое сопровождение педагогов направлено на повышение ИКТ-компетентности педагогов, расширение числа педагогов, заинтересованных в использовании ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

Основные мероприятия:

  • создание координационного информационно-методического совета;
  • работа творческих групп;
  • назначение ответственного по информатизации в учреждении;
  • организация работы в учреждении Шко­лы информационной культуры педагога;
  • оптимизация работы кабинета информационных технологий с целью предоставления возможностей педагогам проводить в нем занятия с использованием ИКТ;
  • распространение в методической работе с педагогами следующих форм работы: публичные презентации тем самообразования, недели представления педагогического мастерства, конкурсы, смотры, представление педагогических проектов;
  • обмен опытом работы педагогов, использующих ИКТ на уровне ДОУ, города, регионов, используя видеоконференцсвязь;
  • создание базы педагогических проектов;
  • накопление банка ЦОР, разработанных педагогами;
  • представление в информационных сетях авторских программных и методических разработок педагогов дошкольного образовательного учреждения, созданных в процессе подготовки, их рекламирование и оценка значимости с целью оперативного распространения научно-методических разработок и образовательных услуг;
  • осуществление мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса педагогами с использованием электронной педагогической диагностики.

Схематично механизм реализации Проекта представлен Моделью методического сопровождения педагогов по информатизации (Приложение 1).

9. Структура управления Проектом

Созданная структура управления Проек­том четко определяет взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса, с одной стороны, и имеющиеся внут­ренние и внешние ресурсы – с другой (При­ложение 2).

Управленческо-кадровый аспект построен на основе новых технологий управления МБДОУ, с учетом новой образовательной политики, направленной на выстраивание равноправных отношений между различными уровнями образовательной структуры.

Остановимся на описании управленческо-кадрового аспекта.

1. Координационно-организационная деятельность администрации дошкольного образовательного учреждения является начальным звеном цепи управления Проектом. Администрация дошкольного образовательного учреждения должна иметь объективную картину состояния информационной подготовки всех педагогических работников. Поэтому статистическая информация о ходе процесса подготовки педагогических кадров должна оперативно отслеживаться, запоминаться и храниться, а также быть доступной для администрации, после чего отправляется запрос для выполнения необходимого объема работы в координационный информационно-методический Совет по подготовке педагогов.

2. Создание информационно-методическо­го координационного Совета, обеспечивающего поддержание необходимого уровня информационной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения. Ин­фор­мационно-методический координационный Совет непосредственно работает с педагогами дошкольного образовательного учреждения по вопросам подготовки в области информатики и ИКТ. В функции данного Совета входит координация работы с педагогами по информатизации, формирование групп из педагогических кадров с учетом достигнутого уровня информационной культуры, разработка содержания обучения, составление расписания занятий, формирование пакета методических материалов каждому обучаемому, разработка форм и методов проведения входного тестирования, промежуточной и итоговой аттестации.

3. Информационно-методический Совет отправляет заказ на разработку нормативных документов, положений для конкурсов, смотров и т.д. в творческую группу.

4. Школа информационной культуры педагога занимается разработкой организационных форм, учебно-методических комплексов и электронных изданий для проведения занятий по информатике и ИКТ с педагогами дошкольного образовательного учреждения и реализацией работы по обучению и сопровождению педагогов информационной культуре, использованию ИТ в образовательном процессе. Разработка учебно-методических комплексов (УМК) на основе электронных изданий, во-первых, поможет воспитателям и администрации дошкольного образовательного учреждения освоить средства ИКТ, научиться использовать их в профессиональной деятельности, а, во-вторых, покажет на практике методику проведения занятий с использованием УМК на основе электронных изданий. Обновляющийся рынок программных средств, как общего, так и учебного назначения, требует постоянного обновления знаний всего персонала, работающего с ними.

5. Заключительным этапом непрерывной цепочки является следующий: из информационно-методического Совета статистическая информация о ходе процесса подготовки педагогических кадров поступает в администрацию, где оперативно отслеживается, запоминается и хранится, после чего отправляется запрос для следующего выполнения необходимого объема работы.

10. Ресурсное обеспечение Проекта

10.1. Управленческо-кадровые ресурсы

Педагогическую деятельность осуществляет 31 педагог: 22 воспитателя, 9 специалистов. Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав коллектива – знающие и надежные организаторы и авторитетные педагоги.

Наш педагогический коллектив:

Высокопрофессионален – 14 педагогов имеют высшую и первую квалификацион­ные категории, 20 человек имеют высшее обра­зование.
Молод – средний возраст педагогов – 35 лет.
Активен – педагоги повышают профессиональный уровень; распространяют педагогический опыт в мероприятиях различного уровня, ищут новые инновационные пути для осуществления педагогической деятельности.
Стабилен – на протяжении десяти лет отмечается отсутствие текучести педагогических кадров, педагогический стаж работы свыше 
10 лет имеют 17 человек.
Титулован – два педагога являются обладателями гранта-2010 Губернатора ХМАО-Югры, один педагог – обладатель гранта-2010 главы администрации города Урай, три педагога финалисты городского конкурса «Педагог года» – 2006, 2008, 2009 гг. и т.д.

Удостоверение о прохождении курсовой подготовки по информатизации имеют 9 сотрудников, 46% педагогов являются активными пользователями компьютерных технологий, еще 54% являются пассивными пользователями.

10.2. Техническая оснащенность дошколь­ного учреждения

За период с 2009 по 2011 годы в учреждении проведена масштабная работа по созданию единого информационного образовательного пространства.

  • Общее количество установленных компьютеров – 19: в кабинете заведующего, заместителей заведующего, педагогов-специалистов (муз. руководителей, учителей-логопедов, педагога-психолога, инструктора по ФИЗО), делопроизводителя, бухгалтерии, медицинских работников.
  • Оборудован рабочий кабинет для педагогов.
  • Оборудован кабинет информационных технологий, в котором установлено мультимедийное оборудование, интерактивная доска, персональные компьютеры для работы с детьми с выходом в сеть Интернет.
  • Установлена локальная сеть, объединяющая кабинеты заведующего, делопроизводителя, заместителя заведующего по ВМР, медицинский кабинет, специалиста по кадрам, заместителя по ХР, бухгалтерии, рабочий кабинет для педагогов.
  • Обеспечен доступ выхода в сеть Интернет.
  • Приобретена видеокамера Logitechinbit­me, с помощью которой возможно проведение видеоконференций через программу Skype.

Вывод: таким образом, в дошкольном образовательном учреждении имеются все необходимые учебные и материальные ресурсы для реализации модели подготовки кадров к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе управления, воспитательно-образовательном процессе.

11. Качественные изменения в сфере повышения информационной компетентности педагогов

В ходе реализации Проекта мы наблюдаем изменение форм традиционных занятий, мероприятий с детьми и родителями. Применение компьютера в воспитательно-образовательном процессе способствует повышению интереса дошкольников к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Растет число детей старшего дошкольного возраста, владеющих элементарными навыками использования возможностей компьютерной техники. Развиваются индивидуальные творческие, интеллектуальные способности современного ребенка «информационного общества».

Данные мониторинга подтверждают, что модель методического сопровождения педагогов, используемая в работе с кадрами, 
содействует повышению активности участия педагогов в мероприятиях различного уровня. 106% показатель того, что некоторые педагоги принимали участие в различных мероприятиях более одного раза.

В работе с педагогами также применяется возможность обмена опытом с коллегами Российской Aедерации посредством онлайн-конференций (г. Белгород).

Работает школа «Информационная культура педагога».

Повышение ИКТ-компетентности педагогов мы отмечаем в активном внедрении информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Педагоги активно применяют информационные ресурсы в профессиональной деятельности, проявляя творчество в поиске новых нетрадиционных форм и методов обучения. Также наблюдаются позитивные изменения в организации работы с родительской общественностью с использованием информационных ресурсов (ведение блога, размещение web-портфолио педагогов). Растет банк дидактических и методических материалов, разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий в работе педагогов в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ.

12. Участие педагогического коллектива в мероприятиях различного уровня

Наши педагоги принимают активное участие в мероприятиях федерального уровня, делятся опытом работы по использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности в средствах массовой информации, в электронных изданиях, размещают web-портфолио в сети Интернет, общаются на различных профессиональных форумах в сети Интернет.Сравнительный график подтверждает повышение интереса педагогов к публикациям собст­венного опыта использования.

12.1. Мероприятия муниципального уров­ня, организованные учреждением или проведенные с участием воспитанников и/или педагогов:

Сертификат за участие в конкурсе вариативных программ по приоритетным направлениям государственной молодежной политики, программа «Создание образовательного пространства для развития детской одаренности с использованием информационных технологий в условиях детского сада» (2011).

Городской семинар «Практика использования информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе» (2011).

Победа в конкурсе на грант Главы города Урай, проект «Методические подходы к подготовке педагогических кадров в области информатизации образования в условиях дошкольного образовательного учреждения» (2010).

Благодарственное письмо МАУ «Городской методический центр» № 215 от 17.05.10 за высокий уровень подготовки и проведения городского семинара «Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога» (2010).

1 место в городском конкурсе образовательных блогов (2010).

Победа в городском конкурсе «Современный образовательный софт в работе педагога» (Грант Главы, 2010).

Городской семинар-практикум «Информационные технологии в профессиональной деятельности педагогов» (2010).

Участие в Городском фестивале «Лучшие педагогические инициативы в области информационных технологий – 2010».

12.2. Награды и иные достижения дошкольного образовательного учреждения на уровне региона:

Педагогический коллектив стал лауреатом в креатив-фестивале методических идей «Новации для будущего» в номинации «Новое качество дошкольного образования», г. Сургут (2010).

Региональный семинар «Система дополнительного образования с учетом гендерных особенностей с применением информационных технологий» (2010).

Проведение мастер-класса на форуме «Образование Югры – 2010» по теме «Создание единого информационного пространства как фактор качественных изменений в образовательном процессе» (2010).

Участие в региональном фотоконкурсе «Стоп-кадр» (2011).

12.3. Награды и иные достижения учреждения на уровне Российской Федерации:

Благодарственное письмо за активное участие в работе десятой международной юбилейной выставки «Информационные технологии XXI века от директора Департамента информационных технологий ХМАО – Югры С.В. Монастырева, г. Ханты-Мансийск (2011).

Диплом участника интернет-викторины «Космоведы» (2011).

Благодарственное письмо от Генерального директора научно-производственного предприятия «ФинПромМаркет – XXI» компании «Аверс» Лозицкого И.Г. за активную работу по внедрению инновационного проекта «Формирование единого информационного пространства ДОУ», г. Москва (2010).

Диплом участника VII Международной научно-практической школы-семинара «Инфор­мационные технологии в управлении образованием» за достигнутые результаты работы по формированию типовой модели единого информационного пространства ДОУ, г. Анапа (2010).

Семинар-практикум «Информационные технологии в области управления образованием», г. Белгород (2010).

Диплом участника VI Международной научно-практической школы-семинара «Инфор­мационные технологии в управлении образованием – 2009» за активную и плодотворную работу по формированию типовой информационной инфраструктуры управления дошкольным образовательным учреждением, г. Анапа (2009).

13. Финансово-экономические условия

Проект экономичен, не требует больших финансовых вложений. В учреждении предусмотрены все необходимые должности, осуществляющие деятельность в рамках Проекта. Дополнительное финансирование Проекта предусматривается за счет финансовых средств от годового фонда консолидированного бюджета в объеме:

  • бюджетные средства – 0,5%;
  • средства от получения гранта – 0,2%;
  • привлеченные средства: спонсорство, пожертвования, помощь предприятий-шефов – 0,3%;
  • внебюджетные средства от платных услуг – 0,5%.

14. Критерии эффективности Проекта

14.1. Система показателей эффективности Проекта

Система показателей эффективности проекта выделила следующие объекты мониторинга:

  • повышение ИКТ-компетентности педа­гогов;
  • повышение эффективности и качества процесса управления МБДОУ через формирование информационной инфраструктуры управления, обеспечивающей максимально возможный полный доступ к профессиональной информации на всех уровнях: ведение элементарного документооборота;
  • повышение инновационной активности педагогов (разработка дидактических материалов с использованием средств ИКТ, участие в городских мероприятиях по данной проблеме);
  • состояние организационно-педагогических условий успешной работы по Проекту;
  • повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ через:

– используемое программное обеспечение; 
– индивидуализацию процесса обучения; 
– повышение интереса к познавательной деятельности дошкольников с использованием информационных ресурсов (развитие инновационного потенциала с применением дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе обучения).

14.2. Планируемые виды диагностики:

  • диагностика изменения уровня квалификации педагогов по проблеме:

– начальные навыки;
– пользователь ПК;
– использование расширенных возможностей;

  • количество обученных педагогов;
  • диагностика изменений условий информационного пространства.

Внешние:
– оценка деятельности информатизации дошкольного учреждения родителями и общественностью.
Внутренние:
– высокая учебная мотивация;
– уровень сформированности учебно-информационных умений;
– уровень обеспечения материально-технической базы.

Список литературы

1. Гергенов А.С. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие. Улан-Удэ: изд-во ВСГТУ, 2005. 72 с.
2. Гурьев С.В. Целесообразность компью­теризации детских образовательных уч­реж-
дений. 
3. Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г., Тихомиров В.П., Хорошилов А.В., Усков В.Л. Открытое образование – объективная парадигма XXI века // МЭСИ, М., 2000.
4. Кревский И.Г. О структуре учебных курсов для дистанционного образования // Новые информационные технологии обучения в региональной инфраструктуре: Тез. дистанционное обучение кл. II межрегион. науч.-методич. конф. (г. Пенза, 24–25 марта 1999 г.). – Пенза: ПТИ, 1999. С. 73–74.
5. Лобачев С.Л., Поляков А.А. Универсальная инструментальная информационно-образовательная среда системы открытого образования Российской Федерации. Лекция-доклад // Третья Всеросс. Школа-семинар «Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространст­ва». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 40 с.
6. Матрос Д.Ш., Баранова Ю.Ю., Мананникова Н.Г. Построение процесса обучения на основе новых информационных технологий // «Завуч», 2000 № 7.
7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельни-кова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Москва, 2001.
8. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации (утверждена приказом Минобразования России от 18.12.2002 №4452).
9. Микляев А. Настольная книга пользователя ЭВМ РС. М., 2001.
10. Новые информационные технологии и содержание обучения // «Информатика и образование». 1991, № 1.
11. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 208 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
12. Солдаткин В.И. Создание информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития: Материалы междунар. интернет-конф., проходившей 15.01–29.03.2002 на портале www.auditorium.ru – М.: Логос.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.