ISSN 1997-9657
       

Михеева Е.В. Педагогические условия формирования творческой активности дошкольников в культурных практиках

№6 2018 Михеева Е.В. Педагогические условия формирования творческой активности дошкольников в культурных практиках
Аннотация

Введение. В статье представлены результаты теоретического исследования и практической апробации формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста. Цель проведенного исследования – разработка системы педагогического сопровождения процесса творческой самореализации дошкольников.

Теоретической базой исследования стали педагогические исследования проблемы развития творческой активности детей, проведенные такими учеными, как Л.А. Венгер, Н.Ф. Вишнякова, Р.И. Жуковская, Т.С. Комарова, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Н.М. Сокольникова, А.И. Усова, О.С. Ушакова и др. Авторы показали возможность формирования творческой активности у дошкольника при обеспечении в ДОО целенаправленного педагогического процесса. Ими также были определены основные задачи работы в данном направлении, разработаны подходы к содержанию, формам и методам творческого развития детей.

Практическая значимость исследования состоит в определении культурных практик краеведческой деятельности детей как педагогического средства формирования творческой активности дошкольника. Использование результатов исследования позволит совершенствовать процесс художественно-эстетического развития дошкольника в системе дошкольного образования. Результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений, студентами педагогических вузов и учащимися педагогических колледжей; полезны при разработке образовательных программ дошкольного образования.

Выводы. Педагогическое сопровождение формирования творческой активности детей определяется специальным комплексом педагогических условий: изучением уровня творческой активности ребенка, в результате которого формируется представление о ее особенностях; разработкой и реализацией парциальной образовательной программы, предполагающей формирование творческой активности детей в процессе приобщения к культуре и традициям родного края; педагогическим просвещением родителей воспитанников по вопросам творческого развития ребенка старшего дошкольного возраста в краеведческой деятельности.

Фрагмент статьи

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует руководителей и педагогов дошкольных организаций на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик каждого ребенка с учетом его индивидуальности (ФГОС ДО, 2013). Отмечается, что именно культурные практики, как «разнообразные способы самоопределения и самореализации ребенка, основанные на повседневных (обычных, привычных) и, в то же время, интересных для него самого видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта», могут стать благодатной почвой для проявления детьми творческой активности (Лыкова, 2016).

Сегодня большое значение приобретает культурологическая основа образования, которая позволяет построить образовательную работу с детьми таким образом, чтобы у воспитанников формировался комплекс «самости» – стремление и готовность к саморазвитию, что актуализирует идею реализации культурных практик детей на всех уровнях образования (Недодел, Великсар, 2016).

Понятие творческой активности дошкольника

Теоретический обзор

В условиях модернизации дошкольного образования вопрос поддержки активности детей дошкольного возраста в разного рода деятельности признается сегодня чрезвычайно актуальным и значимым. Это обуславливается тем фактом, что эффективное развитие личности возможно только через активное взаимодей­ствие ребенка с миром (Фенькина, 2014). Поэтому так важно инициировать активность детей, в том числе и творческую, которая демонстрирует отношение личности к творческой деятельности и способствует проявлению ею своей индивидуальности.

Понятие «активность» является многогранным и изучается в разных областях научных знаний (философия, биология, медицина, педагогика, психология). В научной литературе понятие «активность» рассматривается неоднозначно. Отечественные педагоги, психологи и философы определяют активность как меру деятельности, отмечают, что она предоставляет возможности субъектам для взаимодействия (Богоявленская, 2008; Виленчик, 2005). Также активность рассматривается как достаточно устойчивое свойство личности (Жуйкова, 2014).

Список литературы

1. Афонькина Ю.А., Себрукович З.Ф. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Модель инновационной деятельности. – Волгоград: Учитель, 2016. – 92 с.
2. Барышева Т.А. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 416 с.
3. Богоявленская Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: РГУ. – 2008. – 263 с.
4. Братухина М.Н. Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5–6 лет: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. – Москва, 2000. – 189 c.
5. Бухарова О.А. Развитие инициативности и эмоциональной отзывчивости у дошкольников при ознакомлении с нетрадиционными техниками рисования // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: материалы Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием (27–29 ноября 2016 г.). – Иркутск: Аспринт, 2016. – С. 253–255.
6. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. – 2005. – №3. – С. 41–43.
7. Губанова Н.Ф. Педагогические условия формирования творческой активности детей 5–7 лет в процессе игры-драматизации: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Москва, 2004. – 308 c.
8. Жуйкова Т.П., Никифорова А.Е. Психолого-педагогические подходы к изучению и стимулированию творческой активности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2014. – №19. – С. 543–545.
9. Зайцева О.И., Драйлинг И.В. Игровые культурные практики как приоритет ФГОС дошкольного образования // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: материалы Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием (27–29 ноября 2016 г.). – Иркутск: Аспринт, 2016. – С. 120-122.
10. Корепанова М.В. Методическое сопровождение проектирования культурных практик в дошкольном учреждении // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. –
№5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-soprovozhdenie-proektirovaniya-kulturnyh-praktik-v-doshkolnom-uchrezhdenii (дата обращения: 20.03.2018).
11. Косенко Ю.Н. Формирование творческой активности старших дошкольников в играх по сюжетам литературных произведений : Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. – Бердянск, 1990. – 18 c.
12. Куцакова Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Методическое пособие. – М.: Владос, 2003. – 273 с.
13. Лыкова И.А. Сущность культурных практик и их значение для развития ребенка // Педагогика искусства. – 2016. – №2. – С. 92–97.
14. Лыкова И.А., Протасова Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика». – 2015. – №5. – С. 6-18.
15. Ляпина И.А. Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: материалы Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием (27–29 ноября 2016 г.). – Иркутск: Аспринт, 2016. – С. 259–261.
16. Максимова С.В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. –
М.: Русское слово, 2013. – 48 с.
17. Малеева С.П. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии: материалы международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 95–97.
18. Михеева Е.В., Сытенко Е.К. Модель инновационной деятельности в ДОО по проблеме формирования у детей познавательной и творческой активности средствами приобщения к истокам русской народной культуры // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №5. – С.60–67.
19. Недодел Л.А., Великсар Т.А. Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве // Культурные практики моделирования образовательной среды дошкольной образовательной организации: материалы Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием (27–29 ноября 2016 г.). – Иркутск: Аспринт, 2016. – С. 101-102.
20. Патрушева Е.А. Краеведческая деятельность подростков: история развития, виды, формы // Вестник ЧГАКИ. – 2006. – №2(10). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kraevedcheskaya-deyatelnost-podrostkov-istoriya-razvitiya-vidy-formy (дата обращения: 20.03.2018).
21. Педагогический энциклопедиче­ский словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. – М.: Большая советская энциклопедия, 2002. – 528 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
23. Фенькина А.А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника // Педагогическое образование в России. – 2014. – №5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-kulturnaya-praktika-kak-zhizn-doshkolnika (дата обращения: 20.03.2018).

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольное образование, творчество, активность, творческая активность, педагогические условия, культурные практики, краеведческая деятельность