ISSN 1997-9657
       

Михеева Е.В., Сытенко Е.К. Модель инновационной деятельности в ДОО по проблеме формирования у детей познавательной и творческой активности средствами приобщения к истокам русской народной культуры

Аннотация

В статье авторы обращают внимание на особенности формирования у детей дошкольного возраста познавательной и творческой активности в условиях модернизации дошкольного образования. Отмечается, что основа деятельности современного детского сада заключается в «благоприятной социализации детей» в процессе усвоения ими опыта общественной жизни и отношений, для чего необходимо создание в ДОО жизнедеятельности, не только безопасной, но и насыщенной разнообразными событиями, необходимо тесное взаимодействие взрослых и детей в образовательном процессе на уровне равноправных партнеров. Описываемая в статье модель инновационной деятельности ДОО по проблеме формирования у детей познавательной и творческой активности средствами приобщения к истокам русской народной культуры как раз предполагает событийное разнообразие и такое взаимодействие с детьми, когда взрослый намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка, обеспечивая ему пространство для саморазвития.

Фрагмент статьи

Творческая личность и проблемы ее воспитания занимают одно из центральных мест в современной педагогической науке. Для творческой личности характерна способность к самоактуализации, самостоятельность в принятии решений, умение взять на себя ответственность за результат и способы его достижения. Эти проблемы являются особо актуальными в современных условиях и рассматриваются не только специалистами в области педагогики, но и различных других отраслей науки.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказывают значимость дошкольного периода в воспитании активности, самостоятельности и инициативы детей. К этим исследованиям относятся разработки по проблемам развития творчества у детей в различных видах деятельности (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина). Также сензитивность дошкольного периода подтверждается и практикой работы детских садов в данном направлении.

В решении проблемы воспитания творческой активности дошкольников огромное значение имеют средства народного искусства. Его ресурсы сегодня достаточно широко используются в обеспечении образовательного процесса, однако поиск потенциальных путей повышения его эффективности еще продолжается. Мы понимаем, что какой бы замечательной ни была народная педагогика, она тоже имеет свойство устаревать, а значит, необходима коррекция ее содержания в соответствии с веяниями времени.

На современном этапе развития общества модернизационные изменения значительно затронули систему дошкольного образования и привели к реорганизации образовательного процесса, который должен быть направлен на максимальную реализацию возможностей, интересов, потребностей и способностей ребенка.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Богоявленская Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Н. Богоявлен­ская. – Ростов-на-Дону: РГУ. – 2008. – 263 с.
2. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: Пособие для педагогов / Сост. Кривоногова Л.Д. – Мозырь: Белый ветер, 2006. – 46 с.
3. Вешневицкая О.В. Подготовка дошкольников к школе через развитие познавательной активности / О.В. Вешневицкая, Н.Н. Карачевцева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 65–68.
4. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей / С.И. Виленчик // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 3. – С. 41–43.
5. Гмошинская М.В. Работа младенцев красками – начало творческой деятельности / М.В. Гмошинская // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 2. – С. 30-33.
6. Денисенкова Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Регион. научно-практ. конф. / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова. – Москва – Бирск, 2004. – С. 80-89.
7. Жуйкова Т.П. Психолого-педагогические подходы к изучению и стимулированию творческой активности детей дошкольного возраста / Т.П. Жуйкова, А.Е. Никифорова // Молодой ученый. – 2014. – №19. – С. 543–545.
8. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004. – 192 с.
9. Карапетян А.А. Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.А. Карапетян, О.Ю. Мандрика // Молодой ученый. – 2014. – №10. – С. 365–368.
10. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми / М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 2008. – № 4. – С. 18–25.
11. Литвиненко С.В. Развитие познавательной активности в преддошкольный период / С.В. Литвиненко // Журнал научно-педагогической информации [Электронный ресурс]. – 2010. – 4. – Режим доступа : http://www.paedagogia.ru/2010/41-04/208-litvinenko.
12. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / М.Ф. Литвинова. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 254 с.
13. Лосик Е.И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной
активности старших дошкольников / Е.И. Лосик // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 47–49.
14. Малеева С.П. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста / С.П. Малеева // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 95–97.
15. Новопавловская Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 8. – С. 46–48.
16. Плакущая Г.А. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры / Г.А. Плакущая // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 178–180.
17. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддъяков. – М.: Просвещение, 2011. – 187 с.
18. Познавательное развитие детей в до­школьной образовательной организации: Учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 304 с.
19. Федотова Л.А. Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность» / Л.А. Федотова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 121–123.
20. Хлынова Л.А. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОО /
Л.А. Хлынова, С.В. Мещерякова, С.Ф. Шевченко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). – Уфа: Лето, 2012. – С. 67–69.
21. Штепина И.С. Особенности развития познавательной активности дошкольников / И.С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф.
(г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 89–91.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

познавательная активность, творческая активность, инновационная деятельность, региональный компонент