ISSN 1997-9657
       

«Мир со всех сторон: познавательная литература для детей вчера, сегодня, завтра»

№9 2015 «Мир со всех сторон: познавательная литература для детей вчера, сегодня, завтра»
Аннотация

В Москве на ВВЦ прошла 28-я Московская международная книжная выставка-ярмарка. Программа выставки была содержательной и насыщенной. Посетители могли пообщаться с известными писателями, художниками-иллюстраторами, издателями и детскими психологами, побывать на книжных презентациях, посмотреть выступления артистов различных жанров. На Детской сцене выступили замечательные писатели Юрий Нечипоренко, Денис и Ксения Драгунские, Майя Лазаренская, Сергей Седов, Дарья Герасимова, Борис Евсеев, Елена Усачева, Виктор Лунин и др.

Полный текст

В современном мире постепенно утрачивается ценность чтения, книги заменяются различными гаджетами. Есть ли у детской литературы шанс выжить? Если да, то в каком направлении она должна развиваться? Эти вопросы обсуждали участники круглого стола «Мир со всех сторон: познавательная литература для детей вчера, сегодня, завтра».

В дискуссии приняли участие: Валерия Осипова (издательство «Clever»), Наталья Волкова (писательница, автор нескольких научно-познавательных книг для детей), Юрий Нечипоренко (писатель), Екатерина Степаненко (издательство «Пешком в историю»), Елена Широнина (издательство «Росмэн»), Ксения Коваленко (издательство «Белая ворона»), Юлия Тризна (издательство «Мелик-Пашаев»). Заведующий отделом рекомендательной библиографии РГДБ и руководитель сетевого проекта «Библиогид» Алексей Копейкин обозначил основные направления беседы:

Я, как человек, работающий с детскими книгами уже давно, вижу несколько проблем детской литературы. 

Во-первых, у нас до сих пор мало отечест­венного продукта – то есть познавательной литературы, написанной отечественными авторами. Если мы пройдем по ярмарке и посмотрим продукцию детских издательств, увидим, что много переводных познавательных книг. 

Я это говорю безоценочно, скорее, констатирую факты. Когда открываешь такие книжки, иногда выясняются неожиданные подробности. Мы обнаруживаем в книжках неточности географического или исторического характера, к тому же очень мало информации о нашей стране. Соответственно, у нас мало отечественных аналогов. 

Елена Широнина, издательство «Росмэн», считает, что научно-популярная литература остается недооцененной, ей не хватает внимания:

– Образовательные книги покупают не меньше, чем художественные. Хотя люди считают – есть литература авторская, а есть неавторская. Как будто в научпопе нет автора, который рассказал о каком-то событии. Один человек расскажет так, а другой иначе. Это традиционное отношение к научно-популярной литературе, которое существует не только в нашей стране. 

У нашего издательства был период, когда мы занимались, прежде всего, научно-познавательной литературой. Сегодня научно-познавательную литературу как бы не замечают. Хотелось бы привлечь к ней больше внимания. Конечно, научно-познавательная книга – не прикладная, она производит на ребенка впечатление. Это литература, которая дает ребенку базовое представление о мире.

Писатель Юрий Нечипоренко затронул тему обновления познавательной литературы, ведь современный мир стремительно меняется, однако многие книги остаются по-прежнему актуальными:

– Научно-популярная литература если устаревает, то отчасти. Некоторые книги написаны 40–50 лет назад, тем не менее, востребованы до сих пор. Например, «Математика» Перельмана. Наши мальчишки, мозги которых были разбавлены такой познавательной литературой, смогли пробиться в космос и сделать все открытия, в том числе в атомной сфере. 

Конечно, сейчас Перельман не так устарел, как, например, молекулярная биология, в которой я работаю. В этой сфере нужны постоянные обновления.

Участники круглого стола обсудили проблемы, с которыми сталкиваются авторы и издательства, при создании развивающих книг для детей. Екатерина Степаненко, главный редактор издательства «Пешком в историю», рассказала, как строится процесс работы над познавательными книгами, каким направлениям отдается предпочтение:

– Мы изначально хотели сделать книжку про транспорт, ориентированную на детей, которые любят электрические или механические игрушки. Но книгу про весь транспорт делать довольно долго, и мы решили сосредоточиться на «Истории железной дороги в картинках», но она рассказывает и про другой колесный транспорт: велосипед, автомобиль и много всего, что ездит на колесах. 

Сейчас много научно-познавательных книг выпускаются с фотографиями, но мы решили сделать иллюстрации, потому что возобладало вкусовое ощущение. Когда мы видим книгу non-fiction, составленную из фотографий и подписей, это напоминает лоскутное одеяло. Но ребенку необходима та часть душевного тепла, которая передается только художником. Есть разница восприятия фотографии у взрослого и у ребенка. За иллюстрацией художника стоит огромная работа, которую ребенок может не увидеть в фотографии. 

Алексей Копейкин обратил внимание собравшихся на проблему авторства познавательных изданий: 

– В свое время ученые легко откликались на предложения издательств о сотрудничестве, считалось хорошим тоном писать для детей. Но если ученый сам не в состоянии написать текст, он может прибегнуть к помощи писателя. Писатель не обязательно сам должен быть большим ученым, он владеет словом и способен интерпретировать знания науки так, что это станет интересным и понятным для ребенка.

О том, как происходит сотрудничество специалистов и писателей, рассказала писательница Наталья Волкова:

– Мы писали книжку про метро вместе с мужем. Он инженер, писать не умеет. Я приходила к нему и как пятилетний ребенок спрашивала: скажи, что такое контактный рельс. Он мне все рассказывал, а я все описывала в художественной форме. Мне кажется, что такой диалог с учеными и должен быть у писателя. Умный человек объясняет тебе технические вещи, которые он не может описать в художественной форме. 

– Наверное, поэтому у нас написание познавательной литературы – такой сложный процесс, – подытожил Алексей Копейкин. – Поэт сел и написал стихи. А здесь нужно еще прибегать к помощи знающих людей… 

Валерия Осипова, издательство «Clever», поделилась опытом, как в издательстве работают над созданием книги:

– Для дошкольников очень важен формат книги, яркие иллюстрации, игровая подача материала. У нас есть ряд популярных энциклопедий «Найди и покажи», которые представляют собой игру в картинках. Ребенок может часами рассматривать мелкие картинки, на которых спрятались звери или достопримечательности. С этими книгами просто интересно играть. 

Мы считаем, чтобы ребенок лучше понял классическое произведение, его нужно погрузить в определенный исторический контент. И сделать это не с научной точки зрения, как некоторые педагоги, когда на уроках дети засыпают, а делать это интересно, подавать с неожиданной стороны. Рассказывать ребенку о важных вещах таким образом, чтобы его зацепить. 

Еще одна вещь, о которой сегодня говорили. Раньше над созданием энциклопедии работали целые научные институты. Сейчас дети любую информацию за несколько секунд могут найти в «Википедии». Появляется большая проблема для издателя, поскольку эта легкая информация убивает любое желание прочитать книгу. Мы же исходим из того, что книга должна быть достоверной с научной точки зрения. Поэтому нам в работе помогают специалисты Политехнического музея, которым мы отдаем тексты на научную редактуру.

Екатерина Степаненко рассказала, каких принципов работы придерживается издательство «Пешком в историю»:

– В нашем издательстве мы придерживаемся той точки зрения, что среди детей есть разные типы читателей. Одни любят читать энциклопедии, другие – сказки. А есть те, кто пока не любит читать, наша задача – сделать так, чтобы они полюбили читать. 

Мы работаем по такому принципу – обращаемся к ученому и говорим, что мы хотим написать, например, о Петре Первом. Ученый пишет реферат, который затем мы отдаем автору, который делает из этого художественный текст. Всегда находятся люди, которые с энтузиазмом воспринимают эту задачу. 

Участники круглого стола пришли к выводу, что, несмотря на огромное количество различных проблем, детская литература жива, продолжает развиваться и радовать читателей новыми интересными проектами.

На Московской книжной выставке-ярмарке состоялся семинар «Детская литература умерла?» с участием экспертов, лауреатов и финалистов Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру».

Детский писатель Станислав Востоков поделился своим видением ситуации:

– Думаю, что книжка для дошкольников умрет последней, поскольку считаю, что детям не очень подходят планшеты, смартфоны и другие гаджеты. Другое дело, что современные писатели очень мало пишут для дошкольного возраста. Мы все знаем классиков: Агния Барто, Корней Чуковский и другие, а из современных авторов для дошкольников практически никто не пишет. Можно назвать Анастасию Орлову, у нее самой маленькие дети, поэтому она пишет познавательные книжки. Вот недавно вышла ее книжка «Речка, речка, где твой дом?». Это стихи о реках России. Нужно вспомнить Михаила Яснова, который выпускает новые книжки каждый год, причем как познавательные, так и новые стихи. В этом году «взялась» за дошкольников Марина Бородицкая, потому что у нее появилась внучка.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.