ISSN 1997-9657
       

«Мой садик дома»

№3 2010 «Мой садик дома»
Полный текст

В дошкольном детстве ведущим видом деятельности является игра. Через игру малыш познает мир, учится общаться. Но все ли игры одинаково полезны и в какие лучше играть с детьми? Какие игрушки необходимы ребенку и сколько их нужно? Родителям ответить на эти вопросы непросто. Как быть? Решить проблему помогут центры игровой поддержки.

Дети учатся играть

В Зеленограде первый центр игровой поддержки был открыт в 2003 году. За время его работы накоплен богатый опыт, который позволил создать здесь ресурсный центр «Мой садик дома».

Центр игровой поддержки реализует психолого-педагогическое сопровождение детей, которые не посещают детский сад. Дети сюда приходят на полтора-два часа. В день организуется три потока по 20 человек. У каждого потока по четыре занятия: изобразительная деятельность (рисуют, лепят, аппликация), двигательная активность, музыкальное занятие и развивающее игровое занятие. Курс рассчитан на два месяца, его цель научить родителей общаться со своим ребенком, позитивно сотрудничать с ним, сориентировать мам и пап в современном изобилии игрушек, детской литературы, ответить на волнующие их вопросы.

– Наш центр называется «Мой садик дома, это ко многому обязывает, – рассказывает Наталья Анатольевна Царькова, руководитель структур­ного подразделения ЦИПР. – Наша задача создать здесь уютную домашнюю обстановку, располагающую к общению. Чтобы дети чувст­вовали себя здесь как дома. Организация занятий с детьми раннего возраста, предусматривает игровую форму, широкое использование наглядного материала, двигательных моментов, поэтому главное место в любом из центров отдано ИГРЕ.

Играют дети с удовольствием, им здесь интересно. Да и мама или кто-то из близких всегда рядом. Малыши постепенно адаптируются к дошкольному учреждению, учатся общаться со сверстниками, привыкают к «чужим» взрослым.

– Моему сыну 2 года, – рассказывает Елена Витальевна, – каждого визита сюда он ждет с нетерпением. Здесь создана неповторимая дружелюбная атмосфера, ребенок чувствует, что ему здесь рады. Жаль, что курс рассчитан всего на два месяца, очень хотелось бы, чтобы мы могли ходить сюда более длительное время.

Школа для родителей

В ЦИПРе уделяют внимание не только детям, но и их родителям. Большую часть работы с родителями ведет психолог. Он работает с ними по двум направлениям: повышение уровня педагогической компетенции и формирование адекватной позиции родителей по отношению к воспитанию ребенка.

В первые две недели, когда малыши начинают посещать занятия, проводится скрининг-диагностика. Воспитатель и психолог выделяют детей, которые не включаются в игру, приглашают их на дополнительные занятия. Это очень тонкий момент, объяснить родителям, что у ребенка есть какие-то проблемы. Родители довольно часто считают, что у их детей все хорошо и не сразу соглашаются на индивидуальные занятия.

Дети в центр приходят разные, обычные и с проблемами в развитии, с ограниченными возможностями (с синдромом раннего детского аутизма (РДА), с задержкой психического и речевого развития). В период, когда центр только начинал деятельность, детям с проблемами было сложно включиться в групповые занятия, в большинстве случаев они уходили. В центре решили, что такие дети должны получать помощь, разработали для них специальную программу.

После того, как воспитатели и психолог приходят к мнению, что у ребенка есть проблемы, начинается индивидуальная работа с семьей. Все занятия, с согласия родителей, снимаются на видеокамеру. Видеоматериалы оказывают значительную помощь: проводится совмест­ный анализ занятий свободной игры близкого взрослого с ребенком. Мамы и папы начинают себя по-другому видеть, со стороны. Сначала родители относятся к съемкам настороженно. Но после посещения нескольких сеансов и обсуждения понимают, для чего это нужно.

На первом занятии психолог предлагает маме поиграть со своим малышом. Очень многие теряются, не знают, как это делать. На помощь приходит психолог – показывает, как лучше это делать, постепенно включается и мама.

Мамы иногда жалуются: ребенок ничем не интересуется, не хочет играть. Простые беседы не дают того результата, как занятия с ребенком. Мама видит, как это делает психолог, как увлечен малыш. И мама начинает верить, что с ребенком можно и нужно заниматься.

И даже если у него есть какие-то проблемы – их можно решить. Цель индивидуальных занятий – научить не только ребенка, но и маму. Желательно, чтобы мамы вели дневник, в который все записывали: как они с малышом дома играют, чем интересуется ребенок, какие сложности возникают, что не получается.

– Мое глубокое убеж­дение – нужно идти к ма­ме от ребенка, показать ей, как, чтобы у нее возникло желание учиться, – утверждает Лариса Васильевна Пронина, кандидат педагогических на­ук, научный сотрудник ГНУ «ИКП РАО». – Мы обучаем приемам эмоционального контакта с другим ребенком, практическому взаимодействию со сверстниками самого ребенка. Самое главное – положительному настрою на процесс воспитания и обучения в коллективе сверстников и уважительному отношению к своему и другому ребенку.

В ЦИПРе значительное внимание уделяется и повышению родительской компетенции, и расширению социальных связей семьи. Проводится анкетирование родителей, и выясняются интересные им темы, составляется расписание тренингов, семинаров, лекций. Родители знакомятся с этапами возрастного развития; особенностями и закономерностями развития детей раннего возраста; ролью игрушки, критериями ее оценки, ролью игры; способами формирования навыков самообслуживания детей раннего возраста; развитием речи; подготовкой ребенка к дошкольному учреждению. На каждом занятии вниманию родителей предлагается видиоматериал, чтобы родители наглядно представляли проблему. Например, можно сколько угодно долго убеждать родителей, что ребенок двух лет способен себя обслуживать, а можно просто показать ребенка, который прекрасно с этим справляется.

К теме «Игрушки» родители поначалу относятся скептически, считая, что они все знают. Психолог предлагает им выбрать из множества игрушек те, с которыми их ребенку будет интересно играть. Затем родители слушают лекцию, на которой рассказываем, какие требования предъявляются к игрушкам, какие из них плохие, какие хорошие. После этого родители анализируют – те ли игрушки выбрали. ЦИПР сотрудничает с магазином игрушек и совместно с ним проводит мастер-классы по новинкам товаров для детского творче­ства. Родителям интересно узнавать о новинках, дать их детям для «оценки» – нравится или нет. Налажено сотрудничество и с книжным магазином.

– У нас собрана коллекция страшных книг с жуткими рисунками, – говорит Лариса Ва­сильевна. – Обсуждаем с родителями, что нужно, что не нужно детям, какие требования предъявляются к литературе. Совместно с магазином устраиваем мини-экспертизу новинок. Для магазина важно получить информацию – насколько книга будет востребована, а для нас важно показать родителям, что читать детям, и что читать о детях, так как родителям сейчас тяжело разобраться в массе литературы, представленной на рынке.

Родители, пройдя такую школу, становятся более подготовленными, им проще справляться с проблемами, возникающими в воспитании детей, особенно в наше непростое время.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.