ISSN 1997-9657
       

Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С. Рефлексивный портрет матери со стилем родительского отношения «Принятие»: алгоритм консультативной работы

№5 2020 Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С. Рефлексивный портрет матери со стилем родительского  отношения «Принятие»: алгоритм консультативной работы
Аннотация

В данной статье обоснована актуальность внедрения в психологическую науку и практику феномена «рефлексивный портрет личности». Теоретически и эмпирически обосновано понятие «рефлексивный портрет личности» (на примере матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста). В качестве респондентов в эмпирическом исследовании выступили женщины в возрасте от 20 до 35 лет. На основании результатов эмпирического исследования представлены рефлексивные профили респондентов, позволяющие количественно увидеть у них выраженность тех или иных показателей защитной рефлексии. Качественная (описательная) характеристика того или иного профиля отражена в рефлексивных портретах респондентов. В качестве диагностического инструментария выступали проективный тест «Когнитивно-эмотивный тест (КЭТ)» (Орлов Ю.М., Морозюк С.Н.), тест рефлексии деятельности (Шадриков В.Д., Кургинян С.С., Кузнецова М.Д.), опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (Леонтьев Д.А., Лаптева Е.М., Осин Е.Н.), тест-опросник родительского отношения (ОРО) (Варга А.Я., Столин В.В.) и опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.). На основе данных эмпирического исследования представлены рефлексивные портреты матерей со стилем родительского отношения «Принятие» (А.Я. Варга, В.В. Столин). В описании показаны рефлексивные стратегии и тактики поведения матерей в процессе общения с ребенком. Авторы статьи предлагают протокол саногенной сессии и алгоритм консультативной работы с матерью.

Фрагмент статьи

Введение

В России исторически сложилось, что за матерью признается доминирующая роль в воспитании ребенка, в развитии его эмоциональной сферы. В работах Л.И. Божович, М.И. Лисиной представлены убедительные доказательства влияния матери на формирование субъективного опыта ребенка, определяющего его инициативное отношение к миру (Репина, 1995. С. 87). Именно мать удовлетворяет потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослого. В работах Е.О. Смирновой и М.В. Быковой показаны особенности родительского отношения к ребенку-дошкольнику. Так, они отмечают, что родители признают интересы дошкольников, учитывают особенности детской деятельности, поддерживая инициативу своего чада. Об этом свидетельствует приоритет родителей в личностном начале детско-родительских отношений, акцент на развитие воли ребенка, ситуативный стиль взаимодействия с ним (Веракса, 2011. С. 11–12).

Изучением проблемы детско-родительских отношений в различных аспектах занимались многие отечественные и зарубежные авторы. Исследовано влияние родительского отношения на психическое развитие ребенка (Карабанова О.А., Варга А.Я., Гиппенрейтер Ю.Б., Захаров А.И., Петровский А.В.). Представлены типы семейного воспитания и причины нарушений процесса воспитания в семье (Бодалев А.А., Снайдер Р., Эйдемиллер Э.Г.). Поднимались вопросы родительской компетентности (Гурова Е.В., Овчарова Р.В., Мухина В.С., Смирнова Е.О.).

В.В. Столин, Е.О. Соколова, А.Ю. Варга выделили три параметра поведения родителей, проявляющиеся в стиле воспитания ребенка:

Родительский контроль (попытка родителей влиять на поведение и отношение ребенка к чему-либо).

Требования родителей (родители стремятся к тому, чтобы дети развивались интеллектуально, эмоционально и коммуникативно, делают акцент на развитие самостоятельности ребенка).

Способы общения с детьми в ходе воспитательного воздействия (значимые взрослые хотят добиться послушания от ребенка и в то же время учитывают его точку зрения, прислушиваются к его аргументам). Другая сторона медали, когда родители не выражают четко и однозначно свои требования, прибегают к косвенным методам воздействия.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста (Кошелева А.Д., Смолева Т.О., Перегуда В.И., Ильина И.Ю., Свердлова Г.А., Арнаутова Е.П.) стабильное положительное эмоциональное состояние ребенка рассматривается в качестве фундамента дальнейшей доверительной формы отношения подрастающего ребенка с окружающей действительностью.

Несмотря на то, что многими исследователями (Эйдемиллер Э.Г., Варга А.Я., Сто­лин В.В., Карабанова О.А., Баумринд Д.) определены различные стили родительского отношения и стили родительского поведения (Боулби, 2003; Бриш, Попова, 2014; Козлова, Куликова, 2000; Кошелева, Перегуда, Шаграева, 2003), за рамками проблемного поля по-прежнему остаются психологические механизмы, определяющие стиль родительского отношения к ребенку. Дефицит исследований, направленных на поиск причинно-следственных связей внутри стилей детско-родительских отношений, не позволяет психологам-практикам использовать возможности влияния на неконструктивные стили общения родителей с ребенком.

Мы допускаем, что границы нашего исследования не дают возможности выявления всех факторов, способствующих становлению того или иного стиля родительского отношения к ребенку. Однако многие исследователи, раскрывая понятие стиля родительского отношения, отмечают неосознанный характер поведенческих проявлений и родительских установок, присвоенных матерью в детстве.

В этой связи перспективными, на наш взгляд, являются исследования причинно-следственных связей стилей детско-родительских отношений с рефлексией.

Полный текст статьи читайте в "СДО"

Список литературы

1. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
2. Бриш К.Х., Попова О. Теория привязанности и воспитание счастливых людей. – М.: Теревинф, 2014. – 208 с.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2004. – 520 с.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – СПб.: Речь. – 2001. – 378 с.
5. Веракса А.Н. «Теория сознания» и символизация в дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. – 2011. – №4. – С. 9–16.
6. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М., 2019. – 432 с.
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
8. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шагра­ева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общ. ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
9. Морозюк С.Н., Гасанова Д.И. Рефлексивные портреты педагогов с различными акцентуациями характера: монография. – М.: Янус-К. – 2014. – 248 с.
10. Морозюк С.Н., Смолева Т.О. Детско-родительский тренинг как интегративный метод преодоления психологического неблагополучия ребенка // Преподаватель XXI века. – 2011. – №2. – С. 185–192.
11. Морозюк С.Н. Психология характера: феноменология, теория и практика. – М., 2013.
12. Национальная психологическая энциклопедия. http://vocabulary.ru/.
13. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь. – 2019. – 507 с.
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толко­вый словарь русского языка: 80 000 слов
и фразеологических выражений. – М.: Высшая школа. – 1993. – 944 с.
15. Орлов Ю.М., Морозюк С.Н. Когнитив­но-эмотивный тест. – М., 1999. – 20 с.
16. Орлов Ю.М. Саногенное (оздоравливающее) мышление. – М.: Слайдинг. – 2006. – 96 с.
17. Орлов Ю.М. Обида. Вина. – М.: Слай­динг. – 2011. – 96 с.
18. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. – М.: Академия, 1995. – 231 с.
19. Шадриков В.Д., Кургинян С.С., Кузнецова М.Д. Тест рефлексии деятельности. – М.: Университетская книга, 2015. – 100 с.
20. Deci, E.L. Hedonia, eudaimonia, and well-being: an introduction / E.L. Deci, R.M. Ryan // Journal of Happiness Studies. – 2008. – Vol. 9 (1). – P. 1–11.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

рефлексия, рефлексивный профиль личности, рефлексивный портрет личности, психологический портрет личности, стиль родительского отношения, рефлексивные стратегия и тактика, ментальная карта