ISSN 1997-9657
       

Москва – Уфа: педагогическая стезя

№2 2008 Москва – Уфа: педагогическая стезя
Полный текст

«Подобного аншлага у нас давно уже не было», – разводили руками специалисты Башкирского института развития образования, расставляя в большом зале БИРО дополнительный ряд стульев. Такой интерес к проходившему здесь республиканскому семинару работников дошкольных образовательных учреждений вызвал приезд известных московских педагогов – авторов «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой. Существующая с 1985 года программа претерпела значительные изменения, но благодаря современной обработке вернула популярность. По ней работает большинство дошкольных образовательных учреждений России. Опыт отечественных педагогов переняли регионы и даже зарубежные страны, такие как Япония и Германия. В Республике Башкортостан 80 процентов дошкольных образовательных учреждений используют ее в качестве базисной.Съехавшиеся со всей республики педагоги были очень заинтересованы и в лекциях, и в мастер-классах, которые провели доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Тамара Семеновна Комарова и кандидат педагогических наук, профессор Эмма Яковлевна Степанкова. Работники детских садов задали им множество вопросов.

– Тамара Семеновна, что подтолкнуло авторский коллектив программы внести изменения?

– Программа была создана более двадцати лет назад. С тех пор прошло много времени. Несмотря на то, что появилось около 30 основных парциальных программ, наша поль зовалась большим спросом, хотя она не отвечала запросам современного мира, и работать по ней было очень сложно.

Программа создавалась в другое время, и там были другие реалии. Нужны были кардинальные меры, которые учитывали современный уровень работы дошкольных образовательных учреждений и новые знания.

И мы разработали классическую программу, отвечающую демократическим и гуманистическим требованиям. Выражается это в том, что программа доступна каждому педагогу.

Программа носит реалистический характер и соответствует физическим, умственным и психическим особенностям ребенка от рождения до школы. Мы сделали на этом акцент, потому что до сих пор используется такое понятие, как самость. То есть ребенок самовоспитывается, самообучается, самообразовывается и самосовершенствуется. Педагог Нина Васильевна Кузьмина говорит, что ребенок может самообучаться и самовоспитываться, если у него сформированы действия самоконтроля. У ребенка дошкольного возраста эти действия толькотолько начинают формироваться, поэтому нельзя ориентировать дошкольных работников на то, что ребенок может развиваться сам. Что говорят наши психологи? Что ребенок формируется как личность, усваивая общественно-исторический опыт нескольких поколений. А носителем и передатчиком этого опыта являются педагоги и родители. Отсюда следует, что мы должны вести ребенка, развивать в нем самостоятельность, поддерживать, формировать качества, которые нужно для этого.

Ребенка можно воспитать и образовать только тогда, когда воспитатель знает, какое у ребенка психическое развитие. Поэтому программа для каждой возрастной категории, а наша программа рассчитана на детей от рождения и до семи лет, строится по единой структуре, основываясь на особенностях развития ребенка. Нам также очень важна была преемственность – между программой для младшего и среднего дошкольного возраста, между программой для старшего дошкольного возраста и школьным. Все разделы мы разработали в классическом образце. Структура включает обучение, режим дня, физическое и умственное воспитание, нравственное и трудовое и так далее. И завершается обобщением всей деятельности ребенка – игрой. Благодаря игре ребенок приобретает весь багаж знаний. Поэтому мы называем игру последним аккордом.

– Что нового появилось в программе?

– В прежней программе все виды деятельности были четко регламентированы. Мы с воспитателями объединили усилия и пришли к выводу – педагог сам решает, что будет на занятиях, прогулках и экскурсиях, и каким моментам уделять больше времени, чтобы воспитывать и формировать все те знания, которые детям необходимы. Кроме того, получило самостоятельное звучание культурно-досуговая деятельность.

– Расскажите, пожалуйста, о соавторах программы.

– У нас очень мощный авторский коллектив: известные педагоги, профессоры. Каждый из них – специалист в своей области, и в программе хорошо осветил свою тему. Мы изначально поставили условие, чтобы каждый автор программы знал о дошкольном воспитании не понаслышке, а прошел путь, начиная с воспитателя и даже с помощника воспитателя в детском саду.

– Чем, на ваш взгляд, обусловлен такой интерес педагогов к вашей программе?

– Воспитатели отмечают, что программа написана просто и доступно. Мы намеренно не используем иностранные термины, будучи уверены в богатстве русского языка. Другие регионы тоже легко могут адаптировать ее к своим условиям и менталитету. Мы приветствуем, когда наши регионы создают программу, содержащую национальный компонент. И еще – ни одна программа не может похвастаться таким полным методическим обеспечением, которой оснащена наша.На семинаре этому вопросу было уделено особое внимание. По словам заведующей кафедрой дошкольного и предшкольного образования БИРО, профессора, кандидата педагогических наук Риды Ханифовны Гасановой, методической литературы по этой программе в детских садах республики пока не хватает. Эту проблему позволит решить сотрудничество Башкирского института развития образования с московским издательством «МозаикаСинтез». Приехавшая вместе с корифеями педагогической науки методист издательства Клавдия Мироновна Рудаева привезла с собой книги из серии «Программа воспитания и обучения в детском саду». У работников дошкольных образовательных учреждений республики они пользовались большим спросом.

– Я слежу за всеми методическими новинками, которые выходят по этой программе, – поделилась мнением заведующая детским садом № 109 города Уфы Наталья Николаевна Гавриленко. – На выставке, организованной издательством, я приобрела много полезных для работы книг. По этой программе наш детский сад работает очень давно, она доступна любому педагогу, и очень интересна для ребятишек, которые посещают детский сад.

Но и башкирским педагогам было что предложить столичным гостям.

– Москвичей очень заинтересовал наш опыт работы по воспитанию у детей любви к родному краю и методические разработки по культуре башкирского народа, – говорит Рида Ханифовна. – А также наши наработки по региональному компоненту. Как заверили представители издательства, опыт нашего и других регионов будет обобщен. Бесспорно, мы очень рады завязавшемуся деловому сотрудничеству и с издательством «Мозаика-Синтез», и с авторами «Программы воспитания и обучения в детском саду». В ближайшие планы входит проведение мониторинга среди дошкольных образовательных учреждений, касающегося перевода программы на башкирский язык и улучшения методического обеспечения, а также организация курсов для старших воспитателей детских садов, на которые мы хотим пригласить авторов программы. Как показал опыт прошедшего республиканского семинара, живое общение, мастер-классы, которые москвичи провели в уфимских детсадах, стали самым ярким и познавательным уроком для наших педагогов.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.