ISSN 1997-9657
       

Может ли Капитан Америка стать патриотом России?

№1 2010 Может ли Капитан Америка стать патриотом России?
Фрагмент статьи

– Эй, Дэн, ты самый сильный и крутой! Ты будешь Капитан Америка!

– Окей.

– Йес! (Ребенок делает красноречивый жест, обозначающий «yes».) Если Капитан Америка за нас, то мы их сделаем!

Справедливо было бы подумать, что здесь приведен не очень качественный перевод диалога американских детей. Но нет. Этот разговор я услышала в российском детском саду. Оказывается, Капитан Америка – друг Человека-паука – один из самых популярных героев детских игр. Журналы и карточки «Человек-паук» пользуются огромным спросом, родители вынуждены покупать их своим детям, потому что «они есть у всех», иначе ребенка не возьмут в игру, у него возникнут проблемы взаимоотношений со сверстниками. Невольно возникают вопросы, почему иностранные герои так популярны у наших детей? Влияют ли подобные игры и увлечения на воспитание патриотических чувств у детей? Долгое время в нашей стране патриотическому воспитанию уделялось очень мало внимания.

После развала Советского Союза прекратила существование система идеологического воспитания граждан. Возникший вакуум стал стремительно заполняться, особую популярность приобрели идеи, пропагандирующие «не советский» менталитет. Было модно ругать страну и все, что достигнуто в советский период.

В обществе возник вопрос «А нужен ли патриотизм вообще?» Понятно, что наша страна шла по сложному пути коренных преобразований. Но можно ли построить сильное государство, если граждане не любят свою страну, не гордятся ей, а только критикуют, то есть если патриотическим чувствам нет места? Патриотическое воспитание всегда служило источником и средством духовного, экономического роста в любой стране.

Сейчас роль патриотического воспитания становится ключевой. Но патриотизм (как и всякое другое чувство) нельзя объявить обязательным. Это чувство необходимо воспитывать, и начинается это воспитание еще в дошкольном периоде.

К обсуждению темы патриотического воспитания приглашены специалисты:

Мария Борисовна Зацепина, доктор педагогических наук, профессор МГГУ им. М. А. Шо­ло­хова

Светлана Акимовна Козлова, доктор педагогических наук, профессор МГПУ

Елена Владимировна Милютенко, гл. редактор периодических изданий издательства «Эгмонт Россия»

Елена Георгиевна Шеина, руководитель научно-методиче­ского отдела Центра игры и игрушки МГППУ

– Воспитывать патриотов необходимо с раннего возраста, но детям непонятны такие понятия, как долг, ответственность, гражданская позиция. Что же в таком случае мы понимаем под патриотическим воспитанием дошкольников?

С. К. Применительно к маленьким детям, это – привязанность, знание того, что ты что-то любишь, чем-то дорожишь, что-то ценишь. Пат­риотизм – то самое близкое, что дает повод реализовать базисные эмоциональные моменты. Патриотическое чувство нельзя построить сразу, но это та основа, которую потом можно дополнять. Патриотическое воспитание должно обязательно соответствовать возрасту ребенка. Как говорил Н. Г. Чернышевский, «ребенка можно познакомить с любой наукой, только надо знать, как это делать».

Е. М. Любовь к родине в самом широком смысле: к родной земле, природе, культуре, истории.

М. З. В дошкольном возрасте закладываются основы патриотизма, т. е. развивается интерес к Родине на эмоционально-чувствительном уровне. Основой воспитания у детей дошкольного возраста патриотических чувств является накопление дошкольником социального опыта жизни в своем отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре родной страны.

Как бы не отличался современный дошкольник от предшественников, он в первую очередь ребенок и в силу своих умственных возможностей эти два понятия для него рядоположенные. В этом возрасте дошкольники не могут еще совершать социально-активные поступки и не могут быть патриотами, так как до конца не понимают даже глубину этих понятий. Но они уже могут любить свой дом, город, страну; испытывать чувство гордости за близких, ценить природу, предметный мир, который их окружает. А это и есть нравственно-патриотическое воспитание, которое составляет основу гражданских чувств.

– В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Какое место в работе дошкольных образовательных учреждений занимает патриотиче­ское воспитание?

С. К. Вся работа должна быть этим наполнена. Это не просто какая-то кампания, которую организовал и провел. Патриотическое воспитание должно пронизывать всю систему воспитания дошкольника. Это нравственность человека. Она не формируется сразу и базово, а накапливается в человеке.

М. З. Концепция дошкольного образования ставит центральной задачей развитие целостной личности ребенка. Отсюда следует, что дошкольнику необходимо помочь сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. С позиций гуманистической образовательной парадигмы человек не воспитывается по частям, а развивается как система, и она отражается в его универсальных сущностных силах. Потребности ребенка формируются исторически в процессе антропогенеза, в ходе его культурно-деятельностного онтогенеза. Эти потребности охватывают нужды детей в том, без чего невозможен человеческий образ жизни.

Говоря о формировании основ патриотизма, следует помнить, то, на чем хотим воспитывать эти чувства, должно обладать тремя важными характеристиками:

это должны быть предметы культуры;
культура должна в них содержаться в «концентрированном виде», так как только это может дать результат;
условиями результативности выступает педагогическая обработанность культуры таким образом, чтобы она была доступна ребенку-дошкольнику.

– С чего должно начинаться воспитание патриотов?

Е. Ш. Патриотами становятся люди, «вросшие» в культуру, для которых культура страны, в которой они живут, является ценностью. Я, к сожалению, не в курсе, что содержится в программах по патриотическому воспитанию. Безусловно, необходимо проводить специальные мероприятия и рассказывать детям об истории России, о традициях и т. п. Другое дело, как это делать. Воспитание патриотизма, как мне кажется, как и воспитание вообще, сейчас понимается слишком грубо и прямо. Такими методами можно не только не достичь желаемого эффекта, но и добиться прямо противоположного: все не так прямолинейно в развитии. Всегда необходимо воспитывать личность – думающего, активного, самостоятельного человека, знающего историю и традиции своей страны, своего народа. А это возможно только через переживание собственной причастности к культуре, событиям прошлого и т. п. и их проживание.

К сожалению, часто все делается только для «галочки», формально. Взрослые, которые проводят мероприятия в рамках патриотического воспитания, своей души в это не вкладывают и ничего кроме скуки, а то и более негативных чувств, не испытывают.

Е. М. Необходимо укреплять семью, защищать природу от варварского отношения, создавать возможности для общения с природой, для приобщения к национальным культурным ценностям и для создания самих этих ценностей. Развивать дет­ский спорт, художественные студии, студии художественных ремесел. Готовить педагогов и преподавателей так, чтобы они могли решать эту задачу. Корректировать законодательство таким образом, чтобы культура, образование получали большую поддержку, а личность – больше возможностей для развития.

М. З. Наверное, следует взять за основу то, что есть у каждого народа – это любовь и уважение к красоте. Стремление к красоте ярко выражено у дошкольников. К сожалению, многие вещи, которые нас окружают, мы часто воспринимаем, как обыденность и не замечаем их. Например, вещи, которыми пользовались в старину и дошедшие до нас в первозданной красоте. Об этом дают нам представление хохломские ложки, ковши, братины. Почему иностранцы поражаются красоте русского быта, а мы им не гордимся? Один из путешествующих по России немцев (ХIХ в.) писал, что простые архангельские рыбаки и их жены носят такие наряды, такие жемчужные украшения, какие не всякая герцогиня в Германии может себе позволить.

Полностью текст дискуссии вы можете прочитать в журнале «СДО»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.