ISSN 1997-9657
       

Мухина С.Н. К проблеме развития психомоторной сферы детей в современном дошкольном образовании

Аннотация

В представленной статье рассматривается значение развития психомоторной сферы у дошкольников. Автор статьи считает обращение к проблеме психомоторного развития детей своевременным и остро актуальным. В науке о человеке уже доказано существование неразрывной связи между развитием двигательной сферы индивидов и развитием их психики в целом. Особо значимым осознание этого факта является применительно к дошкольному возрасту развивающегося человека, на котором закладывается фундамент его физического и психического развития и здоровья. Автор пытается раскрыть социально-педагогические факторы, серьезно влияющие и обусловливающие эту тревожную динамику, ставит вопрос о недостаточном внимании к поднятой проблеме в дошкольной педагогике и дошкольной образовательной практике, презентует разработанные ей методику педагогического изучения психомоторного развития детей и экспериментальную программу ее формирования у детей старшего дошкольного возраста, обосновывает теоретико-методологические основания разработки соответствующей технологии, над которой она сегодня трудится.

Фрагмент статьи

Психомоторное развитие и проблемы современного образования

Проблема развития психомоторной сферы дошкольников сегодня актуальна, поскольку названная сфера является одним из показателей гармоничности развития личности, и ее правильное развитие обеспечивает социальное благополучие ребенка.

Сензитивным периодом психомоторного развития является дошкольный возраст. Именно в этот период происходит интенсивное физическое и психическое развитие ребенка (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), произвольность психических функций и поведения становится основной характеристикой дошкольника на этапе его школьного старта, необходимым условием для его успешного обучения и адаптации в современном мире. Очень важно именно в этом возрасте уделять серьезное внимание развитию психомоторной сферы. Однако в программах дошкольного воспитания и развития это направление работы не прописано, поэтому ни воспитатели, ни методисты не осознают его важность.

Современные исследования показывают, что признавая игру ведущим видом деятельности дошкольника и понимая желательную необходимость построения и организации процесса воспитания и обучения детей в игровой форме, педагоги на практике, к сожалению, из-за существующей и увеличивающейся с каждым годом плотности наполнения групп, вынуждены больше использовать настольный игровой дидактический материал, чем развивающий потенциал двигательной активности детей. Интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для свободной деятельности дошкольников являются выраженными психотравмирующими факторами для них, что в сочетании со снижением уровня двигательных игровых заданий и двигательных упражнений негативно отражается на состоянии их здоровья, на физическом и психическом развитии, что ведет к их утомлению, нежеланию обучаться в дальнейшем. Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2012 года подтвердили снижение доли здоровых детей. Частота встречаемости функциональных нарушений у детей в возрасте до 10 лет составляет 65–75%, у младших подростков 10–14 лет – 80–90%, с одновременным увеличением вдвое числа детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. В результате обследований установлено, что ведущее место в структуре хронической патологии детей и подростков занимают хрониче­ские заболевания костно-мышечной системы (Руководство по диагностике и профилактике, 2012).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Фишер К., Люкерт Х. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития. – М.: Академия.– 2004. – С. 158.
2. Антология дошкольного образования: Навигатор образовательных программ дошкольного образования: сборник. – М.: Национальное образование, 2015.
3. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. – 1969. – №1.
4. Дмитриев С.В. «Стартовое развитие» предметных движений ребенка (дискурс-анализ проблемы для специалистов по адаптивной педагогике) // Адаптивная физическая культура. – 2006 – №2.
5. Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. – Харьков: Харьковский университет, 2002. – 146 с.
6. Мухина С.Н. Программа детского психомоторного развития «Шире круг» с методическими рекомендациями. – М.: УЦ «Перспектива», 2014. – 68 с.
7. Мухина С.Н. Способы развития выразительности движений у старших дошкольников в специально организованной деятельности: дисс... канд. пед. наук: 13.00.01.– Москва, 2009.– 168 с.
8. Руководство по диагностике и профилактике школьно-обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях (ДиаПроф НИИГД) / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Кучмы В.Р., д.м.н. Храмцова П.И. – М., 2012. – 181 с.
9. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005. – 319 с.
10. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – 2-е изд., испр. –
М.: Академия, 2006. – 368 с.
11. Суворов Г.Б., Чесноков В.Б. Концепция психологического обеспечения психофизиологического статуса человека и ее психомоторная составляющая. – 2 вып. Ч. I «Вестник СПбУ», серия 12, 2009 (статья), СПбГУ 2009 Сер. 12. 2009. Вып. 2. Ч. II. – СПБ.: Вестник Санкт-Петербургского университета.
12. ФГОС дошкольного образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. – М.: УЦ «Перспектива», 2014. – С. 29.
13. Шадриков В.Д., Кургинян С.С. Парциальность рефлексии деятельности // Акмеология. – 2015. Т. 64. – № 2. – С. 68–83.
14. Aspin D.N. On human movement studies // Momentum. – 1983. – Vol. 8.-№2. – P. 2–11.
15. Blais, C. Instructions as constraints on psychomotor performance // Journal of Human Movement Studies. – 1991. – 21, 217–231.
16. Cratty B.J. A Three factor – level theory of Perceptual – motor Behavior // Quest. – 1966. – P. 3–10.
17. Crocker P.R.E., Wilberg R.B. The absence of orienting task specificity in psychomotor learning // Percept, and Mot. Skills. – 1985. – Vol. 61. – №2. – P. 399–405.
18. Crocker, P. R. E., & Dickinson, J. (1984). Incidental psychomotor learning: The effects of number of movements, practice, and rehearsal. Journal of Motor Behavior, 16, 61–75
19. Kerr R. Motor development: a possible model // Mot. Skills: Theory Pract. – 1982. – Vol. 6. – № 1. – P. 19–28.
20. http://www.caravan.kz/art/chto-takoe-psikhomotorika-94660/

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

психомоторное развитие, уровень психомоторного развития дошкольников, технологии психомоторного развития дошкольников