ISSN 1997-9657
       

Чернокова Т.Е., Воюшина Е.А. Наглядные модели как средство развития процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста

Аннотация

В статье представлены результаты работы, направленной на развитие процессов саморегуляции познавательной деятельности (метакогнитивных процессов) у детей дошкольного возраста. Описаны методика изучения метакогнитивных процессов у дошкольников и результаты обследования 80 детей 4–6 лет. Обоснована необходимость применения наглядных моделей в метакогнитивном обучении детей дошкольного возраста. Описана методика применения наглядных моделей с целью регуляции познавательной деятельности детей. Такие модели должны отражать в образно-символической форме план познавательной деятельности: цель и задачи, условия их решения, программу действий. Модели познавательной деятельности должны включаться во вводной части занятия и далее использоваться на всех этапах: на основном этапе модель должна использоваться с целью процессуального контроля, а на заключительном этапе – с целью итогового контроля. Представлены образцы моделей. Показано, что наглядные модели, в которых отражаются цель, задачи, познавательные средства, условия их применения и программы действий, являются эффективным средством регуляции познавательной деятельности в ходе ее реализации. Применение этих моделей существенно влияет на развитие таких метакогнитивных процессов, как анализ условий познания и программирование действий, но изменения в показателях целеполагания и самоконтроля незначительны. Использование метакогнитивных бесед при моделировании познавательной деятельности является условием формирования у детей диалектических представлений о познании и умения планировать познавательный процесс. Наиболее эффективна такая работа с детьми 5–6 лет.

Фрагмент статьи

Важной линией становления личности ребенка в дошкольном возрасте является развитие саморегуляции, поскольку управление собственным поведением характеризует ребенка как субъекта деятельности. Умение ребенка управлять своим поведением признается всеми учеными одним из главных компонентов готовности к систематическому обучению в школе. В современных исследованиях подчеркивается, что трудности, возникающие у младших школьников, часто связаны с недостаточным развитием произвольной саморегуляции, внутреннего плана действий, самоконтроля. Авторами особо акцентируется необходимость формирования у детей способности сознательно подчинять свои действия заданному правилу, образцу и словесной инст­рукции взрослого, что обусловлено особенностями организации учебной деятельности на начальных этапах ее освоения. В то же время исследователи подчеркивают, что уже в дошкольном возрасте необходимо формировать основы самостоятельной организации ребенком собственной познавательной деятельности: умения определять ее направленность (цель и задачи), условия и способы осуществления, планировать последовательность реализации и осуществлять контроль достижений. В концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается, что работа ДОУ должна быть направлена не на формирование у детей знаний и умений, а на подготовку детей к их освоению в условиях систематического обучения и самостоятельной познавательной деятельности. В ФГОС дошкольного образования определено, что результатом воспитания ребенка является развитие активности и любознательности. Результаты исследований показывают, что наиболее низкие показатели саморегуляции дети демонстрируют в познавательной деятельности. Таким образом, формирование у детей способности к произвольной саморегуляции познавательной деятельности можно считать одной из основных задач дошкольного образования.

Процессы саморегуляции познавательной деятельности в современной науке получили название метакогнитивных. В структуре этих процессов мы выделяем четыре компонента:

1) целеполагание – процесс постановки цели и задач познания;

2) выделение (моделирование) значимых условий осуществления деятельности – определение внешних и внутренних факторов, определяющих возможность достижения поставленной цели;

3) программирование действий – определение состава перцептивных, мнемических и мыслительных действий, направленных на достижение поставленной цели и их последовательности;

4) самоконтроль процесса и результатов собственной познавательной деятельности – сопоставление достигнутых результатов с гностическими целями, оценка рассогласования и коррекция в случае необходимости.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Богданова Е.С. Наглядные модели как средство формирования способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 4–5 лет: Выпускная квалификационная работа ГИ САФУ. – Северодвинск, 2014. – 96 с.

2. Е. БодроваВ., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркина Р.Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. – 1989. – №3. – С. 22–31.

3. Веракса Н.Е. Структурные особен­ности диалектического мышления // Фило­логия и культура. Philology and Culture. – 2013. – №3. – С. 303–312.

4. Воюшина Е.А. Развитие метакогнитивных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством наглядного моделирования познавательной деятельности: Магистерская диссертация. – Северодвинск, 2012. – 107 с.

5. Гурова Л.Л. Психология мышления. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 136 c.

6. Иевлева Г.Б. Наглядные модели как средство развития способности к самоконтролю собственной познавательной деятельности у детей 4–5 лет: Выпускная квалификационная работа ГИ САФУ. – Северодвинск, 2014. – 106 с.

7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 145 с.

8. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. – СПб, 2009. – 368 с.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 25.03.2014).

10. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.

11. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М.: Знание, 1984. – 80 с.

12. Чернокова Т.Е. Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования // Вестник Поморского университета. – 2011. – №3. – С. 153–158.

13. Чернокова Т.Е. Особенности процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2012. – №4. – С. 62–67.

14. Чернокова Т.Е. Формирование ментальных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №7. – С. 34–41.

15. Чернокова Т.Е. Моделирование в познании и метапознании // Актуальные проблемы психологического знания. – 2013. – №1. – С. 14–21.

16. Чернокова Т.Е. Диалектические струк­туры в метапознании // Фило­ло­гия и культура. Philology and Cul­ture. – 2013. – №3. – С. 322–328.

17. Чернокова Т.Е. Особенности ментальных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Психологические исследования, 2014, 7(33), 11. http://psystudy.ru.

18. Fisher R. Thinking about Thinking: developing metacognition in children // Early Child Development and Care. 1998. V.141. P. 1–15.

19. Pramling I. Developing children’s thinking about their own learning // British Journal of Educational Psychology, 1988. V.58. P. 266–278.

20. Quicke J., Winter C. Teaching the language of learning // British Educational Research Journal, 1994. V.1 (20). P. 429–445.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

саморегуляция, познавательная деятельность, развитие метакогнитивных процессов, моделирование деятельности, гностическое целеполагание, анализ условий познания, программирование познавательных действий, самоконтроль, дети дошкольного возраста