ISSN 1997-9657
       

Найбауэр А.В. Итоги переходного периода введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: насущные проблемы и возможные решения

Аннотация

1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155. В Письме Рособрнадзора от 7 февраля 2014 г. №01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО» был установлен переходный период до 1 января 2016 г. В статье автор размышляет над итогами работы, проведенной в этот период времени, определяет и формулирует возникшие проблемы, дает им содержательную характеристику, акцентирует внимание на необходимости своевременно минимизировать формирующиеся негативные тенденции и предлагает пути решения выхода из сложившихся ситуаций.

Фрагмент статьи

Итак, прошло два года. Настало время проанализировать сложившуюся ситуацию и обратить особое внимание на болевые точки, ярко проявившиеся в переходный период. Нельзя утверждать, что они тотально характерны для всей системы дошкольного образования. Однако, оставив проблемы без должного внимания в настоящее время, мы можем столкнуться в будущем с негативными последствиями, которые увеличатся в геометрической прогрессии.

Анализ практики показывает, что одна из главных проблем – неготовность руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций к деятельности в новых условиях. Прежде всего, это выражается в неумении работать с нормативно-правовой документацией. Так, далеко не все педагоги дошкольного образования знают содержание статей Конституции РФ, «Закона об образовании в РФ», Семейного кодекса, Конвенции (Декларации) о правах ребенка и т.д. Данные документы включают ориентиры государственной политики, в которых определяются приоритеты в образовательной и социальной сфере. Несмотря на то, что каждый специалист согласно должностным обязанностям должен быть ознакомлен с материалами и знать варианты их применения, многие практические работники не считают необходимым вникать в содержание документов, ограничиваясь поверхностной информацией о них.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО".

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.
2-е изд. – М., 1982.
2. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Мамедо­ва Ж.С. Стандарт дошкольного образования: детство ради детства // Научно-публицистическая газета Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации «Горизонты современного образования». – 2013. – №12 (75). – С. 2–4.
3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. –
М., 2001.
4. Асмолов А.Г. Стандарт – это норма необходимого разнообразия / Интервью с А.Г. Асмоловым // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №5. – С. 14–18.
5. Безруких М.М. Чему и как учить ребенка до школы. – М., 2006.
6. Волосовец Т.В. Родителям надо объяснять, что детство самоценный период, задача родителей – создать условия для полноценного проживания детьми всех этапов дошкольного детства // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №3. –
С. 26-30.
7. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. статей / Под ред. А.Н. Ле­онтьева, А.В. Запорожца. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995.
8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. 4-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2006.
9. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Методичесике рекомендации. – М.: Новая школа, 1997.
10. Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Мар-
ковой. 2-е изд. – М., 1986.
11. Детский сад №2280: традиции и инновации // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №7. –
С. 16–24.
12. Добрынина Т.Н. Педагогические условия применения интерактивных форм обучения в педагогическом вузе: Дис. … канд. пед. наук. – Новосибирск, 2003.
13. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования //Дошкольное воспитание. – 2014. – №1. – С. 49.
14. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство дет­ского развития: Метод. рук. для работников дошк. образоват. учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2001.
15. Дуброва В.П. Теоретико-методологические основы взаимодействия детского сада и семьи. – Минск, 1997.
16. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья: от культуры работы к культуре со-бытия // Детский сад от А до Я. – 2014. – №2. – С. 20–31.
17. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
18. Ефременкова И.И., Волкова Т.В. Мобильная полифункциональная развивающая среда в ДОУ. URL: http://марафон.1сентября.рф/2015-03-29-1528845#section-2.
19. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М., 2005.
20. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
21. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. – №7. – С. 12-18.
22. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Практическое пособие. Часть 1. – М.: УЦ Перспектива, 2008.
23. Комарова Е.С. Я руковожу детским садом: Пособие для рук. дошк. образоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
24. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. – №5, №9.
25. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) / Авторский коллектив под руководством Н.Ф. Виноградовой. – М., Гном, 2004.
26. Корниенко С.Г. Интерактивное обучение // Специалист. – 2005. – №10. –
С. 21–26.
27. Коротаева Е.В. Технология обучения в интерактивном режиме // Мир образования – образование в мире. – 2003. – №4. –
С. 132–143.
28. Кудрявцев В., Мусиенко С. Нестан-
дартный стандарт. Видеофильм. – М.: ООО «Обруч», 2013 г. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
29. Куликова Т.А. Семейная педагогика
и домашнее воспитание. – М., 2000.
30. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. – М., 1981. – С. 481–508.
31. Мальцева Н.В. Обучение педагогов с помощью интерактивных методов // Дошкольное воспитание. – 2003. – №3. –
С. 90–93.
32. Найбауэр А.В. Педагоги ДОО о развивающей предметно-пространственной среде // «Дошкольное образование в России: диалог наук о детстве XXI века». Материалы Всероссийского симпозиума (3–4 октября 2014 г.). – Елец, ЕГУ им. И.А.Бунина, 2014. –
С. 260-264.
33. Найбауэр А.В. Программы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации). Вариативный модуль. Учебное пособие для руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций. – Уфа: «ОМЕГА САЙНС», 2015.
34. Найбауэр А.В. Содержание практических занятий и заданий для самостоятельных работы слушателей повышения квалификации. Учебно-методическое пособие для руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций. – Уфа: «ОМЕГА САЙНС», 2015.
35. НОТ в учреждениях дошкольного воспитания / Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 1989.
36. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.
37. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М., Академия, 1999.
38. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1966.
39. Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания: Сб. науч. тр. / Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 1981.
40. Суворова Н.Г. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. – 2000. – №1. – С. 25–27.
41. Третьяков П.И., Белая К.Ю. До­школьное образовательное учреждение: управление по результатам. 2-е изд., перераб.
и доп. – М.: Сфера, 2007.
42. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
43. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, проблемы, педагоги дошкольного образования, взаимодействие детского сада и семьи, преем­ственность детского сада и школы