Н.Е. Веракса: «Воспитание должно быть умным»

Аннотация

Одна из основных задач системы образования – воспитать высокодуховного, высоко-нравственного человека, разделяющего традиционные ценности, идеалы добра и справедливости, сопереживающего, способного прийти на помощь. В современном мире это архисложная задача. Как ее решить? Об этом мы поговорили с Николаем Евгеньевичем Вераксой, доктором психологических наук, ректором Международной педагогической академии дошкольного образования.

Полный текст


– Николай Евгеньевич, в нашей стране накоплен большой опыт воспитания морально-нравственных ценностей, тем не менее в последние годы эта проблема стала особенно актуальной, целостная система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современной отечественной педагогической науке еще не выстроена. Почему так произошло?

– На мой взгляд, тема ценностей становится актуальной, потому что существует определенная необходимость развития общества и нашей цивилизации, и нам приходится разрабатывать современную концепцию идеологии, которая требует в целом ответа на вопрос «Какие ценности разделяются гражданами нашей страны?».

– Привитие ценностей начинается с раннего возраста. Неслучайно Ян Коменский считал материнские школы самым массовым ресурсом системы образования, возлагая на них ответственность за воспитание духа как главной части человеческого существа. Какие ценности транслируются в современных семьях?

– Ценности существуют в нескольких формах. Это, во-первых, как любовь или как некоторые переживания, когда нравится то, что дорого, что традиционно вызывает восхищение. Это одна линия ценностей. Вторая – то реальное поведение в конкретных ситуациях, которое так или иначе задает некоторые нормы и согласно этим нормам передает ценности. Например, родители совершают определенные действия: расставляют книги на полки, располагают вещи в шкафу, убирают постель и т.д. Тем самым задается ценность порядка в доме. Ребенок видит, подражает, взаимодействует и осваивает ценность. Третья линия существования ценностей – через предписания – когда мы говорим, что и как нужно делать. Еще одна линия передачи ценностей – фильмы и рассказы о поступках людей, чтение книг с последующим обсуждением с детьми. Все это формирует систему ценностей у ребенка.

– Детский сад – первый образовательный институт, где дети учатся общаться, сталкиваются с другими ценностями. Один из наиболее ярких примеров, когда родители учат уметь за себя постоять и давать сдачи, а в детском саду – идти на компромиссы и уметь договариваться. Как быть, если ценности семьи и ценности, транслируемые в детском саду, не совпадают?

– Конечно же, желательно, чтобы семейные ценности совпадали с ценностями дошкольного учреждения. Но здесь возникает вопрос – какого рода ценности семьи и какого рода ценности детского сада? И это одна из значимых проблем, которая заключается в том, что для родителей ребенок является сам по себе безусловной ценностью. А в детском саду ребенок «один из». Поэтому уже сама установка по отношению к ребенку в системе ценностей в дет­ском саду немного другая, чем в семье.

В детском саду ребенок в большей степени выступает как гражданин нашего общества по сравнению с тем, как это происходит в семье. Поэтому есть позиционное различие. Ребенок существует по-разному в системе ценностей, связанной с тем, что является наиболее важным для детского сада и более важным для родителей. Например, если мы возьмем здоровье ребенка как ценность, то оно с позиции родителей более значимо, чем с позиции воспитателя детского сада. Понятно, что дети в дет­ском саду задействованы в образовательном процессе, и важно, чтобы ребенок осваивал образовательную программу. В семье же родителям важно, чтобы ребенок был благополучным, здоровым, веселым…

– Родители и детский сад преследуют разные цели?

– Дело не в том, что они преследуют разные цели, а это просто, назовем их так, различия в обстоятельствах и возможностях, в которых ребенок воспитывается в семье и в детском саду. Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития». Так вот, социальная ситуация развития в семье все-таки отличается от ситуации развития, которая создается в детском саду. Почему? Потому что система требований в детском саду отлична от системы требований в семье. Например, в детском саду существует определенная последовательность рутинных моментов: кормление, одевание, раздевание, прогулка, занятия, сон и т.д. И это довольно жесткая схема. Организация жизни детей связана с определенными требованиями и правилами. А если мы возьмем семью, там соблюдение требований и правил отличается от требований и правил детского сада. Они более подстроены под ребенка и его отношения с родителями, а в детском саду они выстроены с учетом отношений с другими детьми.

В этом смысле происходит некоторое различие в требованиях, соответственно, ценности приобретаются через переживания детей, через организацию ситуаций, в которых оказывается ребенок, через предписания. А предписания, которые даются в детском саду, отличаются от предписаний, которые дают родители, и от тех ситуаций, которые создаются в семье в целом. И в этом смысле можно выявить некоторые расхождения в системе ценностей.

– В каждой семье могут быть разные ценности, приоритеты, поэтому особая задача по воспитанию высоконравственной личности ложится на детский сад. На ваш взгляд, какие ценности необходимо воспитывать в детском саду в первую очередь?

– Одна из задач, которая стоит перед системой образования, – это воспитание патриотической личности, и это задача безусловная, без этого государство не может существовать. И каждому понятно, что это одна из актуальных задач дошкольного образования. Но патриотическая личность воспитывается в том числе и в семье. Если в детском саду эта ценность озвучивается как одна из основных, то в домашних ситуациях также происходит патриотическое воспитание, но опосредованно – через отношения с родителями, сверст­никами, соседями. Поэтому мы можем говорить о некоторых различиях в ценностях. Но эти различия, скорее, связаны с теми ситуациями, которые возникают в детском саду и которые возникают дома. Любовь к родителям, родственникам, своему дому – составляющие становления патриотического отношения к стране и к тому месту, где живет ребенок.

В детском саду это может быть ознакомление с судьбами интересных людей, посвятивших жизнь защите страны, в семье тема имеет другой контекст, связанный с историей семьи.

– А есть все-таки различие между духовно-нравственным и нравственно-патриотиче­ским воспитанием?

– Духовно-нравственное и патриотиче­ское воспитание должны быть конгруэнтны и во многом совпадать, но все-таки духовно-нрав­ственное воспитание связано в том числе
и с религиозным контекстом, а патриотическое воспитание имеет всеобщий характер.

– К.Д. Ушинский называл «церковь с ее торжественными обрядами» одной из главных сил духовно-нравственного воспитания ребенка. Сейчас ситуация изменилась?

– Практика показывает, что церковь по-прежнему присутствует в нашей жизни. Она как социальный институт так или иначе должна участвовать в решении проблемы ценностей, патриотическом воспитании. В частности, один из контекстов этого воспитания – уход за могилами предков, духовное общение с теми, кто ушел, их присутствие в семейных разговорах, обсуждение их ценности для истории семьи, мне кажется, это очень важный контекст воспитания, в том числе духовного.

– Россия – многонациональное государство, с разными религиями и разными ценностями. Возможен ли у нас в стране конфликт ценностей?

– Общечеловеческие ценности, если говорить об основных религиях, одинаковые. Ценность жизни человека, ценность его семьи, ценность его дома, ценность его страны и т.д., это все в религиях представлено, во всех основных религиях так или иначе отражается. Религиозные ценности не противопоставляются друг другу, хотя попытки противопоставить одну религию другой делаются. Но насколько я понимаю стратегию политики в области религии в нашей стране, государ­ство проводит линию, чтобы между разными конфессиями было понимание, взаимная поддержка и уважение.

В детском саду в одной и той же группе могут быть представители разных религиозных конфессий, и задача воспитателя – наладить позитивное взаимодействие детей друг с другом, показывая, что между ними есть много общего. И мне кажется, что воспитатель детского сада в состоянии делать это. Но должна быть соответствующая подготовка педагогов ДОО и программа.

– Вы считаете, необходима дополнительная программа воспитания?

– Да, конечно. Программа по воспитанию должна быть более внятная и более проработанная. Неслучайно сейчас стоит задача по разработке линии воспитания детей в условиях системы дошкольного образования. И эту линию нужно усилить с точки зрения духовно-нравственного воспитания.

– Можно ли говорить, что эта линия должна превалировать над интеллектуальным развитием, быть первоочередной? Еще Н.И. Пирогов отстаивал идею о приоритетности воспитания нравственных качеств по отношению к освоению основ наук.

– Я бы сказал так – воспитание должно быть умным, и поэтому нужно, чтобы интеллект тоже развивался. Здесь должно быть единство воспитательных и когнитивных процессов. Поэтому становление детской личности не может быть вне интеллектуального развития ребенка.

Если мы посмотрим историю нашей страны, то многие выдающиеся люди так или иначе разделяли духовно-нравственные и религиозные ценности, поэтому здесь все может быть гармонично выстроено. Но многое зависит от подготовки педагогов, их взаимодействия с детьми, которое требует дополнительных серьезных разработок, усилий, чтобы совершенствовать линию развития личности в детском саду. Желательно, чтобы в этом процессе участвовали представители разных сфер культуры, чтобы они понимали различные аспекты содержания ценностей, в том числе духовных.

– Тем не менее многие родители часто беспокоятся в первую очередь об интеллектуальном развитии детей, забывая о нравственном, считая, что прививать ценности ребенку необязательно.

– Ценности являются таковыми не тогда, когда они декларируются, а когда проживаются через эмоции. Если мы говорим, что у нас есть ценность – любовь к Родине, то она должна выражаться в каких-то действиях. Она должна быть представлена, например, в том, что родители читают детям произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, тогда это говорит о том, что мы рассматриваем историю нашей культуры, нашей страны как систему наших ценностей, и мы это удерживаем в нашем окружении, ребенок в этом живет и т.д. Тогда выбирать или не выбирать – так вопрос не стоит.

– Но свобода выбора – тоже ценность?

– Она находится в нашем окружении, в повседневности. Если это вложено в окружение, и ребенок переходит из одной ситуации в другую. Но нужно понимать, что проблема выбора является непростой. Когда мы, например, идем в магазин и что-нибудь покупаем, мы выбираем продукты, исходя из той суммы денег, которой располагаем, и теми товарами, которые есть в магазине. И здесь мы совершаем выбор. А если говорить о жизни – ребенок находится в определенных ситуациях, которые возникают вокруг него. И он оказывается то в одной ситуации, то в другой, то в третьей. А жизнь – она немножко отличается от выбора в магазине. Допустим, если у ребенка родители имеют определенную точку зрения, то говорить, что ребенок выбрал себе таких родителей, вряд ли возможно. Поэтому проблема выбора в некоторых обстоятельствах возникает. А в некоторых ситуациях проблемы выбора нет. Поэтому, мне кажется, задача воспитания в том и заключается, чтобы создать ребенку такую социальную ситуацию развития, которая обеспечивала бы присвоение этих ценностей – духовно-нрав­ственных и т.д.

На что бы хотел обратить внимание – на сложность в современных условиях построения системы ценностей в детском сознании. Современным детям доступен интернет, а это другое пространство действия.

– У ребенка в интернете может быть полная свобода выбора?

– Интернет выстроен как магазин – хочу вот это или это. Но в чем сложность взращивания системы ценностей у детей? В том, что, если ребенок оказывается в ситуации незамкнутой, один, тогда очень легко на него воздействовать и влиять, создавая определенную систему ценностей. Если ребенок включен в общение с родителями, педагогами, сверстниками, то в рамках этого общения возникают ситуации, которые передают систему ценностей. Это совершенно другая среда, отличная от тех случаев, когда ребенок остается один на один с интернетом, где ему неизвестные участники предлагают ситуации. Возникает необходимость, чтобы ценности не только обсуждались, но и были включены в жизнь ребенка.

– Считается, что интернет, цифровизация обладают огромным потенциалом для системы образования и способны решить большинство задач. А какова роль цифровизации в духовно-нравственном развитии личности?

– Цифровизация – это инструмент, сложный и непростой. Она предполагает разные варианты влияния на ребенка, да и на взрослых в том числе. Цифровизацию можно использовать как инструмент для воспитания системы ценностей, но это необходимо специально разрабатывать, создавать специальную линию развития, формирования этих ценностей. Эта задача пока еще не решена. Есть некоторые ходы, как это можно делать, особенно если связать с пространством детской реализации. Важно очень точное понимание – что такое социальная ситуация развития – это система ситуаций, которые реализуются вокруг ребенка, где ребенок переходит от одной ситуации к другой в течение дня. Цифровизация тоже может вкладываться в какие-то конкретные ситуации, в которых оказывается ребенок и которые создаются родителями, сверстниками. Если они окажутся социально продуктивными, тогда можно будет говорить о развитии и формировании системы ценностей.

– Николай Евгеньевич, МПАДО уделяет огромное внимание приобщению детей к традиционной системе духовно-нравственных ценностей: организует курсы, проводит конференции. Также МПАДО провела исследование «Система ценностных ориентаций в условиях дошкольной образовательной организации», цель которого состояла в получении реальной картины состояния системы воспитания нравственных и гражданских ценностей у воспитанников детских дошкольных организаций. Расскажите, пожалуйста, что показало данное исследование?

– Вывод я бы сделал такой: конечно, суще­ствует запрос на формирование системы ценностей у детей, в том числе на формирование патриотических ценностей. Второе, что мы выявили, – существуют различия в приоритетах ценностей между дошкольным образовательным учреждением и семьей. И третье – необходимо интегрировать и родителей, и детей, и педагогов в одну общую социальную ситуацию, которая создается вокруг ребенка, где бы эта система ценностей была достаточно согласованной и скоординированной.

Беседовала Лариса Бурмистрова, шеф-редактор «СДО»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.