ISSN 1997-9657
       

Воробьева М.В. Негосударственный детский сад: первые шаги

Фрагмент статьи

В частном детском саду «от А до Я» в основу воспитательно-образовательного процесса заложена идея личностно-ориентированной модели. Доминантной формой организации всей педагогической работы стал индивидуальный подход к дошкольникам. Основные цели воспитательных воздействий – помочь ребенку открыть собственную уникальность и развить ее, создать условия для активизации заложенных в нем возможностей с сохранением семейных традиций. Для нашего коллектива было очень важно создать атмосферу, в которой ребенок чувствовал бы себя защищенным, уверенным в себе, понятым и принятым в коллективе сверст­ников и взрослых. Чувствовал, что ценят и уважают его личность. «От А до Я» – это не просто буквы алфавита: «А» – первые знания, которые получает ребенок в семье и детском саду, « Я» – формирование начал универсального сознания, по­строение своего « Я» посредством взаимосвязанных элементов – «семь Я», « друзь Я», «мир и Я», «в мире Я», «часть природы Я», «собственно Я».

«СемьЯ» – основополагающий элемент в жизни любого человека. Даже самый хороший дет­ский сад не способен заменить ребенку семью. Любой разрыв с семьей, даже если он происходит на короткий срок, приводит ребенка в состояние психологического дискомфорта. Именно поэтому в нашей педагогической работе главным является взаимопонимание и сохранение единства взглядов с семьей ребенка на его воспитание и образование. Мы очень внимательно и уважительно относимся к просьбам со стороны родителей, бабушек и дедушек.

Хорошо известно, что взгляды мамы и бабушки на воспитание малыша в семье часто не совпадают. Ваня большую часть времени проводит с бабушкой, которая и является для мальчика главным воспитателем. Эта ситуация вполне естественна, принята всеми членами семьи, одобрена родителями ребенка. Мальчик пришел в детский сад, твердо зная, что именно бабушка будет представлять его интересы. С нашей стороны в данной ситуации требовалось только понимание и принятие традиций семьи, чтобы ребенок почувствовал себя спокойно и уверенно в детском саду. Для Вани было очень важно, что мы от бабушки узнали о его любимых увлечениях, о том, что он любит смотреть по телевизору, читать, в каких брюках ходить в детском саду. Мы поняли, в какой атмосфере мальчик находится, что и помогло ребенку принять перемену – переход от личностного общения с бабушкой к общению со сверстниками, педагогами. Сначала ребенок присматривался и как бы мысленно встраивался в детскую деятельность. Затем очень робко подходил к детям и начинал с ними говорить, но так тихо, что его просто никто из детей не слышал. Даже с педагогами он выбрал интересную форму общения: « Я тебе скажу на ушко». Воспитатель в данной ситуации выступал не только посредником между Иваном и детьми, но и его «переводчиком». Так продолжалось почти две недели. Мы стали опасаться, не повлияла ли негативно смена обстановки на здоровье ребенка. Провели консультацию с бабушкой. Оказалось, что дома ребенок активно и в полную силу голоса обсуждает все, что с ним происходит в детском саду. Оценки в адрес детского сада были только положительные. Период адаптации прошел достаточно легко, и у Вани появилась уверенность, что ему будет хорошо в детском саду. У бабушки пропало чувство постоянной тревоги, ожидания проявления отрицательных эмоций со стороны внука. Установилась гармония в отношениях между ребенком и нами.

Психологическое благополучие ребенка среди сверстников является основой для построения не только воспитательного, но и образовательного процесса. « Друзь Я» – это самое сложное, что должен приобрести ребенок в своем обществе. Умение встроить себя в уже сложившиеся детские взаимоотношения, занять позицию, отстоять свою точку зрения, завоевать симпатии сверстников. Филиппу было четыре года, когда он пришел в группу. Детское сообщество приветствовало его появление. Но Филипп…

Ему никак не хотелось идти на контакты с детьми. Уютнее всего он чувствовал себя рядом со своим шкафчиком, там мама его раздевала, укладывала вещи, говорила последние ласковые слова перед тем, как уйти на работу, и самое главное – называла время, когда она за ним придет вечером. Место рядом воспринималось ребенком как «островок мамы». Проходили томительные и мучительные для ребенка часы, дни. Педагоги пытались переключить внимание мальчика на другую деятельность, обращались к помощи детей – никаких результатов. Тогда совместно с детьми всеми сотрудниками было принято решение оставить ребенка наедине с собой на то время, которое будет необходимо Филиппу. Мальчик это решение принял с большим удовольствием, успокоился, на короткое время стал приходить в группы и ходить за детьми, изучать их, наблюдать за занятиями. Из бесед с мамой мы узнали, что ребенок многое из увиденного в детском саду повторял и делал дома. Процесс воспроизводства мальчик спрятал от посторонних глаз детей и взрослых. Когда Филипп заговорил, мы заметили, что он заикается. К работе сразу подключился опытный логопед. С тревогой ожидали воспитатели, как отреагируют дети. А наши дети так обрадовались – Филипп захотел с ними общаться, – что даже и не обратили на это обстоятельство никакого внимания. Главным для них стал факт его участия в совместной жизни группы. Он принял детей, а они – его. Процесс формирования детских взаимоотношений прошел благополучно, и вершиной этих отношений стало выступление на дне рождения одного из наших воспитанников.

Филипп рассказал стихотворение и заслужил аплодисменты публики, а его друг Максим сказал: «Молодец!»

К сожалению, Филипп смог посещать дет­ский сад всего 1,5 года. Но и те результаты, которых мы достигли, были показательными, и мы искренне верим, что помогли ребенку на первых этапах включиться в познание «мир и Я», «в мире Я».

Ориентация на индивидуальный темп развития является еще одним условием в работе педагогического коллектива. В детском cаду имеется достаточное количество помещений, в которых одновременно с пятью-шестью детьми могут проводить занятия наши педагоги. Форма проведения занятий – индивидуальная, что позволяет не опережать темп психиче­ского развития каждого нашего воспитанника. Хорошо известно, как важен для дошкольника интерес к занятиям и как трудно бывает его поддерживать у всех детей одновременно на групповых занятиях.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.