ISSN 1997-9657
       

Амелина Е.Г. Нейропсихологическая дифференциация и коррекция расстройств аутистического спектра у дошкольников

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема гипердиагностики аутизма. Диагнозы аутизма часто ошибочно устанавливают детям с задержками развития, страдающим системным нарушениями речи, и вторичными аутистическими поведенческими проявлениями, возникающими вследствие ранних резидуально-органических повреждений ЦНС. Приводится пример применения методики нейропсихологической коррекции ребенка с расстройством аутистического спектра. Данные нейропсихологической диагностики позволили сделать вывод, что диагноз аутизм был поставлен ребенку недостаточно обоснованно и нуждается в уточнении. После проведения курса коррекционных занятий в психическом функционировании ребенка наметилась положительная динамика. После повторной диагностики стало возможным сделать вывод, что ребенок имеет вторичные аутистические черты, связанные с задержкой развития речи и общих регуляторных способностей, поэтому их необходимо корректировать через развитие этих психических функций. В статье подчеркивается значение и возможности нейропсихологии в дифференциальной диагностике нарушений психического функционирования у детей с диагнозом расстройства аутистического спектра.

Фрагмент статьи

Проблема гипердиагностики аутизма

Одной из наиболее актуальных проблем в современном обществе является создание комплексной системы медико-психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом, так как аутизм (РДА) и расстройства аутистического спектра (РАС) являются довольно распространенными нарушениями развития у детей. Существующее на данный момент чрезвычайное разнообразие взглядов на детский аутизм отражает реальную сложность проблемы, что обосновывает необходимость дифференцированного изучения таких состояний, их этиологии и патогенеза, рассмотрения проблемы первичных и вторичных нарушений, более четкого обозначения диагностических критериев (особенно в возрасте до трех лет, т.к. критерии МКБ-10 и DSM-IV не применимы для детей раннего возраста, – Горюнова А.В. Шевченко Ю.С., 2014) для построения системы их лечения и реабилитации.

В последнее время наблюдается гипердиагностика аутизма (Каган В.Е., Иовчук Н.М., Северный А.А., Шевченко Ю.С., Taylor B., Jick H., Wing L. и др., 2003–2014), особенно у детей в возрасте 3–5 лет (Бойко Е.О., Некифорова Е.Ю., 2014). Постановка диагноза зависит от применяемых методов и критериев диагностики, которые используются специалистами, не имеющими специальной подготовки по проблемам аутизма и подверженными «диагностиче­ской моде». Диагнозы аутизма часто ошибочно устанавливают детям с задержками развития, страдающим системными нарушениями речи (специфическим расстройством развития экспрессивно-импрессивной речи по типу афазии развития, в соответствии с МКБ-10) и вторичными аутистическими поведенческими проявлениями, возникающими вследствие ранних резидуально-органических повреждений ЦНС (Северный А.А., Иовчук Н.М., 2014). Это обусловлено общим диапазоном клинических проявлений данных нарушений.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. – М.: Академия, 2009.
2. Горюнова А.В., Шевченко Ю.С. Критерии диагностики аутизма в раннем возрасте // XII Мнухинские чтения // Аутизм: медико-психолого-педагогическая, социально-экономическая и правовая проблема, 2014. – С. 32–33.
3. Иовчук Н.М., Северный А.А. Проблемы диагностики аутизма в отечественной детской психиатрии // XII Мнухинские чтения // Аутизм: медико-психолого-педагогическая, социально-экономическая и правовая проблема, 2014. – С. 95–100.
4. Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л.: Меди­цина, 1981.
5. Каган В.Е. Эпидемия детского аутизма? – Электронный ресурс: Libr.Autism.ru, 2003.
6. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М.: Просвещение, 1991.
7. Мамайчук И.И. Проблемы и перспективы социально-психологической поддержки семьи молодых людей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра // XII Мнухинские чтения // Аутизм: медико-психолого-педагогиче­ская, социально-экономическая и правовая проблема, 2014. – С. 148–152.
8. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) // Медицина, 2003.
9. Никифорова Е.Ю., Бойко Е.О. Диф­ференциальная диагностика детей с РАС на первичном приеме // XII Мнухинские чтения // Аутизм: медико-психолого-педагогическая, социально-экономическая и правовая проблема, 2014. – С. 25–27.
10. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либ-линг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 1997.
11. Султанова А.С. Особенности сенсомоторной коррекции при работе с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра // XII Мнухинские чтения // Аутизм: медико-психолого-педагогическая, социаль­но-экономическая и правовая проблема, 2014. – С. 198–199.
12. Fombonne E., Quirke S., Hagen A.: Epidemiology of pervasive developmental disorders. In: Autism Spectrum Disorders. Oxford University Press, 2011, рp. 90–111.
13. Taylor B., Jick H., Maclaughlin D. Prevalence and incidence rates of autism in the UK:time trend from 2004-2010 in children aged 8 years // Электронный ресурс: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3808754/
14. Wing L., Potter D. The epidemiology of autistic spectrum disorders: is the prevalence rising? // Электронный ресурс: http: //www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12216059

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

аутизм, расстройства аутистического спектра, гипердиагностика аутизма, дифференциальная диагностика, нейропсихологическая коррекция, оречевление