ISSN 1997-9657
       

Ничипоренко Л.К., Яфизова Р.И., Атарова А.Н. Исследовательские детерминанты в социальном конструировании современного детства

Аннотация

Введение. В статье представлены результаты многофакторного исследования, объединенного целост­ным проектом, условно названным «Артефакты детства», в рамках которого изучались социолого-педагогические направления, связанные с соотношением ценностных ориентиров современного мира взрослых и детей. Цель – изучить специфику современного отношения к детству, ценностное отношение детей к миру взрослых и прийти к пониманию определяющих ценностных детерминант социально-личностного развития детей.

Методологической основой исследования являлись: концептуальная модель сознательного и целенаправленного изменения поведения родителей (А. Адлер); концепция культурно-исторического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) личности ребенка в процессе освоения опыта предшествующих поколений при условии взаимодействия со взрослым (Н.Ф. Радионова); понимание ребенка как субъекта детских видов деятельности (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др.).

Результаты исследования:

• определение сущностных и структурно-содержательных характеристик ценностного отношения детей к миру взрослых и обоснование педагогических детерминант, обеспечивающих развитие ценностного отношения к периоду детства;

• обогащение современными данными об организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования ценностных ориентаций взрослых и современных дошкольников.

Выводы. Исследование расширяет психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста в рамках особенностей формирования у них ценностного отношения к миру взрослых, что дает материал для диагностической, коррекционной и педагогической работы с детьми и их семьями.

Фрагмент статьи

Введение

Человек как личность определяется системой его отношений с миром. Особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям, которые имеют социально-историческую, культурную обусловленность и связаны с деятельностью человека по осознанию значения определенных явлений действительности для себя как субъекта.

В условиях глобализации и «открытости» общества иным системам ценностей актуальна проблема воспитания человека, способного нести ответственность за собственный ценностный выбор.

Говоря об исторических детерминантах, определяющих обусловленные изменения в системах ценностей, можно выделить ряд новообразующих факторов: экономика, государство, религия, социальная структура общества. При этом роль каждого из факторов не остается неизменной.

В России в конце ХХ – начале XXI века произошли кардинальные изменения во всех областях жизни, которые привели к существенным переменам аксиосферы российского общества и его граждан. Подобные изменения современного «мира взрослых» влияют на внутренний, пока нестабильный и неустойчивый мир ребенка. Ведь каждый ребенок полностью зависим от мира взрослых, он познает и усваивает субъективную мораль своих родителей, значимых взрослых, окружающих его.

Сегодня становится важным изучить специфику современного отношения к детству, ценностное отношение детей к миру взрослых и прийти к пониманию определяющих ценностных детерминант социально-личностного развития детей.

Ход исследования направлялся рабочей гипотезой о том, что ценностное отношение детей старшего дошкольного возраста к миру взрослых зависит от декларируемого взрослыми ценностного отношения к детям и явлениям окружающей действительности.

В процессе реализации проекта были изучены, исследованы, проанализированы и интерпретированы разнообразные направления, связанные с миром детства, с целью познания детства, социального и психологического характера данного феномена и формирования ценностного отношения к любому ребенку, независимо от его происхождения, возраста и способностей.

Список литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.
2. Аромштам А. Книги хорошие, книги плохие // Издательство Мелик-Пашаев [Электрон­-
ный ресурс]/ URL: http://www.melik-pashaev.ru/pages/about_us. – Дата обращения: 08.04.2018.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте // Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия / Ред.-сост. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – С. 8–21.
5. Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н. Детские инициативы и деятельность для детей: проблемы и противоречия // Детский сад: Теория и практика. – 2015. – №1. – С. 6–15.
6. Иванова Е.С. Анализ различных подходов к классификации детской игрушки // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – Саратов: ФГБОУ ВО Саратовский национальный исследовательский государ­ст­венный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2011. – Вып. 3. – С. 71–73.
7. Каминьска А. Симона. Рассказ о необыкновенной жизни Симоны Коссак. – Краков: Выдавництво Литерацке, 2015. – 336 с.
8. Костюхина М.С. Детский оракул. По страницам настольно-печатных игр. – М.: Новое литературное обозрение, 2013. – С. 656.
9. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 264 с.
10. Лалетина А.Ф. Культурообразующее значение мультипликации // Научная электронная библиотека Elibrary.ru [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=
18775622. – Дата обращения: 06.04.2018.
11. Маслоу А. Мотивация и личность: научное издание. – 3-е изд. – СПб.: Питер,
2016. – 400 с.
12. Мурашов А.А., Смоленцева Л.В. Вир­туальная реальность и дополненная реальность: взгляд на будущее // Сборник трудов молодых ученых УВО «Университет управления «ТИСБИ». – Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2016. – С. 91–96.
13. Нуруллина Г.Н., Кузнецова Т.Е., Абуталипова Л.Н. Сокращение материалоемкости в производстве трикотажных изделий путем использования стиля «Family look» // Вестник Казанского технологического университета. – 2017. – Т.20. – №20.– С. 77–78.
14. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
15. Российская Федерация. Законы. О рекламе. Федеральный закон: принят Госдумой 22 февраля 2006 г.; одобрен Советом Федерации 3 марта 2006. [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2006/03/15/reklama-dok.html, свободный. – Загл. с экрана. – на русск. яз. – Дата обращения: 09.04.2018. – (Актуальный закон).
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009. – 713 с.
17. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. – М.: Эксмо, 2018. – 160 с.
18. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образование. – 2013. – №3. – С. 92–98. [Электронный ресурс]. – URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3402.phtml, свободный. – Дата обращения: 07.04.2018.
19. Чичканова Т.А. Пространство города как предмет педагогического исследования (к постановке проблемы). Эдукология и Педагогика // Интернет-журнал Науковеде-ние. – 2014. – Вып. 4 (23). – июль-август [Электронный ресурс]. – URL: https://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-4-14. – Дата обращения: 08.04.2018.
20. Яфизова Р.И. Особенности социализации ребенка дошкольного возраста в условиях современного образовательного пространства семьи и детского сада // Диссеминация результатов научных исследований в практику дошкольного образования: Сборник научных статей по материалам международной конференции. РГПУ им. А. И. Герцена, Институт дет­ства. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – С. 304–309.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

социология детства, ценностное отношение к миру детства, детская субкультура, детские виды деятельности, эксплуатация образа ребенка