ISSN 1997-9657
       

Николаева С.Н., Бурлакова Т.Ю. Методическое руководство эколого-педагогическим процессом в дошкольном учреждении как фактор развития экологической культуры педагогов и детей

Аннотация

Статья посвящена построению методического руководства экологическим воспитанием дошкольников, в ней дан теоретический анализ проблемы управления дошкольным учреждением в целом и экологическим воспитанием в частности. Обоснована необходимость нового подхода – «аналитико-коррекционного взаимодействия» (АКВ) – в методическом руководстве экологическим воспитанием в дошкольном учреждении, которое направлено на профессиональное и личностное саморазвитие воспитателей, повышение их экологической культуры и становление ее у детей. Раскрыта сущность, содержательно-процессуальный алгоритм «аналитико-коррекционного взаимодействия», специфика и последовательность этапов его осуществления. В статье обсуждаются результаты апробации нового подхода к методическому руководству: особенности реализации АКВ на практике, содержание деятельности методиста, характер его руководства, определяющий эффективность взаимодействия, проявления педагогов в процессе экспериментальной деятельности. Показана уникальность методики экологического воспитания как относительно нового направления в дошкольной педагогике, которая ложится в основу системы работы с детьми и должна быть донесена до педагогов детского сада в процессе «аналитико-коррекционного взаимодействия». По результатам проведенного исследования сделаны выводы, определена эффективность опытно-экспериментальной апробации АКВ. Статья адресована экологам, методистам дошкольных образовательных учреждений, студентам и преподавателям педагогических училищ и институтов, исследователям.

Фрагмент статьи

Введение

Актуальность экологического образования, направленного на развитие экологической культуры у людей всех возрастов и всех категорий, не вызывает сомнений в силу существующих на планете (и не уменьшающихся с годами) глобальных и повсеместных экологических проблем. Подтверждением является Указ Президента об объявлении 2017 года «Годом экологии». Наш поиск направлен на новые способы методического руководства экологическим воспитанием в дошкольном учреждении, которые позволяют решать задачу становления и совершенствования экологической культуры для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) и одновременно обеспечивают развитие учреждения, повышают его социальный статус.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999.
2. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: Дис. ... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2006.
3. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ // Управление ДОУ. – 2004. – №3. –
С. 82–85.
4. Белая К.Ю. Методическая работа
в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М.: Сфера, 2005.
5. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. – М.: Сфера, 2004.
6. Волобуева Н.М. Новое в организации методической службы детского сада // Основы педагогического менедж­-
мента. – 2012. – №1. – С. 10–21.
7. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: Сфера, 2005.
8. Гаворина Л.С. Повышение профессионального мастерства педагогов через вовлеченность в управление ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – №31. – С. 6–11.
9. Жураковский Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко / Под ред. Ш.И. Ганелина. Сост. А.К. Бушля. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
10. Китов А.И. Экспериментальное исследование процесса руководства // Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. – М., 1974.
11. Ковязина В.М. Взаимодействие администрации и педагогического коллектива как фактор инновационного развития образовательного учреждения: На примере комплекса «детский сад-школа»: Дисс. …канд. пед. наук, 2006.
12. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. – М., ЦГЛ, 2004.
13. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы Менеджмента / Пер. Л.И. Евенко. – М.: Дело, 1997.
14. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие для учреждений СПО по специальности «Дошкольное образование». – 8-е изд., стереотипное. – М., 2014.
15. Николаева С.Н. Система экологиче­ского воспитания дошкольников. – М., 2011.
16. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М., Академия. 1999.
17. Селиверстова И.А. Содержание и пути совершенствования организации как функции управления дошкольным образовательным учреждением: Дис. ... канд. пед. наук. – Магнитогорск, 1999.
18. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика инновационной деятельности. – М., 1997.
19. Управление качеством в сфере образования – это стимулирование профессионального роста педагога (Интервью с Ю.В. Фроловым) // Современный детский сад. – 2012. – №1. – С. 2–9.
20. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Пособие для руководителей ДОУ. – М., 2004.
21. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель
и педагогический коллектив. – М., 1990.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

управление образовательным учреждением, методическое руководство эколого-педагогическим процессом в дошкольном учреждении; «аналитико-коррекционное взаимодей­ствие»; экологическая культура педагогов и детей