ISSN 1997-9657
       

Николаева С.Н. Экологическая культура в образовательном пространстве ДОО: ведущая роль технологий экологического воспитания

Аннотация

Статья посвящена обсуждению теоретических и экспериментальных материалов, вскрывающих роль технологий экологического воспитания для системной реализации данного направления в ДОО, обеспечивающего становление экологической культуры детей. В статье дается обоснование понятия «педагогическая технология», специфика его применения в эколого-педагогическом процессе детского сада. Педагогическая технология рассматривается как система воспитательно-образовательного процесса, система педагогических мероприятий, которая спланирована на весь учебный год и представлена в подробном описании, что позволяет ее многократное воспроизведение разными педагогами и в разных условиях образовательного пространства. Показана системообразующая роль технологий экологического воспитания детей 3–7 лет, их центральное значение в инновационной модели управления экологическим воспитанием.

Фрагмент статьи

Введение

Осуществление экологического воспитания в практике ДОО требует определенной организации всего эколого-педагогического процесса – продуманной реализации содержания материала, соответствующего программе (Николаева С.Н., 2016), адекватных форм и методов работы с детьми. Существенной стороной этой организации является обеспечение двухуровневого технологического процесса: организационно-методического в работе с педагогическим коллективом учреждения и воспитательно-образовательного в работе с детьми разных возрастных групп. Взаимосвязь этих процессов, их содержательная реализация на протяжении всего учебного года ведут к получению запланированного программой педагогического результата – становлению начал экологической культуры детей и повышению уровня экологической культуры воспитателей. С этих позиций, прежде всего, необходимо осмысление понятия «педагогической технологии».

Теоретическое обоснование проблемы

Исследования дидактов (Кларин М.В., 1984, Гузеев В.В., 1995, Беспалько В.П., 1989) показали, что «педагогическая технология» – это относительно новое понятие для образовательной системы России. Оно зародилось в 1950-е годы в зарубежных системах школьного образования. М.В. Кларин отмечает, что в те годы появилось стремление упорядочить построение учебного процесса, поэтому и было выделено понятие «технология обучения», которое включает:

1) набор учебных целей;

2) определение критериев их измерения и оценки;

3) точное описание условий обучения.

Все вместе это и составило технологию обучения – полностью воспроизводимый учебный процесс, ядром которого являются четко и детально определенные цели.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
2. Бурлакова Т.Ю. Методическое руководство экологическим воспитанием: новый взгляд на проблему [Текст] / Т.Ю.Бурлакова // Экологический диалог в образовании: вызовы нового тысячелетия: сборник научных статей / Авт.-сост. О.А. Зыкова, И.Л. Кириллов. – М., 2016. – С. 164–173.
3. Бурлакова Т.Ю. Развитие экологической культуры воспитателей в процессе аналитико-коррекционного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом [Электронный ресурс] / Т.Ю.Бурлакова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – №11. Режим доступа http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2016/11/pedagogics/burlakova.pdf
4. Гузеев В.В. Системное основание образовательной технологии. – М., 1995.
5. Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Советская педагогика. – 1984. – №4.
6. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта). – М., 1989.
7. Корчагин В.Н. Генезис системно-синергетической педагогики: теория воспитания
и обучения. – М.: КГУ, 2003. – С. 22.
8. Крылова Н.М. Поиск своеобразия форм организации педагогического процесса как условие воспитания индивидуальности личности дошкольника // Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста. Межвузовский сборник научных трудов. – Пермь, 1990. – С. 9.
9. Минбулатов В.М., Неверкович С.Д. Педагогическая технология: эволюция понятия, сущность, опыт разработки. – Махачкала: ДГПУ ИФО, 2000. – С. 20.
10. Николаева С.Н., Бурлакова Т.Ю. Методическое руководство эколого-педагогическим процессом в дошкольном учреждении как фактор развития экологической культуры педагогов и детей // Современное дошкольное образование. – 2016. – №4. – С. 42–49.
11. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в дет­ском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
12. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4–5 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
13. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
14. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для занятий с детьми 3–4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
15. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе
детского сада. Для занятий с детьми 6–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

педагогическая технология, педагогический метод, технология экологического воспитания в детском саду, «система-горизонталь», «система-вертикаль», модель управления экологическим воспитанием