ISSN 1997-9657
       

Николай Веракса: «Дошкольное образование в новом учебном году может сделать солидный шаг в развитии»

№4 2020 Николай Веракса: «Дошкольное образование в  новом учебном году может сделать солидный шаг в развитии»
Аннотация

Дорогие читатели, перед вами юбилейный, сотый номер журнала «Современное дошкольное образование». Юбилей – это не только праздник, но и время подводить итоги. О них мы поговорили с главным редактором журнала, ректором Международной педагогической академии дошкольного образования, доктором психологических наук Николаем Евгеньевичем Вераксой.

Полный текст

Николай Евгеньевич, как вы оцениваете пройденный путь?

– В целом, положительно. Есть много факторов и обстоятельств, которые влияли на процесс становления и развития журнала. Мы вышли на уровень ВАК, могли бы подняться и выше, но не сложилось по целому ряду причин. Журнал пользуется достаточным уважением в профессиональных кругах. Нам удалось опубликовать работы интересных и высоко­классных специалистов в области дошкольного образования, в том числе тех, которые уже ушли из жизни. Я считаю очень ценным, что мы сумели познакомить читателей с их позицией и достижениями.

Например, работы Елены Олеговны Смирновой, Елены Евгеньевны Кравцовой – профессионалов, которые существенно повлияли на систему дошкольного образования, всегда вызывали широкий интерес у читателей. В журнале регулярно публикуются работы зарубежных авторов. Наши читатели имеют возможность познакомиться с их взглядами на актуальные проблемы дошкольного образования.

Я считаю, что проделан большой труд издателей и редакционного коллектива, и в целом журнал выдержал испытание временем, надеюсь, и дальше будет успешно развиваться. Многие события, исследования отражены на страницах журнала. Мы даже сделали сборник по материалам журнала, куда вошли лучшие статьи. Журнал оказался достаточно успешным, он пользуется популярностью не только у нас в стране, им интересуются зарубежные авторы.

Изменилась ли концепция журнала?

– Изначально мы старались сделать журнал адекватным современным тенденциям и отразить процессы в дошкольном образовании, которые происходят как в нашей стране, так и за ее пределами. Неслучайно журнал сотрудничает с международной конференцией ECCE, которую ежегодно проводит МПАДО при поддержке Министерства просвещения, Всемирного банка и ЮНЕСКО. В этом плане концепция журнала как канала ознакомления с современными достижениями в области дошкольного образования была сформулирована изначально. Мы постоянно повышаем научный уровень журнала, чтобы он отражал современные научные подходы в области дошкольного образования со стороны педагогической и психологической теории и практики. В этом плане, мне кажется, наш журнал свою концепцию не поменял, но выраженность ее стала более очевидной.

Николай Евгеньевич, а какие изменения произошли в дошкольном образовании за этот период?

– Дошкольное образование поменялось очень значимо. Во-первых, дошкольное образование стало ступенью общего образования со всеми вытекающими последствиями. В частности, появился интерес к дошкольному образованию у разных слоев общества – со стороны политиков, экономистов, родителей, не говоря уже о специалистах в области дошкольного образования.

Стала активно разрабатываться оценка качества дошкольного образования. Много внимания уделяется проблеме цифровизации в системе дошкольного образования. Современные цифровые устройства ставят целый ряд задач перед системой дошкольного образования. Почему? Дело в том, что дети проводят довольно много времени, взаимодействуя с этими устройствами, от часа до пяти часов ежедневно.

Кроме того, непонятно, в каком качестве выступают сами цифровые устройства: то ли это элементы среды, то ли культурные средства. Эти проблемы требуют решения на основе теоретического осмысления и эмпирического исследования.

Цифровые устройства, поскольку они занимают много времени в жизни ребенка, начинают вытеснять игровую деятельность детей, которая является ведущей. Поэтому не совсем понятно, какая стратегия должна быть выбрана. Допустим, нужно ли игру переводить в цифровую форму или, наоборот, оставлять ролевую игру детей такой, какой она была раньше.

Позиции специалистов по этому вопросу разделились. Одни – за то, чтобы игра продолжала существовать и выполнять роль ведущей деятельности. А другие – что игру можно перевести в цифровую форму. Так что сейчас в системе дошкольного образования меняется очень многое.

Есть такое направление – партиципационная педагогика, в которой ребенок становится субъектом образовательного процесса, влияет на содержание образования, на процесс организации дня, на те занятия, мероприятия, которые реализуются в детском саду. Это довольно новые тенденции, которые важны, их нужно учитывать и тоже понять, какое место они должны занимать в работе современного детского сада.

Успевают ли педагоги реагировать на все эти изменения?

– Педагоги стараются. Кто-то работает в традиционном дошкольном образовании, кто-то стремится работать по инновационным программам. Здесь тоже существует разнообразие подходов, что, в общем-то, соответствует современному Стандарту дошкольного образования. Нужно учитывать, что традиционная система имеет свои плюсы, а инновационные подходы – свои. Поэтому здесь важно организовывать процессы в системе дошкольного образования таким образом, чтобы лучшие достижения отечественного образования сохранялись, и новые приобретения встраивались в уже существующий процесс.

В прошлом году вышло инновационное издание программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Как ее восприняли педагоги? Насколько она оказалась современной?

– Новая программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», конечно, существенно повлияла на отношение педагогов к организации образовательного процесса в детском саду. В частности, появились новые направления работы с детьми, такие как развивающая беседа, создание пространства детской реализации, проектная деятельность, событийная педагогика, утренний и вечерний круг и т.д. Эти новые формы работы позитивно воспринимаются педагогами, но требуют соответствующей подготовки, чтобы инновационная педагогическая практика была достаточно успешной.

Сложно ли педагогам перестроиться на новую программу?

– Мы проводили интересное исследование, касающееся поддержки детской инициативы в системе дошкольного образования. Оказывается, что возможность взаимодействия педагога с детьми в новых форматах не зависит от стажа работы педагога. Это говорит о том, что педагоги могут переходить на работу с использованием инновационных технологий вполне успешно, и здесь не должно быть особых трудностей. Основное условие – наличие самого желания педагога. Если сложности все же возникают, поддержку педагогам оказывает МПАДО. Здесь можно пройти курсы повышения квалификации, получить консультацию.

Николай Евгеньевич, наша страна, как и весь мир, оказалась в сложной ситуации пандемии. Как это отразилось на дошкольном образовании?

– Это довольно странная ситуация, потому что она, в первую очередь, влияет на экономику страны в целом, но совершенно очевидно, что выход из этой ситуации связан с развитием цифровизации. И работа в цифровых форматах, конечно, сейчас оказалась достаточно эффективной и востребованной. Педагоги быстро перестроились и дистанционно стали организовывать занятия и мероприятия с детьми дошкольного возраста. Появилась возможность научить пользоваться дистантными формами именно детей дошкольного возраста.

Кому сложнее пришлось в этой ситуации – детям, родителям или педагогам?

– Все оказались в непростой ситуации. У родителей появились сложности, потому что, как оказалось, работа с детьми довольно сложное и требующее специальной подготовки дело. Дети оказались изолированными от непосредственного контакта со сверстниками, что сильно затрудняло их общение.

Педагогам дистантная образовательная деятельность тоже предъявляет особые требования и тоже заставляет иначе готовиться к организации занятий с детьми. Понятно, что эта система все-таки ограничена по времени, а не так, как в дошкольном образовательном учреждении, когда педагог может в течение целого дня наблюдать за детьми, взаимодействовать с ними. Тем не менее педагогам осваивать дистантные формы работы необходимо, потому что цифровизация – процесс необратимый. Он происходит во всех сферах жизни современного человека. А кроме того, у детей есть потребность к дистантному взаимодействию. Значит, перед педагогами стоит особая задача – осваивать проведение таких форм работы с дошкольниками.

Каким, на ваш взгляд, будет ближайший учебный год? Что ожидает дошкольное образование?

– Это сложный вопрос, потому что пока непонятно, когда начнется возврат к обычному посещению дошкольных учреждений. Но если все будет благополучно, мне кажется, дошкольное образование, с учетом накопленного опыта в области дистантного образования, получит дополнительный ресурс для развития. Дистантное взаимодействие с ребенком и его семьей содержит большие возможности. Появление системного взгляда на дошкольное образование на всех уровнях ведет к повышению требований к организации образовательного процесса в детском саду в целом и к качеству дошкольного образования и дошкольным работникам и к родителям дошкольников. Здесь появятся, мне кажется, новые возможности.

На мой взгляд, дошкольное образование в этом новом году может сделать солидный шаг в развитии, по крайней мере, те дошкольные образовательные учреждения, которые заинтересованы в этом шаге.

Будет ли программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в ближайшее время как-то меняться, дорабатываться?

– Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» все время дорабатывается, развивается, поэтому сейчас мы сделали предметом анализа содержание дошкольного образования, формы работы с детьми дошкольного возраста.

В дальнейшем мы по-прежнему будем заниматься содержанием. Одно из перспективных направлений – это когнитивное развитие детей дошкольного возраста.

К когнитивному развитию давно приковано внимание. Что изменится в этом направлении?

– Это связано с тем, что проводится большое число исследований в области дошкольного образования, например, выясняется влияние понимания эмоций на академическую успешность или на межличностные отношения в школе. Оказывается, дети, которые лучше понимают эмоции, лучше учатся в школе. Точно так же это касается и развития исполнительских функций, чем они лучше развиты, тем выше социальная успешность в последующей жизни и т.д. Появляется довольно много таких конкретных направлений работы с детьми, начиная с раннего возраста и кончая подготовительной группой детского сада, которые предполагают появление новых вариантов содержания, новых типов занятий, новых форм взаимодействия педагогов, детей и родителей. Кроме того, большая работа будет проводиться по разъяснению пространства детской реализации и возможности его развития в конкретном дошкольном учреждении.

Пространству детской реализации сейчас уделяется значительное внимание, однако у педагогов нет четкого понимания, как его организовать.

– Мы выпустили книгу «Проектная деятельность в детском саду», и в ней одна из особых целей – организация пространства детской реализации. Основная идея заключается в том, что нужно услышать ребенка, понять, что он собирается реализовать, каков его замысел, помочь ему в реализации этого замысла. Важно довести этот замысел до конечного результата, а затем презентовать результат своему ближайшему социальному окружению. Имеется в виду – дошкольникам данного детского сада и родителям.

Услышать голос ребенка – задача сложная, научились ли этому педагоги?

– Это довольно деликатный вопрос. Часть педагогов уже вполне могут слышать голос ребенка и помогать в реализации детских замыслов. Но это же должно быть постоянно, поэтому здесь требуется проведение специальных тренингов. Это особая технология работы.

Слышать голос ребенка, безусловно, важно. Но не возникает ли в этом случае ситуация, что педагог при таком взаимодействии полностью отдает инициативу ребенку, следует за его желаниями? Как научиться именно сотрудничеству?

– Основная идея заключается в том, что педагог должен удерживать две перспективы. Первая – перспектива с позиции взрослого, которая связана с зоной ближайшего развития ребенка в детском саду, с освоением культурных средств и норм. Вторая – перспектива с позиции ребенка, которая как раз предполагает разворачивание пространства детской реализации. Вот это двойственное видение – одна из новых задач, которые характеризуют современную педагогическую технологию балансирования между инициативой ребенка и инициативой взрослого. Дети это могут делать, потому что, когда мы берем обычную сюжетно-ролевую игру, предмет в игре обладает двумя свойствами – воображаемым и реальным. Педагог тоже должен уметь видеть эти две перспективы – с позиции взрослого и с позиции ребенка, это новая практика, над которой мы сейчас работаем.

Интервью вела Лариса Бурмистрова

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.