ISSN 1997-9657
       

Николай Веракса: «Современное дошкольное образование начинает учитывать роль ребенка в образовательном процессе»

№3 2019 Николай Веракса: «Современное дошкольное образование начинает учитывать роль ребенка в образовательном процессе»
Аннотация

Николай Евгеньевич Веракса – доктор психологических наук, профессор, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, руководитель лаборатории психологии и педагогики способностей Института психолого-педагогических проблем РАО, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика», почетный профессор Гётеборгского университета. Исследованиями в области психологии дошкольного возраста Николай Евгеньевич занимается почти полвека. Его вклад в психологическую науку и развитие дошкольного образования сложно переоценить. Он сформулировал концепцию структурно-диалектической психологии, основу которой составляет структурно-диалектический метод анализа психических явлений. На его основе была разработана система диалектического обучения дошкольников. Большинство детских садов выбирают в качестве основной программу «От рождения до школы», научным руководителем которой является Н.Е. Веракса. Он не просто разбирается в проблемах дошкольного образования, а знает о нем очень много. Этими знаниями мы и попросили Николая Евгеньевича поделиться.

Фрагмент статьи

Николай Евгеньевич, журнал «Совре­менное дошкольное образование» выходит уже более 10 лет, в нем постоянно отражаются тенденции, происходящие в дошкольном образовании. Как, на ваш взгляд, изменилось дошкольное образование?

– Если говорить о тенденциях развития современного дошкольного образования, то можно отметить, что оно начинает учитывать роль ребенка в образовательном процессе, то есть не только роль взрослого. В нашей традиции считается, что взрослый ведет за собой ребенка, ребенок развивается, подражая взрослому, осваивает те знания, которые передает взрослый. Современное образование начинает смотреть на ребенка по-другому: как на представителя будущего. В этом случае ребенок становится более значимым. Возникает деликатная задача – общаться с ребенком именно как с носителем будущего. Не с ребенком, который должен освоить прошлое, а с ребенком, который представляет собой будущее, поэтому этот опыт организации будущего в дошкольном учреждении – одна из главных задач современного дошкольного образования.

Насколько современное дошкольное образование слышит голос ребенка?

– Начинает слышать. Однако этот вопрос сложный. Сложность с голосом ребенка вызвана тем, как мы будем на него смотреть. Можно смотреть с медицинской точки зрения. Например, новорожденный плачет, мама может не слышать его или не обращать внимания, считая – поплачет и перестанет. В этом смысле голос ребенка, его плач, говорит о некотором дискомфорте, который испытывает ребенок в данный момент. Но можно смотреть на голос ребенка как на носителя будущего – это совсем другой голос. И его довольно трудно встроить в образовательный процесс, потому что он, этот процесс, организован с точки зрения взрослого, а взрослый является носителем прошлого, то есть того, что уже случилось.

С точки зрения прошлого сложно организовать будущее, потому что будущее рассматривается как следующий шаг в развитии. Мы достигли определенного уровня, и будущее наступает после того, как мы делаем хоть маленький, но шажочек по сравнению с тем, что было.

Если смотреть на ребенка как на представителя будущего, возникает вопрос, нужно ли ребенку осваивать прошлое?

– Конечно, ребенок должен осваивать прошлое. Но здесь вопрос, в каком объеме? Например, у нас был язык вееров или язык цветов. Нужно ли ребенку их осваивать? Это явно прошлая культура.

Соотношение прошлого и будущего – серьезная проблема. Понятно, что нужно знать историю родной страны, всемирную историю, это интересно и важно с точки зрения понимания своих корней. Но есть множество других вопросов. Объем знаний прошлого безграничен, но объем знаний будущего еще более безграничен. Вопрос в том, как смотреть на это будущее – как на то, что лежит на поверхности прошлого, или как на отдаленное будущее. Ребенок – он представитель какого будущего?

На мой взгляд, ребенок – это такое загадочное существо, которое является представителем отдаленного будущего. Однако даже в современном сознании ученых, педагогов, родителей вот этого отдаленного будущего как бы и нет. Оно практически не представлено. Хотя мы уже сталкиваемся с такими проблемами будущего, как экология, проблемы устойчивого развития. То есть это совершенно другой взгляд на окружающий мир, мы же чаще смотрим на него как на прошлое – вырубаем леса, роем карьеры и т.д.

Вопрос в том, должны ли мы каким-то образом давать ребенку почувствовать будущее или должны обучать его прошлому – истории и другим разным наукам, непростой. Взрослый в значительной степени существует в прошлом. Поскольку взрослый взаимодействует с ребенком, то и ребенок поворачивается к прошлому.

То есть ребенок осваивает прошлое и на будущее у него времени не остается?

– Здесь нет такой линейной закономерности, но увидеть будущее – это совершенно особая задача современного дошкольного образования.

Можно ли сказать, что взрослые сейчас не знают, какие знания понадобятся детям в будущем?

– Это один из парадоксов современного образования вообще. Раньше было ясное понимание того, какими знаниями должен обладать представитель той или иной профессии. Например, журналист должен освоить язык так, чтобы уметь грамотно писать. Сейчас все используют Word, который исправляет ошибки. Возникает вопрос – насколько нужно знать в совершенстве язык, для того чтобы избегать ошибок. Взрослым кажется очевидным, что язык нужно знать досконально. Но ребенок-то видит, что есть различные электронные системы исправления, и он не понимает, зачем ему это учить. Или возьмем такую ситуацию – мы говорим, что знания необходимы. Нужно изучать географию, историю, литературу, а потом оказывается, что достаточно заглянуть в Google либо на YouTube, где есть нужная информация. Получается некоторый парадокс: зачем изучать все исторические события и факты, если это все представлено в интернете? Или зачем изучать иностранный язык, если есть переводчик?

В таком случае возникает вопрос – чему все-таки учить ребенка?

– Да не просто чему учить. Возникает вопрос – как мы понимаем это будущее, носителем которого является ребенок?

Очевидно, что у ребенка должна развиваться система общих способностей, и образовательный процесс должен обеспечивать их развитие. Ребенок должен осваивать опыт творчества. И не просто творчества, а успешной реализации своих инициатив. Ребенок должен научиться коммуницировать, взаимодействовать с другими людьми. Необходимо также и интеллектуальное развитие. У ребенка должна развиваться произвольность поведения.

Я бы сказал, что современное дошкольное образование важно направить не столько на изучение различных предметных содержаний, сколько на развитие детей. Очевидно, что развитие предполагает освоение содержания.

Я считаю, что современный детский сад должен делать акцент больше на обеспечении детского развития, чем на обучении.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.