ISSN 1997-9657
       

Нисская А.К. Представления современных родителей о дошкольном образовании. Как сделать детский сад привлекательным?

Аннотация

Совсем недавно дошкольное образование стало ступенью общего. Данное изменение закреплено документально, отражается на организации работы и финансирования дошкольных отделений школ. Благосостояние дошкольных отделений территориальных образовательных комплексов (ТОКов) зависит от количества привлеченных родителей. Однако остается не ясным, что для них является приоритетом? Видят ли они  дошкольное образование ступенью общего? Существует ли у родителей запрос к дошкольному образованию, и каков он? Исследование родительского запроса показало, что большинство родителей выбирают дошкольное отделение из-за его удобного расположения. Главной задачей дошкольного образования они видят присмотр и уход. Удовлетворенность родителей связана с доброжелательным и индивидуализированным отношением педагога к ребенку. Выделены три группы, отличные по причинам выбора, задачам и факторам удовлетворенности.

Фрагмент статьи

Теоретическое введение

В соответствии с государственной политикой в сфере образования, достижение высоких результатов подразумевает возникновение конкуренции и внутри самой системы образования (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №2765-р «Об утверждении Концепция ФЦП развития образования на 2016–2020 годы»), (Тарасова, 2013). Успешность дошкольного отделения зависит, в частности, от того, какое количество родителей примут решение о том, что их ребенок будет посещать данное учреждение. С введением нормативно-подушевого финансирования, каждая образовательная организация стала вести борьбу за воспитанника, а у родителей появилась возможность выбора организаций и условий, обеспечивающих то или иное качество образования (Остапенко, 2013). Кроме того, согласованность позиций родителей и представителей образования крайне важна для благополучного развития ребенка, в т.ч. в ситуации перехода (Pianta, 2002).

Дошкольное образование и отдельные дошкольные отделения имеют достаточно обобщенные и устойчивые представления о том, что нужно родителям и детям. Эти представления не всегда соотносятся с потребностями различных групп родителей, продиктованы в большой степени необходимостью обеспечивать максимально широкий доступ к образовательным ресурсам (Новикова, 2011). Формирование траектории развития во многом универсализировано. Задача дошкольного образования – обеспечить условия, подходящие наибольшему числу детей и родителей, удержать усредненную (в смысле, подходящей большинству) траекторию. Вместе с тем, постулируется необходимость учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов семьи ребенка (Асмолов, 2014) (ФГОС ДО, 2014. Пункт 2.11.2.).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Абанкина И.В., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В., Филатова Л.М. Динамика расходов семей на дошкольное образование, присмотр и уход. Информационный бюллетень. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016. – 44 с. (Мониторинг экономики образования. – №3 (92).
2. Акулова О.В., Ивченко Т.А., Петрова Е.А. Вариативный образовательный маршрут как форма поддержки разнообразия детства в дошкольной образовательной организации // Детский сад: теория и практика. – 2016. – №4 (64). – С. 30–45.
3. Асмолов А.Г. Навигатор в мире детства. Образование: ребенок и ученик // Обруч. – 2014. – №2. – С. 51–52.
4. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: дис. … д-ра. психол. наук / О.А. Карабанова. – М., 2002. – 360 с.
5. Лепин А.П., Иванов С.Ю. Повышение роли семьи в формировании образовательных траекторий современной молодежи // Управление мегаполисом. – 2014. – №5 (41). – С. 64–67.
6. Новикова Г.П. Актуальные задачи и направления совершенствования дошкольного образования // Педагогическое образование и наука. – 2011. – №3. – С. 9–19.
7. Остапенко А.А. Новый закон, нормативно-подушевое финансирование, учительская нагрузка и качество образования // Народное образование. – 2013. – № 9. – С. 9–13.
8. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование. – 2015. Т. 7. – № 3. – С. 1–11.
9. Платонова М.С. Влияние образования матери на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. – 2014. – №4 (98). – С. 37–39.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №2765-р «Об утверждении Концепция ФЦП развития образования на 2016–2020 годы».
11. Собкин В.С. Социокультурные проблемы современного образования / Социология образования. Труды по социологии образования. Под ред. В.С. Собкина. – М., 2012. –
С. 9–21.
12. Собкин В.С., Верясова Е.С. Тенденции изменений состояния системы дошкольного образования.
13. Тарасова Т.И. Услуги дошкольных учреждений и закон об образовании в Российской Федерации // Советник в сфере образования. – 2013. – №1. – С. 80–85.
14. Фотекова Т.А. Взаимосвязь уровня материнского и отцовского образования с состоянием высших психических функций сыновей и дочерей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2015. – №4. – С. 62–71.
15. Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание. – М.: Национальное образование, 2016. – 136 с.
16. Хачатрян Л.С. Современная ситуация на российском рынке дошкольных образовательных услуг // Практический маркетинг. – 2009. – №9. – С. 24–38.
17. Щербова Т.В. Управление школой: маркетинговый подход: Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2004. – 80 с.
18. Pianta, R.C., Cox, M. Early Childhood Research and Policy Beliefs; Transition to kindergarten. University of North Carolina at Chapel Hill: National Center for Early Development and Learning. 2002.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольное образование, дошкольное отделение, задачи дошкольного образования, причины выбора дошкольного отделения, удовлетворенность