ISSN 1997-9657
       

Нисская А.К. Проблема перехода к обучению в школе. Обзор международных практик подготовки детей, организации преемственности образовательного содержания, взаимодействия родителей и образовательных организаций

№1 2019 Нисская А.К. Проблема перехода к обучению в школе.  Обзор международных практик подготовки детей, организации преемственности образовательного содержания,  взаимодействия родителей и образовательных организаций
Аннотация

Статья посвящена анализу феномена перехода между дошкольной и начальной школьной ступенями образования. Рассмотрены различные подходы к пониманию показателей успешного перехода.

В качестве наиболее актуальных выделены состояние и переживания детей по поводу происходящих изменений и новой обстановки, ожидания и активность родителей, качество сотрудничества семьи, образовательных и общественных организаций, качество подготовки педагогов.

Проанализирована трансформация представлений о факторах, влияющих на благополучие перехода. Сделан вывод о необходимости комплексного рассмотрения роли раннего образовательного опыта детей, их подготовки к школе, преемственности содержания и методов обучения, вовлеченности родителей и качества взаимодействия между всеми участниками процесса перехода.

Рассмотрены некоторые из принятых за рубежом стратегий организации перехода, в частности, с точки зрения целей поддержки этого процесса, основных регламентирующих документов, наиболее распространенных способов работы с детьми, семьями, образовательными и общественными организациями, а также вызовов и проблем.

В качестве иллюстрации возможных направлений работы по улучшению перехода между дошкольным и начальным образованием рассмотрены кейсы Японии, Финляндии и Австралии. Данные страны реализуют значительно отличающиеся стратегии и тактики, при этом признают необходимость совершенствования процесса перехода и высоко оценивают роль раннего образовательного опыта. Подход Японии в большей степени ориентирован на создание детальных предписаний и организацию взаимодействия между педагогами. Для Финляндии актуально создание общей методологической рамки дошкольного образования, а конкретная реализация инноваций в области перехода делегируется самим образовательным организациям. Австралия ориентирована, в первую очередь, на работу с детьми в рамках подготовительной ступени, а также на всестороннее информирование родителей и побуждение их к инициативному взаимодействию с детьми, педагогами и друг с другом.

Фрагмент статьи

Актуальность. Организация перехода от дошкольного к начальному школьному образованию – вклад в будущее благополучие и успешность ребенка

Мировая наука и практика демонстрируют важность раннего образовательного опыта ребенка. Разнообразие видов деятельности, свобода творчества, инициатива и проба нового, наравне с формированием навыков и получением знаний, вносят колоссальный вклад в дальнейшее благополучие и успешность (Naudeau et al., 2011). Однако, двигаясь по своей образовательной траектории, ребенок сталкивается с необходимостью осваивать новые формы и ступени образования: от семейного контекста к детскому саду, от детского сада – к начальной школе и т.п. Ситуация перехода сопряжена с риском потери достижений, накопленных на предыдущем этапе (Magnuson et al., 2007). Переходя из детского сада в школу, ребенок встречается с непривычным образовательным содержанием, новыми правилами и режимом дня, особенностями коммуникации со сверстниками и взрослыми, с первой в жизни обязательной учебной деятельностью и осваивает новую социальную позицию – позицию школьника (Костяк, 2008; Мухина, 1986; Цукерман, 1992).

Эти изменения не всегда даются легко, адаптация к ним требует времени и усилий. Адекватная поддержка детей в период перехода, создание условий для позитивного опыта понижает вероятность последующего исключения из школы, снижает риск остаться на второй год в том же классе, способствует развитию учебных навыков и успешности в целом (Arnold, 2004; Dockett and Perry, 2007; Duncan et al., 2007). Благополучный переход связан с развитием позитивной идентичности, высокой вовлеченностью в школьную жизнь и общим благополучием (Ahtola et al., 2011; Study on the effective use of early childhood education and care in preventing early school leaving, 2012).

Таким образом, проблема перехода между дошкольным образованием и обучением в первом классе школы является актуальной. Она важна и как тема исследований, и как точка приложения усилий педагогов-практиков, и как предмет совершенствования образовательной политики. Значимым подспорьем для построения системы поддержки детей в процессе перехода может стать рефлексия разных сторон международного и отечественного опыта.

Целью данной статьи является прояснение показателей и факторов успешного перехода, обобщение современных тенденций в понимании данного термина, а также обзор ряда зарубежных политических и педагогических практик, способствующих улучшению перехода.

Список литературы

1. Антипкина И.В., Любицкая К.А., Нисская А.К. Вовлеченность родителей третье­классников в учебные дела детей // Вопросы образования. – 2018. – №4. – С. 230–260.
2. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М.: Педагогика, 1978.
3. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2008.
4. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: Просвещение. 1986.
5. Нисская А.К. Сравнительная оценка развивающего потенциала различных дошкольных образовательных сред. Диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). – М., 2013.
6. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 1980.
7. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. – Томск: Пеленг, 1992.
8. Ahtola A., Silinskas G., Poikonen P.-L., Kontoniemi M., Niemi P., & Nurmi J.-E. (2011). Transition to formal schooling: Do transition practices matter for academic performance? Early Childhood Research Quarterly, 26(3), 295–302.
9. Arnold C. (2004). Positioning ECCD in the 21st century. Coordinators‘ Notebook: An International Resource for Early Childhood Development. Vol. 28, pp. 1–34.
10. Berube A., Ruel J., April J., Moreau A.C. Family preparation for school entry and the role of transition practices, The Journal of Educational Research 111 (4), 398-403
11. Cook K.D., Dearing E., Zachrisson H.D. (2017). Information Sharing between Teachers and Early Education Programs during School Entry in Norway: Associations with Children‘s School Adjustment and Success in the First Year. International Journal of Child Care and Education Policy.
12. Core Curriculum for early Childhood Education (in process, to be published 10/2016) http://www.oph.fi/english/education_system/early_childhood_education Core Curriculum for Basic Education http://www.oph.fi/english/curricula_and_qualifications/basic_education Core Curriculum for Pre-Primary Education http://www.oph.fi/download/153504_national_core_curriculum_for_pre-primary_education_2010.pdf The National Curriculum on Early Childhood Education and Care http://www.julkari.fi/handle/10024/75535
13. Country Note on Transitions between ECEC and Primary Education JAPAN http://www.oecd.org/education/school/SS5-country-background-report-japan.pdf
14. Dockett S., Perry B. (2007) Trusting children‘s accounts in research.
15. Duncan G.J., Dowsett C.J., Claessens A., Magnuson K., Huston A.C., Klebanov P., Pagani L.S., ... Japel C. (2007) School readiness and later achievement. Developmental Psychology, 43 (6) pp. 1428–1446.
16. La Paro K.M., Kraft-Sayre M. & Pianta R.C. (2003). Preschool to Kindergarten Transition Activities: Involvement and Satisfaction of Families and Teachers. Journal of Research in Childhood Education, 17(2), 147–158.
17. Magnuson K.A., Ruhm C. & Waldfogel J. (2007). The persistence. Does Prekindergarten Improve School Preparation and Performance? Economics of Education Review, Vol. 26(1): 33–51.
18. Naudeau S., Kataoka N., Valerio A., Neuman M., Kennedy Elder L. (2011a). Investing in Young Children: An Early Childhood Development Guide for Policy Dialogue and Project Preparation. Washington, DC: World Bank.
19. Naudeau S., Sebastian M., Patrick P., and Deon F. (2011b). Cognitive Development among Young Children in Low-Income Countries. In No Small Matter: The Impact of Poverty, Shocks, and Human Capital Investments in Early Childhood Development, edited by Harold Alderm.
20. Nolan A., Hamm C., McCartin J., Hunt, Scott C., and Barty K. (2009). Outcomes and Indicators of a Positive Start to School: Report prepared by Victoria University for the Department of Education and Early Childhood Development. Melbourne: Victoria University, 2009.
21. OECD (2017). Starting Strong V: Transitions from Early Childhood Education and Care to Primary Education, Starting Strong, OECD Publishing, Paris.
22. Report on the Seamless Connection between Early Childhood Education and Primary Education http://www.mext.go.jp/component/b_menu/shingi/toushin/__icsFiles/afieldfile/2011/11/22/1298955_1_1.pdf School Appraisal Guidelines (revised 2010) http://www.mext.go.jp/component/a_menu/education/detail/__ icsFiles/afieldfile/2016/06/13/1323515_04.pdf
23. Study on the effective use of early childhood education and care in preventing early school leaving https://skytte.ut.ee/sites/default/files/ec/ppmi_final_report_ecec.pdf
24. Zolkoski S.M., & Bullock L.M. (2012). Resilience in children and youth: A review. Children and Youth Services Review, 34(12), 2295–2303.
25. http://www.oecd.org/education/school/SS5-country-background-report-finland.pdf
26. https://education.qld.gov.au/about/Documents/using-aedc-support-continuity-learning.pdf
27. https://education.qld.gov.au/about-us/reporting-data-research/data/aus-early-development-census
28. https://education.qld.gov.au/schools-and-educators/Documents/How-to-get-involved.pdf https://education.qld.gov.au/schools-educators/ecec
29. https://education.qld.gov.au/schools-educators/ecec/examples-of-transition-programs
30. https://skytte.ut.ee/sites/default/files/ec/ppmi_final_report_ecec.pdf

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

адаптация к школе, готовность к школе, благополучный переход, родительская вовлеченность, преемственность