ISSN 1997-9657
       

Новицкая В.А., Яфизова Р.И. Экспертиза качества образовательной среды в группах раннего возраста

№5 2018 Новицкая В.А., Яфизова Р.И. Экспертиза качества образовательной среды  в группах раннего возраста
Аннотация

Введение. В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы экспертизы качества образовательной среды в группах раннего возраста. Цель исследования – разработка теоретически обоснованной методики экспертизы качества образовательной среды, учитывающей современные тенденции развития педагогики раннего детства.

Направления и методы исследования. Методологической основой исследования выступили деятельностный и компетентностный подходы, представления об образовательной среде как среде успешной социализации ребенка раннего возраста, о структурных компонентах образовательной среды, где ключевыми параметрами становятся характер общения взрослого с ребенком, содержание и способы общения, ориентированные на успешное освоение образовательной программы детского сада, организация развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста. В качестве методов исследования использовались теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, проектирование структурных компонентов образовательной среды групп раннего возраста, определение показателей экспертизы по каждому компоненту образовательной среды.

Результаты. Результатом исследования явилось описание методики экспертизы, включающей в себя направления оценки качества организации образовательной среды, выделение измеряемых и проверяемых в деятельности педагога показателей качества каждого компонента образовательной среды (характер общения взрослого с ребенком, содержание и способы общения, ориентированные на успешное освоение образовательной программы детского сада, организация развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста). Даны развернутые рекомендации к содержательной наполняемости каждого показателя экспертизы.

Вывод. Разработанная методика экспертизы позволяет осуществить комплексную оценку качества организации образовательной среды в группах раннего возраста в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, помочь эксперту в определении дальнейших линий повышения качества организации образовательной среды.

Фрагмент статьи

Введение

Ближайшее десятилетие в Российской Федерации было провозглашено десятилетием Детства. В плане основных мероприятий данного события до 2020 года ключевыми задачами становятся «…разработка системы мер по дошкольному воспитанию и уходу за детьми в возрасте до трех лет, а также по развитию в детских садах ясельных групп, включая группы с пребыванием полного рабочего дня, корпоративных и семейных малокомплектных детских садов, а также ясельных групп, в том числе в учреждениях социального обслуживания». Возрождение массовой практики раннего образования актуализирует проблему организации комфортной и психологически безопасной образовательной среды жизнедеятельности детей до трех лет в ясельных группах детского сада.

По мнению А.Г.Асмолова, образовательная среда создается ради ребенка и обеспечивает равный старт в развитии каждого малыша. Согласно основным положениям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, «образовательная среда представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей, обеспечивает возможность активного участия воспитанников групп раннего возраста в различных видах деятельности, организованных в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. В младенческом возрасте (от двух месяцев до одного года) эффективными с точки зрения развития ребенка становятся такие виды деятельности, как непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры.

В раннем возрасте (от одного года до трех лет) развивающим потенциалом обладают: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. Активное участие детей в детских видах деятельности возможно только в том случае, если создана адекватная возрастным особенностям, индивидуальным возможностям и потребностям развивающая предметно-пространственная среда и обеспечено эмоционально комфортное, психологически безопасное взаимодействие ребенка с педагогом.

Поэтому актуальной задачей обеспечения деятельности групп раннего возраста в детском саду становится экспертиза качества образовательной среды, определение ключевых параметров оценки, способов ее изучения.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Детство ради детства: между адаптацией и социализацией // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detstvo-radi-detstva-mezhdu-adaptatsiey-i-sotsializatsiey (дата обращения: 10.04.2018).
2. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2010.
3. Баева И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2002. – №3. – С. 22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-harakteristika-obrazovatelnoy-sredy-diagnostika-i-otsenka (дата обращения: 08.04.2018).
4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2005.
5. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада / Сборник статей и документов. – СПб., 2003.
6. Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада. – Дис… докт. пед. наук. – СПб., 2002.
7. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания
и обучения: Учебник для бакалавров (По направлению 050100 «Педагогика») / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2016. – 464 с.
8. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
9. Железнякова З.Р. Педагогические условия организации развивающего взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Минск, 2000.
10. Ковалев Г.А., Абрамова Ю.Г. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы // Учителю об экологии детства. – М., 1996. С. 189–199.
11. Полякова М.Н. Конструирование моделей предметно-развивающей среды: Методические рекомендации для дошкольных работников. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 83 с.
12. Радионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: – Дис., канд. пед. наук. – М., 2000.
13. Разенкова Ю.А. Предупреждение и преодоление трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: дис... докт. пед. наук: 13.00.03 / [Место защиты: ФГБНУ Институт коррекционной педагогики Российской академии образования], 2017. – С. 207.
14. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет: Методическое пособие для практических психологов / 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
15. Тарасов С.В. Образовательная среда как социокультурная и педагогическая категория // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-kak-sotsiokulturnaya-i-pedagogicheskaya-kategoriya (дата обращения: 08.04.2018).
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 10.04.2018).
17. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.– 416 с. (Серия «Психология Отечества»).
18. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – С. 365.
19. Яфизова Р.И. Диагностика развивающего потенциала педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста / Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие:
В 3 ч. Ч 1. Теоретические и прикладные аспекты педагогической диагностики в дошкольном образовании. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 422 с.
20. Яфизова Р.И. Развивающий потенциал педагогического взаимодействия с детьми третьего года жизни в условиях современного ДОУ. Дисс. на соискание уч. ст. канд. пед. наук. – СПб., 2007.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

образовательная среда, группы раннего возраста, экспертиза качества образовательной среды, развивающий характер взаимодействия педагога с детьми раннего возраста, развивающая предметно-пространственная среда групп раннего возраста