Шиян О.А., Воробьева Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России

Аннотация

В статье рассказывается об инструменте оценки среды дошкольного образования – шкалах ECERS (Early Childhood Environment rating Scale). Авторы отвечают на ряд вопросов: какие представления о качественном образовании лежат в основе шкал ECERS и подходят ли они нам? Насколько вообще приемлемо использовать для оценки качества образования инструмент, разработанный в другой стране? Оценивает ли шкала условия для будущей социализации и развития ребенка в школе? Как он устроен, по каким индикаторам оценивается качество? Насколько он надежен? Можно ли использовать этот инструмент для разных образовательных практик (например, системы Монтессори, вальдорфских детских садов и пр.) или он ориентирован узко на определенные программы? Отмечается, что для российского образования, где традиционно большое значение уделяется «готовности к школе», важно, что шкалы ECERS используются в странах, ориентированных на познавательное развитие детей. Авторы приходят к выводу, что шкалы ECERS вполне соответствуют требованиям ФГОС, обладают различительной силой и поэтому могут быть использованы для оценки качества образования в российских детских садах. Шкалы ECERS наиболее перспективны для проведения кросс-культурных исследований, которые позволят сопоставить качество дошкольного образования в России и за рубежом.

Фрагмент статьи

ФГОС дошкольного образования: ориентир для изменений или описание того, что уже есть?

В 2013 году был принят Федеральный стандарт дошкольного образования, в котором зафиксированы целевые ориентиры дошкольного образования, требования к условиям реализации программы и к структуре программы. Ключевым, однако, является вопрос о цели стандарта: призван ли он изменить сложившуюся практику или только «освятить» существующую ситуацию документом, необходимым в соответствии с «Законом об образовании»?

С точки зрения экспертов, индивидуализация, вариативность, возможность выбора и проявления инициативы для ребенка и пр. (приоритеты, которые стандарт задает для дошкольного образования) – в большинстве современных детских садов России представлены совершенно недостаточно [см. Шмис Т.Г., 2013; Юдина Е.Г., Рубцов В.В., 2010; Юдина Е.Г., 2015].

Проблема, однако, в том, что в массовом сознании дошкольное образование оценивается как вполне благополучное, и в фокусе оказывается, прежде всего, вопрос о его доступности, но не о качестве. Это не удивительно, если учесть, что российская система дошкольного образования имеет долгую историю (гораздо более долгую, чем во многих других странах).

В этом и ее преимущество и одновременно большой риск: и у родителей и у педагогов есть устоявшийся образ «хорошего детского сада» и чаще всего нет ни малейшего представления о том, как и, главное, зачем он может изменяться. А раз у большинства педагогов и родителей есть убежденность, что сейчас ФГОС и реальная практика вполне друг другу соответствуют, существует огромный риск, что «Стандарт» как нормативный документ федерального уровня не сможет стать действенным рычагом изменения традиционной практики.

В этой ситуации возникает необходимость в «приводных ремнях», которые могут соединить реальность наших детских садов и норму, заданную Стандартом. Только так можно обнаружить существующие «зазоры», а значит, обосновать необходимость и векторы изменений.

Полный текст интервью читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – №3.
2. Шеридан Соня. Повышение качества образования за счет развития профессионализма педагогов // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – №3.
3. Шиян О.А. Диагностика развития ребенка: проблемы инструмента измерения. Из опыта дошкольных образовательных учреждений штата Арканзас (США) // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №4.
4. Шиян О.А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №5.
5. Шмис Т.Г. Наши детские сады снаружи инновационные, а внутри – традиционные / Интервью
с Т.Г.Шмисом // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №6. – С. 20–22.
6. Юдина Е.Г., Рубцов В.В. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 3. – С. 5–19.
7. Юдина Е.Г. Стандарт сделан надолго и всерьез, с учетом возможных изменений в системе дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №5.
8. Developmentally Appropriate Practices for Young Children: Recommendations for Teaching Practices // Learning to Read and Write: Developmentally Appropriate Practices for Young Children. 1998.
9. Clifford S. M., Reszka S., Rossbach H. Reliability and Validity of the Early Childhood Environment Rating Scale // FPG Child Development Institute, University of North Carolina at Chapel Hill, USA
10. Harms T., Clifford R.M., Cryer D. Early Childhood Environment Rating Scale (ECERS-R) Revised Edition, 2005.
11. Perlman M., Zellman G. L., Vi-Nhuan Le. Examining the psychometric properties of the Early Childhood Environment Rating Scale-Revised (ECERS-R) // Elsevier, Early Childhood Research Quarterly 19 (2004) 398–412.
12. Pramling Samuelsson I., Sheridan S. Williams P. Five preschool curricula– Comparative perspective. // International Journal of Early Childhood, 2006, Vol.38.
13. Sheridan S., Giotaa J., You-Me Hanb, Jeong-Yoon Kwonc A cross-cultural study of preschool quality in South Korea and Sweden: ECERS evaluations // Early Childhood Research Quarterly 24 (2009) 142–156.
14. Sylva K., Siraj-Blatchford E., Taggart B. Ecers-E: The Four Curricular Subscales Extension to the Early Childhood Environment Rating Scale (Ecers), Fourth Edition with Planning Notes Spiral-bound – November 14, 2010.
15. Sylva, K., Melhuish, E., Sammons, P., Siraj-Blatchford, I., & Taggart. B. (2004). The Effective Provision of Pre-School Education (EPPE Project). Technical Paper 12. London: Department for Education / Institute of Education, University of London.
16. Tietze W., Cryer D., Bairrão J., Palacios J., Wetzel G. Comparisons of observed process quality in early child care and education programs in five countries// Early Childhood Research Quarterly, Volume 11, Issue 4, December 1996, 447–475.
17. Zachopoulou E., Grammatikopoulos V., Gregoriadis A., Gamelas A., Leal T., Pessanha M., Barros S., Liukkonen J., Loizou E., Henriksen C., Sanders Olesen L., Ciolan L. Comparing aspects of the process quality in six europen early childhoog educational settings // 6th International Conference of Education, Research and Innovation. Conference abstracts. Seville. Spain/ 2013.
18. N. Whitehurst G. J. Lonigan C. J. Child Development and Emergent Literacy// Child Development, June 1998, Volume 69, Number 3, 848-872.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

шкалы ECERS, предметно-пространственная среда, кросс-культурное исследование, life-long-learning