Интервью в Индии были запланированы на первую половину марта 2005 года. По случайному стечению обстоятельств в это же самое время учащиеся 10-х и 12-х классов сдавали заключительные экзамены, и этот факт послужил стартовой точкой обсуждений новых возникающих потребностей детей. Хорошие результаты этих экзаменов являются ключом к будущему. Они предопределяют, какие предметы ученик может выбрать на оставшийся период обучения (естественные науки и математика являются желанным выбором, обеспечивающим поступление в лучшие вузы). Конкуренция при поступлении в университеты обостряется все сильнее. Уровень стрессов у абитуриентов растет, при этом амбициозные родители часто тревожатся больше, чем их дети, а школы делают все для того, чтобы по итогам экзаменов попасть в высшую лигу. Распространено мнение, что связанный с экзаменами стресс сильно повысился за последние пять лет и достиг уровня, который уже вызывает опасения.
К сожалению, события последнего времени подтверждают это. Шесть учеников уже совершили самоубийство, 300 других попытались это сделать, и многие тысячи испытывают сильный стресс и тревожность. Стресс усилился, когда начались экзамены. В Дели 17-летний мальчик покончил жизнь самоубийством еще до того, как стали известны результаты экзаменов. В предсмертной записке он написал: «...давление измучило меня, и я не мог больше его терпеть» (lndian Express, 2005). В Мумбаи у 16-летней девочки были тахикардия, трудности дыхания, головные боли и рвота, но при помощи психиатра она смогла сдавать экзамены. Другим ученикам в Мумбаи не так повезло. У ученика 10-гo класса начался сердечный приступ во время экзамена, и подросток скончался по пути в больницу, а 16-летний мальчик повесился, потому что посчитал, что не очень хорошо сдал экзамен (lndian Express, 2004). Родители становятся жертвами этого давления. В Дели 42-летняя женщина покончила с жизнью, потому что впала в депрессию из-за плохих результатов своей дочери на экзамене по математике. Это всего лишь верхушка айсберга. Такие публикации появились в средствах массовой информации в главных мегаполисах Индии, и данный сценарий повторяется по всей стране.
__________________
* Окончание. Начало в предыдущем номере. Из книги: Новое детство: как изменились условия и потребности жизни детей / Нико ван Уденховен, Рекха Вазир. – М.: Университетская книга, 2010. Публикуется с любезного разрешения авторов и Всемирного банка.
Полный текст читайте в журнале "СДО"
Ваша корзина пуста