ISSN 1997-9657
       

Новости

№3 2016 Новости
Полный текст

Способы и формы независимой оценки качества дошкольного образования

Более 70 педагогов, психологов и экспертов приняли участие в круглом столе «Способы и формы независимой оценки качества дошкольного образования», который состоялся
в Общественной палате РФ.

Эксперты заявили о чрезмерной нагрузке на педагогических работников, которая не фиксируется органами государственной власти регионов. Комиссия ОП РФ по развитию науки и образования соберет факты, доказывающие недостоверность официальной статистики.

«В Советском Союзе государство оценивало качество образования преимущественно с точки зрения формальных показателей. Мы видим, что этот подход устарел, потому что те детские сады, которые высоко оценивают граждане, не числятся в первых местах официальных рейтингов», – открыла круглый стол председатель Комиссии Любовь Духанина.

По ее мнению, родители, в отличие от государства, делают акцент на общую атмосферу заведения дошкольного образования, близость к дому и безопасность. «Все выше и выше оценивается аспект безопасности в связи с обостряющейся темой терроризма в мировом масштабе», – подчеркнула она.

Кроме того, Любовь Духанина отметила разрыв в требованиях дошкольных организаций и образовательных учреждений среднего общего образования.

«Некоторые школы не хотят брать детей, если те не умеют читать и считать до 100. Сложившаяся система дошкольного образования не готова к таким требования», – считает председатель профильной Комиссии ОП РФ.

Директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Татьяна Волосовец поставила перед экспертным сообществом задачи, решения которых нужно предложить профильным органам власти для создания системы оценки дошкольного образования.

По ее словам, во-первых, необходимо разработать примерную программу обучения, критерии и показатели оценки качества, а также общие адаптированные требования к образовательным организациям и обозначить нормативы финансирования. Во-вторых, следует сформулировать принципы создания ресурсных центров.

Заведующая кафедрой управления программами дошкольного образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Юдина объяснила, что построение независимой системы оценки качества образования предполагает ответы на следующие вопросы: кто оценивает, что оценивается, по каким критериям и кто является бенефициаром системы оценки. «Качество – это всегда результат открытого диалога», – подчеркнула она.

Любовь Духанина отметила, что труд педагогического работника в некоторых регионах приравнен к принудительному, что, безусловно, влияет на состояние дошкольного образования и атмосферу в учреждениях.

«Если посмотреть отчеты региональных органов власти, то создается впечатление, что проблем нет. Однако к нам поступают многочисленные обращения о чрезмерной нагрузке педагогических работников. Пока у нас нет фактологической базы, эту информацию будут расценивать как недостоверную. Мы будем работать над сбором фактов, и следующее обсуждение проведем по кадрам», – заключила Духанина.

Руководитель проекта «Социальный навигатор» Наталья Тюрина представила данные четвертого Всероссийского рейтинга детских садов. Также в ходе круглого стола обсуждались выявленные в материалах рейтинга проблемы развития дошкольного образования в РФ; проблемы оценки качества дошкольного образования при реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

По итогам дискуссии были выдвинуты рекомендации в части разработки критериев и показателей оценки качества образовательной деятельности в образовательных организациях дошкольного образования; создания государственной системы учета и статистики детей с ОВЗ и детей-инвалидов с целью прогнозирования потребностей в образовании, в том числе инклюзивном.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Томск: объявлен победитель конкурса «Воспитатель года – 2016»

Педагог-психолог Центра развития ребенка-детского сада №94 города Томска Лариса Белова стала победителем финала муниципального этапа всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2016».

Лауреатом конкурса (диплом третьей степени) стала воспитатель детского сада компенсирующего вида №1 Любовь Ледяева. Диплом второй степени достался воспитателю детского сада общеразвивающего вида №103 Елене Муриной. Лауреатом первой степени по решению жюри стала Ольга Комиссарова, воспитатель детского сада общеразвивающего вида №135. Победителем конкурса признана педагог-психолог Центра развития ребенка-детского сада №94 Лариса Белова. Три лауреата и победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2016» представят город на областном этапе конкурса.

Дипломы участников, сертификаты на получение денежной премии, цветы и подарки от учредителей и спонсоров получили также восемь участников конкурса, не дошедшие до финального этапа. Приз зрительских симпатий от родителей дошкольников и денежный сертификат получила финалистка «Воспитателя года» педагог детского сада общеразвивающего вида №73 Надежда Горлова.

Финалисты, среди которых четыре воспитателя муниципальных детских садов, один педагог-психолог и один инструктор по физической культуре, представили жюри навыки публичного выступления, посвященного развитию и технологиями дошкольного образования. Еще одним заданием стало участие в дискуссии «Современному ребенку – современный детский сад». В формате ток-шоу конкурсанты высказали свое мнение о современных тенденциях развития образования, о профессиональных качествах современного воспитателя, внедряемых в систему дошкольного образования федеральных стандартах, о работе с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями и создании единого пространства «семья – детский сад». Финалистов конкурса поздравила заместитель мэра Томска по социальным вопросам Татьяна Домнич.

«Сегодня в этом зале собрались люди удивительной профессии. Именно вам мы, родители, доверяем своих детей с самого малого возраста. К вам приходят детишки, которые еще ничего не умеют – ни самостоятельно кушать, ни одеваться. А от вас они уходят уже наученные всему-всему во взрослую школьную жизнь. От лица мэра Томска Ивана Кляйна хочу поблагодарить вас за воспитание наших самых маленьких томичей», – обратилась к победителям и призерам муниципального этапа конкурса заместитель городского главы.

Всего в муниципальном этапе конкурса «Воспитатель года – 2016» приняли участие 26 педагогов. В рамках заочного этапа экспертная комиссия оценила конкурсные материалы и персональные сайты участников. В результате отбора участие в «Воспитателе года» продолжили 14 педагогов из 13 муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

http://www.niatomsk.ru/more.php?UID=51510

Дорабатывается проект профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»

В Минобрнауки РФ сообщили о том, что дорабатывается проект профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог). В общественно-профессиональном обсуждении проекта приняли участие более 800 специалистов из 200 организаций.

Созданием проекта профессионального стандарта занимались специалисты дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шо­лохова и МПГУ, дополнительные предложения и замечания внесли эксперты Минтруда России.

«Необходимость создания профессионального стандарта “Педагог-дефектолог” обусловлена появлением новых форм получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также с необходимостью психолого-педагогического сопровождения таких детей, что ведет к расширению круга профессиональных задач», – уточняют в пресс-службе министерства.

Новый стандарт призван упорядочить профессиональные обязанности педагога-дефектолога с учетом их вариативности в работе с сенсорными, двигательными, речевыми, интеллектуальными, эмоциональными и другими недостатками в развитии.

Также на государственном уровне будут сформулированы функциональные обязанности и профессиональные характеристики педагогов, работающих с такими детьми, установлены различные нормативные требования и условия.

Проект профессионального стандарта был размещен для общественного обсуждения на сайте МПГУ. Также были организованы специальные форумы в сети Интернет, прошли конференции, круглые столы, семинары, а информация о ходе разработки профессионального стандарта постоянно размещалась в профильных профессиональных изданиях и средствах массовой информации. В общественно-профессиональном обсуждении проекта профессионального стандарта приняли участие более 800 специалистов из 200 организаций.

http://www.ug.ru/news/17710

Зачем ввели ужины в детских садах Москвы

Введение пятиразового питания в московских детских садах вызвало недовольство некоторых родителей: одни говорят, что детей перекармливают, другие – что дети, наоборот, недоедают. Попытаемся разобраться, как обстоят дела на самом деле и насколько актуально это инициированное московской мэрией и, как считают специалисты, очень своевременное и важное решение. Тем более, что социальным проектам столичный мэр Сергей Собянин придает особое значение.

Детское питание всегда было объектом пристального внимания специалистов и родителей. Беспечнее всех к этому вопросу подходят сами дети – они просто едят, когда им захочется. Родители возмущаются, но детское поведение вполне объяснимо.

Когда грудной ребенок проголодается, он заявляет об этом плачем. Он проявляет беспокойство, потому что в его желудке в ожидании свежей порции еды выделяется желудочный сок и запускаются секреторная и моторная функции, что доставляет дискомфорт.

Выработка желудочного сока спустя 2,5 часа после приема пищи – верный признак сформированного аппетита. Это значит, что человек растет здоровым.

Пищевые привычки – «правильные» чувства голода и сытости – формируются в возрасте от 1,5 до 7 лет. Именно в это время малыш учится распознавать важные сигналы, которые посылает ему организм. Поэтому так важно обращать внимание ребенка на его чувства и называть их: «наелся» или «проголодался».

Не менее важно, как считают специалисты, пропорционально формировать рацион: промежутки между приемами пищи не должны быть ни долгими, ни короткими – в среднем 2,5 часа, а порции – рассчитаны согласно времени суток. Если ребенок бодрствует с 7:00 до 13:00 и с 15:00 до 22:00, нетрудно посчитать, что в первый промежуток требуется три приема пищи, во второй – два с небольшим перекусом за 2,5 часа до сна. С частотой кормления должны уменьшаться порции. Так устроено дробное пятиразовое питание, которое способствует здоровому развитию.

«Регулярное поступление пищи в одни и те же часы определяет у детей работу органов пищеварения, достаточную выработку пищеварительных соков и ферментов и максимально обеспечивает энергетические затраты ребенка, – рассказывает Татьяна Брежнева, диетолог, член комиссии Департамента здравоохранения по питанию, член рабочей группы экспертного совета профильной комиссии Минздрава по диетологии. – Диетологи всегда советуют мамам, чьи дети отказываются от еды или теряют аппетит, кормить ребенка с постоянными интервалами, небольшими порциями пять раз в день. При сохранении этих параметров у ребенка будет возникать чувство голода, которое сопровождается усиленным выделением пищеварительных соков. Ребенок начинает проявлять интерес к еде. Это способствует становлению и формированию у ребенка аппетита».

По данным экспертов, уже в первые дни нововведений пятиразовое питание получали 48 тысяч воспитанников образовательных учреждений Москвы, почти четверть от общего количества. Если учесть, что реформа только стартовала, это хорошие показатели.

Пятиразовый рацион и уникальное меню разработала целая команда профессионалов: НП СРО «АПСПОЗ» при участии специалистов Института питания РАМН, Роспотребнадзора, педиатры-диетологи и педиатры-гастроэнтерологи Института педиатрии РФ. В его основе – разнообразные блюда, не повторяющиеся в течение 20 дней. Вот, например, дневной рацион для детей 3–7 лет. На завтрак они получают запеканку из творога со сгущенным молоком, пшеничный хлеб и какао на молоке. Чуть позже детям дают фрукты и воду. На обед – салат из свежего огурца с растительным маслом, овощной суп, отварные макароны, мясные тефтели с соусом, компот из свежих апельсинов, два кусочка хлеба: пшеничный и ржано-пшеничный. На полдник – творожный пудинг и фруктовый биойогурт, а для тех ребят, кто его не пьет, – чай. Ужин – отварное мясо птицы с рисом и овощами, компот из сухофруктов и пшеничный хлеб.

«Этот режим питания един для детских больниц, садов и школ, – рассказывает Татьяна Брежнева. – В разработанном меню идет правильное распределение продуктов в течение дня, соблюдаются рекомендуемые объемы блюд, общее количество пищи. Завтрак состоит из 25% всего суточного набора, второй завтрак – из 5–10%, обед – 35%, полдник – 10%, ужин – 20%. Когда нарушаются эти пропорции, аппетит у детей снижается. Сразу после сна основной обмен веществ снижен, процесс пищеварения замедлен, пища медленнее переваривается и всасывается. Неудивительно, что дети отказываются есть».

Если промежутки между приемами пищи превышают 3 часа, а порции то увеличиваются, то уменьшаются, пищевые привычки не вырабатываются. Ребенок перестает понимать, когда он сыт, а когда голоден.

Старая схема четырехразового питания с «уплотненными полдниками» предлагает ребенку после сна съесть почти 30% суточной нормы – едва ли не целую обеденную порцию. Если «уплотненный полдник» и будет съеден, то это принесет только вред.

И не только потому, что это больше, чем нужно организму, – проблема гораздо масштабнее, чем может показаться. Многие мамы требуют вернуть плотный полдник, даже не разобравшись, какие последствия он может иметь.

Предположим, 4-летний воспитанник дет­ского сада Витя регулярно ест «уплотненный полдник» после сна, то есть около 16:00. Родители забирают Витю в 18 часов, и около 19:00, а то и позже, он уже ест домашний ужин.

После «уплотненного полдника» проходит несколько часов. Родители часто увеличивают обычную порцию ужина, дают ему сладости. В результате к 7 годам Витины пищевые привычки будут нестабильны.

Привычка есть «уплотненный полдник» вредно скажется и на школьном будущем Вити. Каждый раз через 2,5 часа после обеда его организм будет требовать привычной порции «уплотненного полдника». Если в садике Витя после этого бегал на прогулке, то школьником он сидит за уроками. Активный образ жизни снижен, и пресловутый полдник выходит боком. Здесь риск и нарушения метаболизма, и формирования ожирения, сахарного диабета, гипертонической болезни.

«Москва начала возвращать схему пятиразового питания, действовавшую в советское время, – комментирует Виктор Панин, руководитель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг. – После развала Союза в столице стала применяться схема четырехразового питания, включающая так называемый усиленный полдник. Дети оставались без ужина, хотя он должен быть обязательно. Многие родители в Москве работают допоздна, и пока они заберут ребенка и доберутся до дома, проходит много времени. Дети зачастую оказываются голодными. К тому же большой промежуток между приемами пищи неблагоприятно сказывается на здоровье ребенка. По тем же СанПиНам временной интервал между приемами пищи должен быть около 2,5 часа.

Наша организация давно и профессионально следит за вопросами питания. Мы имеем в штате и привлекаем для консультаций экспертов: диетологов, специалистов институтов здравоохранения. Многое в детских садах нам не нравится, но схема пятиразового питания оптимальна, потому что она помогает во многом разгрузить родителей и дать детям более полноценное сбалансированное питание. У нас есть такой термин – “съедаемость”. Так вот такое питание дает 85% съедаемости – это очень высокий показатель».

Родителям непросто контролировать соблюдение режима питания. У бабушки можно выпросить лишнюю конфету или добиться отмены супа на обед. В коллективе дети ведут себя совсем по-другому. С воспитательницей такое вряд ли проходит.

Но дело не только в этом. По данным СМИ, в настоящее время детские сады Москвы посещают 426 тысяч детей. Большинство садов работают с 7:00, и до закрытия в 19 часов остается большинство воспитанников. Поэтому введение ужинов для детишек, в первую очередь, направлено на среднестатистические московские семьи с работающими родителями.

Многие родители приходят к выводу, что в сложившейся экономической ситуации лучше доверить питание своего ребенка детскому саду. Рабочий день теперь точно не может стать короче, зато затянуться – наверняка.

Количество неработающих мам в Москве стремительно сокращается. Тем временем количество работающих москвичей за 2015 год выросло более чем на 60 тысяч человек. Из-за нестабильного экономического положения работу берут на дом или устраиваются на вторую, чтобы погасить ипотеку и кредиты. Некоторые коммерческие организации возвращаются к зар­платам в конвертах, что означает сокращение оплаты больничного листа, и родители не всегда могут позволить себе посидеть с заболевшим ребенком.

Во время дефолта в 1998–1999 годах власти Москвы приняли решение о необходимости поддержки семей, имеющих детей, и компенсации затрат на питание детей в детских садах. В те годы, как и сегодня, детские сады были настоящим спасением для работающих родителей. За детьми не только присматривали в течение дня, развивали их, но и кормили их сбалансированной пищей. В 2013 году, когда в стране наметился экономический подъем, благосостояние людей росло, появились семьи, в которых один из супругов мог позволить себе не работать или воспользоваться услугами нянь. Родители стали забирать детей из дет­садов раньше. По многочисленным просьбам родителей власти Москвы сделали полдник более насыщенным.

Сегодня стоимость пятиразового питания в дошкольных учреждениях Москвы составляет для детей 1,5–3 лет 210,8 рубля, для детей 3–7 лет 253,6 рубля.

Поставщикам питания оплачивают только то количество ужинов, сколько их было заказано родителями. Все расходы на питание детей в детсадах взял на себя бюджет города.

Кстати, Москва – один из немногих субъектов России, где стоимость питания в детсадах компенсируется полностью, родители за него не платят. И причину недовольства некоторых из них понять трудно. Основная масса детей остается в садах допоздна, значит, полноценное сбалансированное пятиразовое питание им просто необходимо. Оно залог здоровья подрастающего поколения.

http://rg.ru/2016/02/28/zachem-vveli-uzhiny-v-detskih-sadah-moskvy.html

ЮНЕСКО: электронный Атлас по вопросам гендерного неравенства в сфере образования

ЮНЕСКО выпустила новый электронный Атлас по вопросам гендерного неравенства в сфере образования. В организации предупреждают: если в ближайшее время не принять срочных и решительных мер, то почти 16 миллионов девочек, которым сейчас от 6 до 11 лет, никогда не научатся читать и писать. Их будет в два раза больше, чем неграмотных мальчиков, сообщает Центр новостей ООН.

«Мы никогда не достигнем ни одной из Целей устойчивого развития, если не ликвидируем дискриминацию и нищету, которые тормозят продвижение прав девочек и женщин из поколения в поколение», – заявила генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова.

Накануне Международного женского дня ЮНЕСКО выпустила новую электронную версию Атласа по вопросам гендерного неравенства в области образования. Он наглядно демонстрирует, что многие девочки по-прежнему лишены возможности учиться. 

В электронной версии Атласа, содержащей около 100 интерактивных карт и таблиц, показан гендерный разрыв в системе начального, среднего и высшего образования и описана ситуация с образованием девочек во всех странах мира.

Показатели гендерного неравенства являются наиболее высокими в арабских государ­ствах, странах Африки к югу от Сахары, а также в Южной и Западной Азии.

Так, в странах Африки к югу от Сахары 9,5 миллионов девочек никогда не переступят порог школы по сравнению с 5 миллионами мальчиков. В общей сложности по всему региону школу не посещают более 30 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет.

Гендерный разрыв еще шире в Южной и Западной Азии, где 80 процентов девочек, не посещающих школу, останутся за пределами системы формального образования по сравнению с 16 процентами не посещающих школу мальчиков. В таком положении оказались около 4 миллионов девочек. 

«Девочки составляют большинство детей, не получающих школьного образования в арабских государствах», – говорится в Центре новостей ООН. UNESCO eAtlas of Gender Inequality in Education опубликован на официальном портале ЮНЕСКО.

http://www.ug.ru/news/17742

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.