ISSN 1997-9657
       

Новости

№6 2015 Новости
Полный текст

Разработаны методические материалы для реализации федерального плана введения ФГОС дошкольного образования

Во исполнение пунктов 1.8, 2.4, 4.3 Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного 31 декабря 2013 года первым заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк, Минобрнауки России разработаны следующие методические материалы:

• «Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по созданию условий эффективной поддержки негосударственного сектора дошкольного образования в субъектах Российской Федерации в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• «Методические рекомендации по организации и функционированию в субъектах Российской Федерации консультационного центра по взаимодействию дошкольных образовательных организаций различных форм и родительской общественности»;

• «Разъяснения в части оказания платных дополнительных образовательных услуг в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования».

На официальном сайте Всероссийской ассоциации профессиональных сетевых сообществ дошкольного образования (doshkol-edu.ru/idea/idea, раздел «Методические документы») размещены публикации педагогов России по вопросам создания психолого-педагогиче­ских условий для повышения качества дошкольного образования.

Вышеперечисленные документы доступны для ознакомления на сайте нашего журнала: http://sdo-journal.ru/documents.html

Фестиваль «Книги России» на Красной площади

В Москве, на Красной площади произошло поистине уникальное событие – здесь впервые состоялся книжный фестиваль «Книги России». Открыл мероприятие спикер Государственной Думы C.Е. Нарышкин. У стен Кремля от Лобного места до Исторического музея свою продукцию представили более 300 издательств со всей России. Посетители могли найти книги на любой вкус: и в инновационном электронном формате, и в традиционном – печатном.

Фестиваль посетил Президент России В.В. Путин. Особое внимание он уделил крымским издательствам, которые предложили вниманию посетителей выставки широкий ассортимент книг, среди которых «Крымский альманах». В.В. Путин пообщался с посетителями выставки, поинтересовался их впечатлениями.

Книги для детей всегда пользуются повышенным спросом. Важно с детства прививать любовь к книге, это понимают и издатели, и родители. Детская книжная площадка оказалась в центре внимания. Дети могли здесь познакомиться с книжными новинками, поиграть с литературными героями, порисовать. Взрослые в это время обсуждали серьезные проблемы – каким быть дошкольному образованию. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» организовало встречу с ректором Московской педагогической академии дошкольного образования, главным редактором журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика», доктором психологических наук, профессором Н.Е. Вераксой. Генеральный директор изда­тельства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» Э. М. Дорофеева обратила внимание присутствующих на то, что Николай Евгеньевич Веракса совместно с Тамарой Семеновной Комаровой возглавляют авторский коллектив примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», по которой работает более 70% дошкольных образовательных организаций России.

Э.М. Дорофеева попросила Н.Е. Вераксу рассказать о современном состоянии дошкольного образования как в России, так и за рубежом, что изменилось после принятия закона «Об образовании в РФ», согласно которому дошкольное образование впервые стало ступенью общего образования.

Многие родители озадачены: обязательно ли водить ребенка в детский сад? Если нет, то как в этом случае дать ему хорошее дошкольное образование, чтобы ребенка потом взяли в престижную школу. Николай Евгеньевич обратил внимание присутствующих, что водить ребенка в детский сад не обязательно, родители сами могут с ним заниматься. Дошкольное образование хоть и стало обязательным, но какое-либо тестирование, экзамены на этом уровне не предусмотрены, поэтому школы не имеют право устраивать любые проверки знаний детям, поступающим в первый класс.

По мнению Н.Е. Вераксы, оптимальный возраст, когда ребенка желательно отдавать в дет­ский сад, 3 года. Некоторые родители считают, что они понимают своего ребенка, любят и потому могут сами заниматься его воспитанием. Безусловно, внимательные, заботливые родители знают, чем нравится заниматься ребенку, что он любит кушать, с кем играть. Но для полноценного раскрытия детского потенциала этого недостаточно. И здесь без помощи профессионалов не обойтись, необходимо сотрудничество родителей и специалистов.

После принятия примерной основной программы дошкольного образования педагоги забеспокоились, могут ли они продолжать работать по другим авторским программам. Н.Е. Веракса подчеркнул, что вариативность в дошкольном образовании сохраняется, каждый детский сад пишет свою образовательную программу, при этом педагоги могут использовать различные авторские программы. Главное, чтобы эта программа соответствовала требованиям ФГОС дошкольного образования.

В завершении встречи Н.Е. Веракса и Э.М. Дорофеева ответили на вопросы посетителей фестиваля «Книги России».

Выступление профессора Н.Е. Вераксы на фестивале «Книги России» на Красной площади смотрите на канале журнала «СДО» на YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=R3hDmVIPshM

«А у нас в саду вот так!»

В Вильнюсе прошла методическая конференция руководителей и сотрудников республиканских дошкольных учреждений.

Тема конференции – «А у нас в саду вот так! А у вас?» задавала тон и приглашала к продуктивному диалогу.

Участники конференции собрались вместе, чтобы сообща обсудить злободневные вопросы дошкольного воспитания. Они активно делились с коллегами достигнутыми успехами в педагогической работе.

Инициатором и организатором данного мероприятия выступила ассоциация «Славянский венок».

Эта общественная организация, объединившая педагогов, методистов и руководителей дошкольных учреждений Литвы с русским языком воспитания, проводит активную работу по сохранению наследия славянской культуры и родного языка. 

Председатель ассоциации «Славянский венок» Татьяна Двилевич обратилась к собравшимся с просьбой позитивно перенимать профессиональный опыт своих коллег и совершенствоваться в педагогической деятельности, отметив, что главная цель таких традиционных встреч заключается в укреплении сотрудниче­ства и развитии творческого взаимодей­ствия между всеми дошкольными учреждениями Литвы и ближнего зарубежья.

Открытый диалог между членами ассоциации представил уникальную возможность всем участникам республиканской конференции повысить профессиональную квалификацию и создал дополнительные предпосылки для сохранения наследия славянской культуры и родного языка.

Конференция активизировала творческий потенциал педагогических коллективов и еще крепче сплотила участников дружественной встречи.

Кристина Шавырова. Фото автора и Александраса Юозапайтиса

http://www.obzor.lt/news/n16439.html

Крым может стать пилотным регионом России в сфере развития негосударственного дошкольного образования

Сегодня необходимо изменить отношение органов власти, прежде всего на муниципальном уровне, к вопросу поддержки государством учреждений частного дошкольного образования, – считает председатель парламентского Комитета по образованию, науке, молодежной политике и спорту Владимир Бобков. 

В Госсовете Республики Крым прошло заседание на тему «Планирование, организация и контроль работы негосударственных учреждений в сфере дошкольного образования». 

В мероприятии, помимо руководителей частных детских садов и центров развития Республики Крым, приняли участие специалисты в области поддержки негосударственного дошкольного образования Республики Северная Осетия – Алания и заместитель министра образования и науки РСО – Алания Темина Казахова.

По словам Владимира Бобкова, негосудар­ственные детские сады дают возможность детям не только получать особые образовательные услуги, но и значительно снижают нагрузку на муниципальную систему образования. 

Частники берут на себя не только строительство новых детских садов, и тем самым уменьшают очередность в государственные, но и внедряют новые формы и методы обучения, что становится стимулом для развития всей системы. 

Самый очевидный путь, по которому Крым может пойти уже сегодня – это заложить в республиканском бюджете средства на компенсацию негосударственным образовательным учреждениям затрат по заработной плате сотрудников. Вторым этапом должна стать уже компенсация затрат на содержание ребенка в том объеме, в котором она оказывается муниципальным детским садам. 

Наиболее эффективная форма поддержки это, безусловно, выделение частным детским садам или отдельным проектам грантов на развитие, – уверен парламентарий. 

Темина Казахова отметила, что Крым может стать пилотным регионом Российской Федерации в сфере развития негосударственного дошкольного образования, а по отдельным вопросам другие субъекты РФ уже сегодня могут перенимать опыт Крыма.

http://crimea.mk.ru/articles/2015/05/22/krym-mozhe

Челябинская область: правительство региона выполнило поручение президента в сфере дошкольного образования

На заседании правительства Челябинской области под председательством губернатора Бориса Дубровского министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов отчитался об исполнении поручения, данного президентом Российской Федерации по обращению жительницы Копейска. Речь идет об устройстве ребенка в детский сад по месту жительства. 

Челябинская область занимает лидирующие позиции в России по охвату детей дошкольным образованием. Этот показатель по итогам прошлого года составил 79,7%, что на 0,6% больше, чем в 2013 году. На фоне общероссийских показателей наша область выглядит положительно. Вместе с тем, остаются и проблемные территории, одна из них – Копейск, откуда и поступила жалоба в адрес президента. В этой территории, как и в ряде других муниципалитетов области, очередь среди детей дошкольного возраста сохраняется. Частично ее планируется «закрыть» за счет введения в строй в этом году нового детского сада. 

Ребенок, по поводу которого обратилась заявительница, в феврале 2015 года из-за нехватки мест в районе проживания семьи был зачислен во вторую младшую группу дошкольного отделения школы №21 г. Копейска. Однако данное учреждение находится в 20 минутах езды на общественном транспорте с пересадкой. В рамках нового комплектования вопрос о переводе ребенка в близлежащий к месту жительства детский сад решен. Ребенок сможет посещать детский сад №52 с 1 августа. 

До конца 2015 года в Челябинской области планируется открытие 17 новых объектов дошкольного образования. Например, в Увельском районе готовится к вводу в эксплуатацию новый детский сад на 190 мест. На сегодняшний день выполнено 86% строительно-монтажных работ. Основные работы завершены, заканчиваются работы по благоустройству территории. 1 сентября новый детский сад откроет свои двери почти для 200 малышей. 

В Магнитогорске завершается строительство пристроя к детскому саду на 75 мест. Ввод объекта в эксплуатацию планируется уже в июле. Основные строительные работы завершены, выполнены внутренняя отделка и благоустройство территории. Уже в июле учреждение сможет принять детей. Остается достроить наземный переход между пристроем и детским садом и утеплить часть фасада. Все коммуникационные системы находятся в рабочем состоянии. 

«Конечно, у нас есть территории, где проблем с нехваткой мест в детских садах вообще нет, но также остаются территории, где охват дошкольным образованием ниже среднеобластного показателя. Для решения этой проблемы в 2015 году планируется строительство детских садов, в первую очередь в территориях с низкой обеспеченностью местами и длительными сроками ожидания в очереди. Самые массовые стройки проходят в Челябинске и Магнитогорске, где пока ситуация остается достаточно острой. До 1 сентября планируется ввести в эксплуатацию дошкольные учреждения в Магнитогорске, Чебаркуле, Каслях и Увельском районе», – отметил министр образования и науки Александр Кузнецов.

http://www.minobr74.ru/ru/ofitsialnaya-informatsiy

Якутия: «Воспитатель года – 2015»

Якутия – единственная республика в Рос­сии, объявившая 2015 год Годом дошкольного образования. 

Более 700 дошкольных образовательных организаций посещают 53 тысячи детей от 3 до 7 лет. Возросла инновационная активность педагогов по актуальным направлениям развития дошкольного образования, разработаны вариативные образовательные программы в соответствии с запросами родителей, созданы группы кратковременного пребывания, семейные, воскресные группы, лекотеки, группы адаптации. Новые детские сады оснащены мультимедийными интерактивными оборудованиями. Заметно возросла активность родителей, ставших участниками образовательной деятельности.

Нынешний конкурс «Воспитатель года» впишется золотыми буквами в историю развития образования республики, так как он проводится в год 95-летия системы дошкольного образования в республике.

«Воспитатель года – 2015» – праздник профессионального мастерства, новых идей и интересных открытий.

С приветственными словами на открытии конкурса выступили министр образования республики Феодосия Габышева, заместитель председателя Госсобрания Ил Тумэн Ольга Балабкина и директор республиканского Института развития образования и повышения квалификации Галина Алексеева.

Они подчеркнули значение и роль дет­ства, в частности дошкольного образования и воспитания, в становлении и развитии маленького гражданина, особое внимание государства и его поддержку дошкольному образованию, организации целенаправленного дополнительного образования, повышению заработной платы воспитателей. Феодосия Габышева отметила, что на сегодня всем работникам дошкольного образования гарантирована работа на многие годы – работать в детском саду стало престижно. Ольга Балабкина подчеркнула, что в настоящее время приняты колоссальные меры для поднятия престижа профессии воспитателя, но открытым и пока нерешенным остается вопрос поддержки вспомогательного персонала.

Галина Алексеева отметила, что конкурс является благоприятной средой для проявления профессиональной компетентности, творчества, уникального педагогического опыта, этому замечательному мероприятию предшествовал традиционно проводимый институтом в республике Форум педагогов-мужчин, работающих в детских садах. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Форум приобрел авторитет в педагогическом сообществе республики, что подтверждается участием мужчин-педагогов в профессиональном конкурсе «Воспитатель года».

– Ведь главное – не победа, а участие и искреннее желание открыть коллегам, единомышленникам то неповторимое видение большого и важного дела, которым мы занимаемся, и осознание собственной индивидуальности, – отметила Галина Ивановна.

Н.Н. Алексеева, абсолютный победитель республиканского конкурса «Воспитатель года-2014», воспитатель Центра развития ребенка – детского сада «Земляничка» города Якутска, пожелала конкурсантам удачи, успеха и, несмотря ни на что, смело идти вперед.

Ни один конкурс не обходится без поддержки РК профсоюза работников образования, от имени которого выступила председатель Янина Щепанская. Она еще раз подчеркнула значимость профессии воспитателя, пожелала всем здоровья, счастья и благополучия.

Открыта новая страница летописи профессионального конкурса «Воспитатель года Республики Саха (Якутия)». Ведь воспитатель – это личность, наделенная колоссальным терпением, безмерным талантом и безграничной любовью к людям и детям в частности. Мудрость и доброта, снисходительность и понимание, энтузиазм и вдохновение – вот те черты, которые восхищают в людях этой профессии.

Нынешний конкурс откроет новые имена, идеи, неординарные решения, проводниками которых являются его участники.

http://ysia.ru/news/40037/ministr_obrazovaniya_yak

Приморский край: создано Региональное отделение «Воспитателей России»

В Приморском краевом институте развития образования состоялась учредительная конференция общероссийской общественной организации «Воспитатели России».

В работе конференции приняли участие более 50 представителей всех муниципальных образований края. Они единогласно избрали руководителя регионального отделения организации. Им стала заведующая кафедрой начального и дошкольного образования ПК ИРО Екатерина Казак.

Также собравшиеся обсудили вопросы развития системы дошкольного образования и повышения престижа профессии педагога дошкольного образования.

Организация «Воспитатели России» была создана в Москве в 2011 году при поддержке партии «Единая Россия» и Министерства образования и науки РФ. За годы ее существования было образовано более 60 региональных отделений организации, членами которых стали педагогические работники и руководители образовательных учреждений. Директор департамента образования и науки Приморского края Елена Григорьева отметила, что сегодня приоритетными в системе развития дошкольного образования края являются два аспекта – доступность и качество.

«Сегодня мы должны не только обеспечить население, имеющее детей дошкольного возраста, местами в детских садах, но и дать детям качественное дошкольное образование», – подчеркнула Елена Григорьева.

http://primamedia.ru/news/society/17.06.2015/44438

Тульская область: более тысячи дошкольных учреждений заиграют новыми красками

Во исполнение правил предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденных постановлением Правительства страны, утвержден комплекс мероприятий по модернизации системы дошкольного образования Тульской области на 2015 год.

Цель модернизации системы дошкольного образования Тульской области на 2015 год – обеспечить достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, а также увеличить доступность дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет.

Задачи:

1. Создание мест в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, в рамках реализации комплекса мероприятий, для обеспечения 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет; ликвидации очередности на зачисление детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные организации; увеличения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.

2. Обеспечение соответствия уровня средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций уровню средней заработной платы в сфере общего образования в Тульской области.

3. Доведение к 2016 году до 100% числа педагогических и руководящих работников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций, прошедших в течение последних 3 лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций.

В рамках программы будет выполнен капитальный и текущий ремонт, реконструкция 690 зданий образовательных организаций. До конца декабря 2015 года в Тульской области планируется построить 360 зданий дошкольных организаций.

http://newstula.ru/news/127204/v-tulskoj-oblasti-b

Подведены итоги деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

III Всероссийский съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собрал более 500 участников из 65 регионов Российской Федерации, включая руководителей и специалистов региональных органов опеки и попечительства, управления образованием, социальной защиты и здравоохранения, уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представителей профильных министерств и ведомств, Аппарата Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ.

Основной темой для обсуждения стала готовность субъектов страны к реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

Также в рамках Съезда обсуждались вопросы подготовки специалистов органов опеки и попечительства, развития законодательства в сфере профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот, а также защиты их прав и интересов. Особое внимание было уделено системе сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – их подготовке к самостоятельной жизни, профессиональному обучению и развитию института наставничества.

Заместитель Председателя Правительства Ольга Голодец сообщила, что за период с 2012 года, в течение которого действует новая законодательная база, число детей-сирот, нуждающихся в устройстве в семьи, сократилось со 119 тыс. до 81 тыс. и выразила уверенность в том, что «вся страна готова к переходу на новые формы работы с детьми-сиротами».

По словам заместителя Министра образования и науки РФ Вениамина Каганова, внимание к темам, связанным с работой с детьми, которые остались без попечения родителей и детьми-сиротами, остается столь же высоким, как год и два назад. За первые 4 месяца 2015 года численность детей, которые были устроены в семьи, включая предварительную опеку и возвраты в биологические семьи, составила 22 тыс. 416 детей.

Губернатор Самарской области Николай Меркушкин напомнил, что «именно в нашем регионе впервые в стране была создана новая форма семейного устройства – приемная семья». 

В области к началу 2015 года число детей, проживающих в детских домах его региона, сократилось на 18%, а в приемных семьях Самарской области воспитывается 196 детей с инвалидностью. Идет реструктуризация 6 старых детских домов, вместо которых создаются единые реабилитационные пространства для детей.

Минобрнауки усовершенствует систему электронных очередей в детские сады

«В целях информационного обеспечения приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования создаются федеральная, региональные и муниципальные информационные системы «Электронная очередь», – отмечается в законопроекте. Организация систем ляжет на федеральные органы власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления соответственно.

«Действующие механизмы оказания услуги по учету детей дошкольного возраста, включая прием и учет заявлений от родителей, а также порядок их информирования об изменении места в очереди на зачисление, не в полной мере обеспечивают достоверность, открытость и объективность информации», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Предлагаемые изменения в закон «Об образовании в РФ» помогут урегулировать проблему доступности детских садов, повысят ответственность органов и организаций, уполномоченных вносить сведения в указанную систему «Электронная очередь», обеспечат прозрачность механизма учета данных о детях, нуждающихся в местах в дошкольных образовательных учреждениях в текущем учебном году и последующие учебные годы.

«Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных расходов из средств федерального и бюджетов субъектов РФ», – подчеркивается в записке.

http://tass.ru/obschestvo/2153912

Типовые детские сады и школы снижают их стоимость

Типовые проекты снижают в 1,5–2 раза стоимость проектирования детских садов и школ, сообщает пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы со ссылкой на заместителя руководителя столичного Департамента градостроительной политики Сергея Дегтярева. Кроме того, уменьшаются сроки разработки проектов.

Замглавы Департамента сообщил, что сейчас в Москве по типовым проектам возводятся два детских сада на 280 мест. 

«На сегодняшний день разработаны три проекта детских садов разной вместимости, которые Министерство строительства и ЖКХ России включило в Реестр типовой проектной документации со статусом «типовой проект», – сказал Дегтярев. Он добавил, что в реестр вошли еще четыре проекта детских садов и один проект блока начальных классов. 

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень сообщил, что ведомство планирует разработать новые типовые проекты общеобразовательных учреждений.

По словам министра, Минстрой РФ займется проведением разработки, экспертизы и утверждения проекта свода правил и нормативных документов. Они позволят закрепить требования к строительству общеобразовательных объектов нового поколения на законодательном уровне. Мень уточнил, что данная работа потребует взаимодействия с Министерством чрезвычайных ситуаций и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

http://www.edu.ru/news/education/tipovye-detskie-sady-i-shkoly-snizhayut/

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.