ISSN 1997-9657
       

Новости

№6 2016 Новости
Полный текст

Реформировать бюджетную сферу образования поможет единая и целенаправленная финансовая политика

Эксперты аналитического центра при Правительстве РФ представили доклад, из которого следует, что реформа российского образования, начатая в 2010 году, пока не принесла существенных результатов, а большинство регионов быстро разочаровались в новой предложенной системе.

Снижение давления на бюджет, повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, рост экономической инициативности и нормативно-подушевое финансирование – в целом тренды развития системы образования соответствуют международным, однако требуют доработки в условиях национальной среды.

За последние 5 лет в ходе реструктуризации значительных изменений не произошло: бюджетный тип учреждений по-прежнему занимает доминирующие позиции, а картина функционирования системы учреждений изменилась незначительно. Количество бюджетных образовательных учреждений сократилось на 26%, однако их доля по-прежнему превышает 50% и не дает существенно измениться общей картине работы системы. «Хотя переход в новый автономный тип учреждений дает большую свободу финансово-хозяйственной деятельности и управления, это пока не стало существенным стимулом для более активной оптимизации сети», – делают вывод эксперты Аналитического центра.

Большинство регионов старается сохранить основную часть учреждений в статусе бюджетных, быстро разочаровавшись в новой предложенной системе. Расширение самостоятельности организаций до внутреннего контроля за эффективностью расходов должно было сместить модель финансирования в сторону целевых субсидий и направить ее на поддержку новых инициативных типов учреждений. На практике же объем субсидий бюджетным учреждениям почти в 6 раз превысил субсидирование и расходы других форм, в том числе автономной, что, по мнению экспертов, стало очевидным свидетельством «экономической инерционности» образовательных организаций.

В то же время в рамках государственного задания необходимо было сформировать четкий список требований к образовательным услугам, чтобы за счет роста их качества развить муниципальные и государственный уровни. Однако и здесь регионы не смогли завершить процесс разработки из-за отсутствия необходимого пакета соответствующих документов на федеральном уровне.

Еще одним направлением повышения эффективности бюджетных расходов на образование должен был стать переход к нормативно-подушевому финансированию. Этот подход уже внедряется в России на протяжении ряда лет, однако и здесь не все рубежи взяты и существуют резервы для роста, уверены эксперты.

Ссылаясь на результаты опроса руководителей образовательных учреждений дошкольного, общего и среднего профессионального образования Псковской, Тверской, Воронежской, Свердловской, Новосибирской областей и Краснодарского края об итогах реализации Федерального закона в сфере образования (его провели специалисты РАНХиГСа), эксперты Аналитического центра отмечают достижение важного этапа реформы: в профессиональной среде сформировалось понимание связи между государственным заданием, образовательной услугой и нормативом финансирования этой услуги. Однако эти первые успехи могут быть нивелированы излишней бюрократизацией, подменой стратегических задач тактическими планами с «дробным» контролем, которые формируют обратный эффект: процесс реформирования бюджетной сети останавливается, к нему возникает недоверие со стороны как самих участников процесса, так и общественности.

Успешно реформировать бюджетную сферу образования поможет единая и целенаправленная финансовая политика, уверены эксперты.

http://ac.gov.ru/events/09439.html

Глава Свердловской области представил проект строительства образовательных центров, объединяющих детский сад и школу

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел встречу с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым в рамках выставки ИННОПРОМ-2016. Глава региона, в частности, рассказал премьеру о реализации в Екатеринбурге проекта создания образовательного комплекса, включающего в себя и школу, и детский сад.

«Это позволяет нам экономить на спортивном ядре, на пищевом, медицинском и административном блоках. Но самое главное, что ребенок поступает в детский сад и получает образование в одном педагогическом коллективе вплоть до окончания школы. В следующем году мы этот образовательный центр сдадим», – отметил Евгений Куйвашев, рассказывая о проекте.

«Интересная практика, действительно, когда единый педагогический коллектив и когда объединяется под одной крышей детский сад и школа. Но это касается только новых и достаточно крупных школ, а наша задача – привести в порядок и небольшие, иногда даже малокомплектные школы. Нужно обращать внимание на все направления – и на модернизацию, и на ремонт, и на обеспечение всем необходимым наших образовательных учреждений. Просил бы вас лично контролировать этот процесс, ведь в конечном итоге от школы зависит будущее страны и региона», – подчеркнул премьер-министр.

Губернатор доложил премьеру о том, что в регионе была закрыта проблема дефицита мест в детских садах для детей от трех до семи лет. Согласно плану региональных властей, в 2016–2017 годах местами в дошкольных учреждений должно быть обеспечено до 80 процентов детей 1,5 – 3 лет.

По информации пресс-службы Правительства Свердловской области

Правительство ужесточило требования безопасности к конструкторам, кубикам и головоломкам

Из-за многочисленных жалоб родителей детей, пострадавших от проглоченных магнитов, Министерство промышленности и торговли внесло изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек». Они касаются мощности и размеров магнитов в детских игрушках. Также по новым правилам за отсутствие на упаковке предупреждения о наличии незакрепленных магнитов производителей будут штрафовать, а также приостанавливать их деятельность.

Однако детские врачи считают, что этих мер недостаточно и магнитные игрушки нужно запретить совсем. Проглатывание притягивающихся друг к другу элементов приводит к тяжелым последствиям и нередко – даже к смерти детей.

По новым правилам незакрепленный магнит в игрушке должен быть такого размера, чтобы исключить попадание в дыхательные пути и проглатывание. Также новый регламент указывает, что производители магнитных игрушек обязаны предупреждать покупателей надписью на упаковке: «Внимание! Содержит незакрепленные магниты и магнитные элементы. Пользоваться только под непосредственным наблюдением взрослых. Если магниты и магнитные элементы были проглочены, необходимо обратиться за медицинской помощью». Сейчас на большинстве упаковок с магнитными игрушками таких надписей нет, а далеко не все родители подозревают об их опасности.

Заместитель главного врача по хирургии Детской городской клинической больницы им. З.А. Башляевой Виктор Шеин рассказал, что это довольно распространенная травма среди детей.

– Магнитные игрушки смертельно опасны, и родители, и медицинское сообщество об этом неоднократно заявляли. Но в продаже таких игрушек становится только больше, – отметил Виктор Шеин.

По его словам, за 2015 год в больницу было доставлено семь детей в возрасте до 15 лет. В их желудках и кишечниках было обнаружено от трех до 20 магнитиков.

– Одиночные магниты не представляют серьезной опасности. Но если проглочено несколько магнитов, они могут притянуться друг к другу на разных уровнях кишечника. Давление этих магнитов очень сильное, происходит образование пролежня в кишечнике, после этого магниты перфорируют кишечник и развивается перитонит. Это может быть смертельно, – рассказал Виктор Шеин. Он отметил, что часто дети глотают маленькие магниты из головоломок и конструкторов и выпавшие магнитики из игрушек.

Проект вносимых в регламент изменений вступит в силу до 1 января 2018 года.

По словам президента Национальной ассоциации игрушечников России (НАИР) Антонины Цицулиной, производители должны будут перейти на сырье с меньшими показателями магнитного потока и напечатать упаковку с новой маркировкой. При неисполнении требований нового регламента игрушечник будет оштрафован, а продукцию снимут с производства до устранения нарушений.

Пресс-служба Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) подтвердила, что новые требования к магнитным игрушкам внесены в технический регламент в связи с неоднократными жалобами граждан. В нынешнем регламенте подобных требований нет, в то время как в Европейском стандарте они уже давно имеются.

– Проглатывание нескольких магнитных элементов – это очень опасно, они соединяются, и это может привести к разрыву кишечника и даже к смертельному исходу, – подтверждает слова Виктора Шеина Антонина Цицулина. – У нас было несколько неприятных случаев, когда пострадали маленькие дети. Соответствующие ведомства провели проверку, и итогом стало решение изменить технический регламент.

По ее словам, после того как стали известны случаи о пострадавших детях, некоторые производители обратили внимание на крепление магнитов и стали размещать информацию о возрастном ограничении. В целом, по мнению Цицулиной, ситуация с безопасностью магнитных игрушек в последнее время улучшилась.

При этом и производители, и продавцы магнитных игрушек не видят причин для их запрета.

Менеджер компании «Неокуб» рассказал «Известиям», что головоломки, состоящие из маленьких магнитных деталей, пользуются большим спросом, на упаковке указано, что это игрушка для детей от 10 лет, поэтому никакой опасности она не представляет.

– Магнетизм успешно используется в образовательных и развивающих игрушках, детям нравится, зачем его запрещать? Надо просто обезопасить их использование, – полагает Антонина Цицулина. По ее мнению, дети страдают от проглоченных магнитов из-за недосмотра родителей.

В то же время хирург Виктор Шеин подчеркнул, что в европейских странах и в США в случае, если ребенок пострадал от игрушки, ее снимают с производства и изымают из продажи. Так, например, поступил крупнейший американский производитель детских игрушек Mattel в 2008 году.

– У Mattel миллиардные тиражи, и все они застрахованы. Если говорить о российском производителе, то, попав в такую ситуацию, он технологически перестраивает производство, например, чтобы магниты были внутри игрушки, – пояснила Антонина Цицулина.

http://izvestia.ru/news/622299#ixzz4EmtUCPyL

В Омутнинске детский сад превратился в сказочную страну

Территория детского сада «Сказка» (г. Омутнинск, Кировская область) напоминает оранжерею. Такое сравнение дали родители воспитанников и проходящие мимо жители города. Дети считают ее сказочной страной.

В преддверии празднования Дня города администрация объявляла конкурс на лучшее оформление детской площадки и цветника. Участие принимали жители многоквартирных домов, ТОС, коллективы предприятий и организаций, в том числе и детских садов.

В детском саду «Сказка» озеленению и облагораживанию территории уделяют большое внимание. В начале марта заведующая Татьяна Евдокимовна Татьянкина объявила работникам о проведении конкурсов «Лучший цветник» и «Лучшая петунья». Персонал воспринял идеи «на ура».

Территория большинства учреждений почти полностью заасфальтирована. Кроме игровых площадок и оборудования ничего нет.

В этом детском саду делается уклон и на экологическое воспитание.

– Воспитатели прививают детям любовь к природе. В помещении нет живых уголков, поэтому единственным местом является территория детского сада, – говорит Татьяна Евдокимовна. – Персонал вместе с воспитанниками ухаживали за рассадой, а теперь любуются красотой цветущих клумб. Восхищаются и родители, и родственники, приехавшие из других городов.

После ремонта групп остался ненужный материал, который пригодился. Листы фанеры пошли на изготовление фигур сказочных героев, расположившихся на клумбах. Плафоны светильников заменили цветочные горшки. Использовали и автомобильные шины, и старый линолеум, и металлические арматуры. Рядом с цветниками расположились композиции.

Работники уточнили, что огромный вклад в благоустройство прилегающей территории вносят и сами родители. Отзывчивые папы и мамы помогают ремонтировать конструкции, красить, подают и воплощают в жизнь новые идеи.

http://omvesti.ru/2016/07/07/v-omutninske-detskij-sad-prevratilsya-v-skazochnuyu-stranu/

В Ульяновской области появится сельскохозяйственный детский сад

Готовить к сельхозработам будут воспитанников детского сада «Солнышко» в Павловском районе Уль­яновской области. С осени этого года у ребят начнут формировать позитивное отношение к труду работников сельскохозяйственного комплекса. Дошкольное учреждение планируют перепрофилировать в предстоящем учебном году.

Уже несколько детских садов в Уль­яновской области имеют профориентационную направленность. Так, сады №169 и №221 ориентированы на авиационную тему. Детский сад №46 в Димитровграде работает по ядерному направлению, №178 – по лингвистическому, а детсад «Василек» Чердаклинского района – по сельскохозяйственному профилю.

http://mosaica.ru/news/2016/07/21/v-ulyanovskoi-oblasti-poyavitsya-selskokhozyaistvennyi-detskii-sad

В Сочи прошло Всероссийское совещание по дошкольному образованию

28 и 29 июля представители субъектов Рос­сийской Фе­де­рации в образовательном центре «Сириус» в Сочи обсуждали введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В совещании приняли участие 130 представителей федеральных и региональных органов власти и специалистов региональных институтов повышения квалификации, которые курируют вопросы дошкольного образования.

В первый день мероприятия состоялось пленарное заседание, а также совещание координационной группы по вопросам организации введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Во второй день участники Всероссийского совещания в ходе круглых столов обсудили актуальные вопросы в сфере дошкольного образования и поделились опытом с коллегами из других регионов. Организатором мероприятия выступил департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ.

В об­ра­зо­ва­тель­ный цен­тр «Си­ри­ус» при­ез­жа­ют ода­рен­ные де­ти со всей стра­ны. Как развить в каж­дом ре­бен­ке за­ло­жен­ные в нем та­лан­ты, не пер­вый год об­сужда­ют пред­стави­те­ли дош­коль­но­го об­ра­зо­ва­ния. Од­на­ко в этом го­ду в сис­те­му дет­ских са­дов бу­дет внед­рен фе­де­раль­ный гос­стан­дарт. Обу­че­ние по не­му уже прош­ли 98%пе­да­го­гов. Од­но из но­вов­ве­де­ний – про­ек­тная де­ятель­ность у дош­ко­лят. Та­ким об­ра­зом, го­во­рят спе­ци­алис­ты, дет­ский сад «под­тя­нул­ся» к шко­ле. Но это не зна­чит, что ма­лы­шам те­перь при­дет­ся тя­же­лее. Хо­ро­шие вос­пи­та­те­ли, счи­та­ют в Ми­нобр­на­уки, и рань­ше пред­ла­га­ли де­тям что-ни­будь смас­те­рить или раз­ра­бо­тать. И оцен­ки ста­вить дош­ко­ля­там ник­то не со­би­ра­ет­ся.

Ири­на Та­ра­да­но­ва, зам.ди­рек­то­ра Де­пар­та­мен­та го­су­дарс­твен­ной по­ли­ти­ки в сфе­ре об­ще­го об­ра­зо­ва­ния Ми­ноб­рна­уки РФ: «Тре­бо­вать от де­тей кон­крет­ные за­кон­ченные ре­зуль­та­ты – мно­гие спе­ци­алис­ты счи­та­ют неп­ра­виль­ным. Этот воп­рос про­ра­ба­ты­ва­ем сей­час. Нам по­мо­га­ет Ро­соб­рнад­зор».

В Крас­но­дар­ском крае се­год­ня ра­бо­та­ет 1512 дош­коль­ных об­ра­зо­ва­тель­ных уч­режде­ний. Там вос­пи­ты­ва­ют­ся бо­лее 270 ты­сяч юных ку­бан­цев. Про­ек­ты по внед­ре­нию но­во­го ФГО­С стар­то­ва­ли в ре­ги­оне еще два го­да на­зад. Тог­да бы­ли оп­ре­де­ле­ны ба­зо­вые пи­лот­ные ор­га­ни­за­ции. Они ста­ли пер­вопро­ход­ца­ми, по­том по­де­ли­лись опы­том с ос­таль­ны­ми кол­ле­га­ми. Се­год­ня все вос­пи­та­те­ли в крае по­вы­си­ли ква­ли­фи­ка­цию.

Тать­яна Си­ню­ги­на, ми­нистр об­ра­зо­ва­ния, на­уки и мо­ло­деж­ной по­ли­ти­ки Крас­но­дар­ско­го края: «Внед­ре­ние стан­дартов ох­ва­ты­ва­ет все уч­режде­ния, да­же час­тные, ко­то­рые име­ют ли­цен­зию на обу­че­ние, а не толь­ко за­ни­ма­ют­ся прис­мотром и ухо­дом за деть­ми».

Кро­ме то­го, для пе­да­го­гов и ин­те­ре­су­ющих­ся ро­ди­те­лей от­крыт циф­ро­вой ин­форма­ци­он­но-ме­то­ди­чес­кий ре­сурс «Ме­диа Ви­ки», ко­то­рый пос­то­ян­но об­новля­ет­ся.

В Краснодарском крае сегодня в 1512 образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, воспитываются более 270 тысяч детей. В регионе с 2014 года ведется работа по внедрению ФГОС дошкольного образования. Так, в крае были определены 23 базовые и 72 пилотные образовательные организации, которые стали первопроходцами по внедрению стандарта. На сегодняшний день во всех дошкольных образовательных организациях края 100% сотрудников повысили квалификацию.

http://www.ug.ru/news/19090#.V5p1kCzOTfs.twitter

Калининградская область: в Черняховске открылся «Солнечный лучик»

В Черняховске открылся детский сад «Солнечный лучик», который смогут посещать 292 малыша. С таким долгожданным событием горожан поздравили заместитель министра образования Калининградской области Светлана Шишко и глава администрации Черняховского района Сергей Щепетильников.

«С 2011 года в нашей области было построено свыше 20 дошкольных учреждений. Площадки под их строительство были выбраны исходя из потребностей муниципальных образований. Отрадно, что демографическая ситуация в Черняховске улучшилась, поэтому детский сад здесь был очень нужен. Сегодня в области дошкольные учреждения посещают более 50 тысяч ребят, полностью решена проблема с обеспечением местами детей в возрасте от трех до семи лет. Сейчас перед нами стоит не менее важная задача – открытие ясельных групп», — отметила заместитель министра образования Калининградской области Светлана Шишко.

Мария Носович, мама трехлетнего ребенка, рассказала, что открытия все родители ждали с нетерпением: «Мы очень рады, что открылся детский садик, потому что район у нас большой, деток очень много. Для ребят здесь много пространства, игровых комнат и развивающих групп. Мой ребенок, например, очень заинтересовался конструированием, и я думаю, что педагоги помогут ему развить эти способности».

По сообщению пресс-службы правительства Калининградской области, на строительство и приобретение оборудования для детского сада в Черняховске было выделено 235 миллионов рублей, из них 177 — из федерального бюджета, 55 — из областного и более двух миллионов рублей — из муниципального.

Дошкольное учреждение соответствует современным требованиям и стандартам.

В трехэтажном здании оборудованы пищеблок и медицинский блок, бассейн, физкультурный и музыкальный залы, зимний сад, изостудия, театральная студия, компьютерный класс, игротека и другие помещения для всестороннего развития ребят, их обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Кроме того, на территории расположены спортивная площадка и 13 прогулочных участков с различными игровыми комплексами для каждой группы. Большое внимание уделено и вопросам безопасности дошколят – в здании установлена система видеонаблюдения.

http://erdetsad.ru/topic/v-chernyahovske-otkryilsya-solnechnyiy-luchik/

Чувашия: создано более миллиона мест в детских садах

Руководитель партпроекта «Детские сады – детям», заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Але­на Аршинова в ходе рабочей поездки в Чувашскую Республику встретилась с педагогами детских садов и школ Цивильского и Урмарского районов.

В ходе встречи обсуждались проблемы образования, а также основные достижения в рамках партийного проекта «Детские сады – детям» и дальнейшие направления его реализации.

Аршинова отметила, что за последние три года по инициативе Партии на строительство и реконструкцию детских садов из федерального бюджета выделено 130 миллиардов рублей. Ключевую роль в процессе повышения эффективности освоения федеральных субсидий сыграл проект «Детские сады – детям». В результате построено более полутора тысяч новых зданий детских садов, возвращено около 300 зданий, тысячи зданий реконструированы. Создано более 1,132 миллиона мест в детских садах. В частности, в рамках программы по строительству и реконструкции детских садов построен урмарский детский сад «Родничок» и детский сад «Солнечный город» в Цивильске.

В 2013 году, когда программа только стартовала, в очереди стояло более 500 тысяч детей от трех до семи лет, сейчас в очередях стоит около 40 тысяч детей, напомнила депутат. Проблема доступности дошкольного образования для детей старше трех лет остро стоит только в 5 регионах: республиках Дагестан, Ингушетия, Крым, Северная Осетия и Тыва.

«В рамках федерального проекта «Детские сады – детям» многое сделано для создания современных, комфортных и безопасных детских садов, для поддержки родителей и воспитателей, для совершенствования системы дошкольного образования в целом. Так, четко регламентирован механизм формирования родительской платы за присмотр и уход за детьми, – рассказала Аршинова. – Мы освободили плату за детский сад от НДС, с 1 сентября 2015 года в результате принятого по нашей инициативе закона регионы устанавливают максимальный порог родительской платы, который детские сады не имеют право превысить. Проводятся систематические мониторинги состояния дошкольного образования, предложены варианты решения актуальных проблем системы».

Реализация проекта продолжается, отметила она. «Мы сосредоточим внимание на решении проблемы доступности дошкольного образования для детей до 3 лет за счет развития сети консультационных центров, а также на развитии инклюзивного дошкольного образования. Особое внимание продолжим уделять контролю за ростом родительской платы за детские сады в регионах. Считаем, что необходимо ограничить ее рост уровнем инфляции», – подчеркнула парламентарий.

http://erdetsad.ru/topic/alyona-arshinova-vstretilas-s-pedagogami-chuvashii/

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.