ISSN 1997-9657
       

Новости

№06 2017 Новости
Полный текст

За время работы партпроекта «Детские сады – детям» реконструировано и построено более 5 тысяч садов

За время реализации проекта «Единой России» «Детские сады – детям» построено, реконструировано и оборудовано более пяти тысяч детских садов по всей стране, более миллиона детей получили доступ к дошкольному образованию в соответствии с «майским указом» Президента РФ Владимира Путина. Об этом заявила координатор партпроекта, заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке Лариса Тутова.

«Более 5 тысяч детских садов построено, реконструировано, дооборудовано. Благодаря этому более одного миллиона детей получили доступ к качественному дошкольному образованию. За время работы федерального партийного проекта «Детские сады – детям» проведено более 7 тысяч мероприятий, в том числе мониторинги заработных плат работников дошкольного образования, качества питания в дошкольных образовательных организациях, развития инклюзивного образования в детских садах и другие. Многое делается для развития инфраструктуры дошкольных учреждений, качественного наполнения сути проекта. Проводятся конференции, форумы, конкурсы профессионального мастерства, детские конкурсы, мероприятия по повышению привлекательности сферы дошкольного образования», – рассказала Тутова.

Также она отметила, что перед партпроектом поставлены новые задачи, в частности, решение проблемы обеспеченности яслями детей до 3-х лет. «Эти задачи, наряду с вопросами развития семейных дошкольных групп, дошкольных групп в вузах и на предприятиях, негосударственного сектора дошкольного образования и предстоит решать федеральному партийному проекту «Детские сады – детям», – сказала Тутова.

http://erdetsad.ru/topic/tutova-za-7-let-rabotyi-partproekta-detskie-sadyi-detyam-rekonstruirovano-i-postroeno-bolee-5-tyisyach-sadov/

В ведущих вузах предложили создавать дошкольные группы для детей студентов

Депутат Государственной Думы, федеральный координатор партпроекта «Единой России» «Детские сады – детям» Лариса Тутова предложила создать в ведущих высших учебных заведениях дошкольные группы для детей студентов вузов. С таким предложением парламентарий выступила в ходе визита в детские сады Аксайского, Песчанокопского районов Ростовской области и Ростова-на-Дону, приуроченного к 7-летию проекта «Детские сады – детям».

«В России сейчас порядка 35 вузов готовы принимать детей своих студентов. Необходимо, чтобы такая практика появилась во всех ведущих высших учебных заведениях, что в дальнейшем послужит примером для малых вузов. Для появления дошкольных групп необходимо только лишь решение ректора», – заявила Тутова.

Парламентарий также рассказала, что ФЗ «Об образовании в РФ» позволяет создавать такие группы при вузах, и министерство образования и науки РФ уже направило в регионы методические рекомендации с разъяснениями.

На данный момент в Ростовской области очередность в дошкольные образовательные учреждения детей в возрасте от 3 до 7 лет полностью ликвидирована. Добиться таких результатов стало возможным за счет увеличения количества учреждений, реализующих программу дошкольного образования. Сейчас в регионе активно решается вопрос с местами в ясельных группах. Создана «дорожная карта» по обеспечению доступности дошкольного образования, согласно которой до конца 2017 года планируется ввести 2,9 тыс. дополнительных мест.

http://erdetsad.ru/topic/tutova-predlozhila-sozdat-v-vedushhih-vuzah-doshkolnyie-gruppyi-dlya-detey-studentov/

О доступности дошкольного образования

Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгина приняла участие в заседании социальной платформы партии «Единая Россия».

В своем выступлении заместитель министра сообщила, что на 1 июня 2017 года в России доступность дошкольного образования для детей до трех лет составляет 83,15%, в то время как на 1 января 2017 года она составляла 76,59%.

По ее словам, в ряде регионов она менее 50%, в их числе Бурятия, Татарстан, Крым, Новосибирская область и др.

Т.Ю. Синюгина также отметила, что для детей от трех до семи лет доступность дошкольного образования на 1 июня составила 98,90%. 1 января она составляла 98,94%.

Заместитель министра напомнила о федеральной системе электронной очереди в дет­ские сады, которая работает в России с 2014 года и дает возможность в оперативном режиме наблюдать постановку ребенка на учет и продвижение очереди в дошкольное учреждение.

– На сегодняшний день эта федеральная система электронного учета позволяет нам говорить о том, что желание попасть в ясельную группу есть у 146,898 тысяч человек, – сказала Т.Ю. Синюгина, добавив, что это дети возрастом от двух месяцев до трех лет.

По ее словам, в настоящее время в России работают 13,6 тыс. групп кратковременного пребывания для детей до трех лет.

Т.Ю. Синюгина сообщила, что министерство образования и науки России считает перспективным вопрос разработки Концепции образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Она добавила, что разработка и последующее внедрение концепции активно обсуждается в министерстве.

– Мы достаточно активно с коллегами обсуждаем возможность и необходимость разработки и последующее внедрение концепции развития, образования и работы с детьми дошкольного и раннего дошкольного возраста, – информировала Т.Ю. Синюгина.

http://минобрнауки.рф/новости/10267

Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики

В июне в Москве состоялась IV Между­на­родная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики». Это крупнейшая международная конференция, посвященная проблемам инклюзивной политики, практики и культуры, целью которой стало обсуждение ключевых вопросов в обеспечении и развитии преемственности инклюзивного образования, консолидация усилий профессионального и родительского сообщества, общественных организаций и органов государственной власти по вопросам развития инклюзивного процесса на всех уровнях образования.

IV Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики» явилась продолжением серии международных научно-практических конференций, которые проводились в МГППУ с 2011 г.

Все конференции МГППУ стали проектно-экспертными площадками по обсуждению процесса развития инклюзивного образования в Российской Федерации. Традиционно формат конференции объединяет ученых, научных сотрудников и преподавателей вузов, методистов, руководителей образовательных учреждений и педагогов, реализующих инклюзивное образование; специалистов психолого-педагогического сопровождения, студентов, аспирантов и магистрантов; родителей детей с ограниченными возможностями здоровья; представителей общественных организаций, решающих проблемы образования, социокультурной реабилитации и психолого-педагогического сопровождения и поддерж­ки детей с ОВЗ.

IV Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики» собрала 570 участников из 55 регионов Российской Федерации и 16 зарубежных экспертов из Германии, США, Великобритании, Швеции, Ка­зах­стана, Белоруссии, Украины.

С приветствиями на открытии конференции выступили: заместитель министра образования и науки РФ В.Ш. Каганов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумерова, де­путат Государственной Ду­мы Российской Федерации, первый заместитель пред­седателя Комитета Госу­дарственной Думы по образованию и науке О.Н. Смолин, директор Федерального института развития образования А.Г. Асмолов, вице-президент ОООИ «Всероссийское общество глухих» С.А. Иванов, уполномоченный по правам ребенка в Москве Е.А. Бунимович, советник по культуре посольства Швеции С. Ингварссон, директор Центра образования №109 Е.Ш. Ямбург, профессор инклюзивного образования Государственного университета в Килифи (Кения) Р. Зиглер, директор Городского психолого-педагогического центра Департамента образования г. Москвы Л.Е. Олтаржевская.

В рамках конференции состоялись два пленарных и шесть секционных заседаний, четыре публичных лекции, 12 мастер-классов, 10 педагогических экскурсий, тематический кинопоказ и обсуждение лучших фильмов Международного кинофестиваля «Кино без барьеров».

Участники конференции, отмечая важность ее проведения на регулярной основе, выражают уверенность, что рекомендации, выработанные по результатам работы конференции и изложенные в резолюции, будут содействовать развитию инклюзивного образования, способствовать укреплению международного сотрудничества, помогут обеспечить поэтапный выход российского образования на качественно новый уровень развития.

Оценка и развитие качества дошкольного образования в Москве: актуальные задачи и возможные решения

В Московском городском педагогическом университете состоялся круглый стол «Оценка и развитие качества дошкольного образования в городе Москве: актуальные задачи и возможные решения».

Мероприятие было организовано Лабо­раторией развития ребенка Института системных проектов МГПУ.

В работе круглого стола приняли участие Татьяна Васильева, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, Игорь Реморенко, ректор МГПУ, представители Всемирного банка – партнера МГПУ, педагогические коллективы московских школ №2070, №514, №627, №1241, №1474, преподаватели общеинститутской кафедры психологии образования ИППО МГПУ.

В ходе круглого стола были представлены ключевые сообщения по вопросам оценки и развития качества дошкольного образования.

Игорь Шиян, заместитель директора ИСП МГПУ, заведующий лабораторией развития ребенка, рассказал об основных аспектах теории Л.С. Выготского и современных вызовах дошкольного образования.

Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории, поделилась современными представлениями о качестве дошкольного образования и результатах исследования дошкольных групп московских школ с помощью методики ECERS.

Татьяна Морозова, старший научный сотрудник лаборатории, рассказала об опыте работы «дошкольных» команд московских школ по развитию качества дошкольного образования на основе результатов экспертизы образовательной среды.

Тигран Шмис, руководитель образовательных проектов Всемирного банка, рассказал о мировом опыте построения системы оценки и развития качества дошкольного образования и возможностях его использования в городе Москве.

Круглый стол завершился обсуждением, вопросами и предложениями участников, направленными на развитие качества дошкольного образования в городе Москве.

http://isp.mgpu.ru/article/proekty/kruglyy-stol-po-doshkolnomu-obrazovaniyu

В России могут появиться государственные няни

Президент России Владимир Путин во время «прямой линии» 15 июня заявил, что в России решен вопрос с местами в детских садах для детей от трех до семи лет. «На 98% дети обеспечены местами. Сейчас необходимо решить вопрос для молодых мам, которые не хотят выпасть из профессии. Им нужны ясли. Эти меры будут предложены», – сказал Путин.

Однако, по данным исследования Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, детские сады в России посещает только 64,6% детей. Около 320 тыс. детей не могут получить места в бесплатных дошкольных учреждениях. При этом, по данным уполномоченной по правам ребенка в РФ Анны Кузнецовой, 5 млн матерей воспитывают детей в одиночку, поэтому без детского сада им очень сложно заниматься карьерой или задумываться о том, чтобы завести второго ребенка.

Выбить место в дошкольном учреждении сложно по нескольким причинам. Во-первых, высокая плотность застройки затрудняет строительство новых детских садов. Во-вторых, ряд семей не имеют постоянной регистрации по месту проживания, а без нее ребенок не может быть устроен в ясли.

«В Москве 100 тыс. детей с временной регистрацией не могут попасть в сады вплоть до самой школы. Такие семьи категорически не хотят поддерживать московские суды, а на судебных заседаниях происходит настоящий цирк. Московские власти объясняют это нехваткой денег в бюджете. Однако, например, 1,5 млрд рублей на разгон облаков перед праздниками (с 2011 года) или 12 млрд на строительство парка «Зарядье» все же находятся», – поделился лидер движения «Российским детям – доступное дошкольное образование» (РДДДО) Кирилл Дружинин.

Если говорить об услугах частных детских садов, то главным стоп-фактором по-прежнему является их высокая стоимость. В месяц уходит около половины средней московской зарплаты, а материнское пособие после полуторалетнего возраста ребенка не способно покрыть такие расходы.

Ученые РАНХиГС уверены, что будущее за частным сектором: именно он должен решить проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях. Социологи отмечают, что платные детские сады должны быть по карману любому россиянину. Эксперты предлагают наладить государственно-частное партнерство по строительству помещений для частных детских садов, установить льготные ставки налога на имущество, а также обеспечить доступное кредитование негосударственных учреждений дошкольного образования.

На данный момент «частникам» все еще сложно получить лицензию и пройти все административные барьеры, даже несмотря на то, что в 2013 году приняли новые, щадящие СанПиНы, по которым можно организовывать детские группы на первых этажах жилых зданий или объединять групповую комнату, где занимаются дети, со спальней.

По данным на 2015 год, из 50 тыс. российских организаций дошкольного образования только 973 являются частными. Сегодня доля воспитанников в частных детских садах составляет 1,4% среди всех россиян младше семи лет. Минэкономразвития предсказывает рост к 2018 году до 1,9%. С таким «прогрессом» россиянам по-прежнему придется оставлять детей на домашнем образовании или тратить деньги на услуги няни.

Помочь няням выйти из теневого сектора экономики хочет уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова. Она в начале июня предложила создать в России институт сертифицированных государственных нянь, которые станут социальными работниками и будут обладать специальными знаниями. Их услуги будут оплачиваться государством: многодетным мамам не придется создавать новую статью расходов в своем бюджете.

Омбудсмен заявила, что такие помощницы облегчат уход за детьми и позволят женщинам после 30 лет задуматься о рождении еще одного ребенка. Предполагается, что государственными нянями станут сотрудники учреждений соцзащиты. Запустить пилотный проект государственных нянь Кузнецова планирует в Башкирии. Уполномоченный по правам ребенка в РФ уверена, что проект создаст новые рабочие места в дальних регионах, где детские сады вряд ли когда-либо откроют. Поддержали подобный институт в Тыве, занимающей первое место в России по уровню рождаемости.

«Это решило бы проблемы многих родителей. Институт госнянь легко распространить не только на крупные населенные пункты, но и на глубинку, где высок уровень безработицы, и люди с удовольствием будут проходить сертификацию», – считает уполномоченный по правам человека и ребенка Республики Тыва Ольга Россова.

Однако некоторые эксперты считают идею института нянь утопичной. Они уверены, что его создание лишь породит новые проблемы. «Не вижу смысла в подобном учреждении. Госпоже Кузнецовой придется создать отдельный аппарат для регуляции такого института, а это серьезная нагрузка на бюджет. Деньги лучше вкладывать в строительство новых детских садов», – рассказал председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин.

«Няни – не выход, потому что они не смогут социализировать ребенка и дать ему необходимое образование. Помощницы всегда были мерой временной и вынужденной.

Кроме того, у нас по Конституции дошкольное обучение должно быть общедоступным. Нужно просто исполнять закон, выделяя для этого необходимые средства», – уверен руководитель РДДДО Кирилл Дружинин.

Против проекта омбудсмена выступил и руководитель пензенского фонда «Гражданский союз» Олег Шарипков. Он уверен, что рынок нянь является высокодоходным бизнесом, а социальные услуги не будут работать там, где люди сами готовы платить деньги. «Вот уже несколько лет наш фонд раздает мини-гранты на различные социальные проекты, но ни одной подобной заявки не было. Это значит, что социальной проблемы обеспечить малоимущих или одиноких матерей услугами няни нет. Скорее всего, рынок сам отрегулировал эту ситуацию», – считает Олег Шарипков.

Пока в России власти хотят создать институт нянь, в Европе рынок бебиситтеров практически отсутствует. В Швеции, например, 83% детей в возрасте от года до шести лет посещают детские сады. Место в дошкольном учреждении гарантировано ребенку с рождения. Так как детские сады в Швеции платные, родители получают пособие на своего ребенка в размере $120 в месяц (7,2 тыс. рублей). Эти выплаты полностью покрывают расходы на дошкольные учреждения.

Шведские детские сады управляются муниципалитетами. Работают они полный день – с 6.30 до 18.30. Если у родителей ночная смена или они работают в выходные дни, местный совет может сделать исключение и распорядиться, чтобы сад работал ночью и в выходные.

В США так же, как и в Швеции, детские сады являются платными. Так как в Америке нет понятия декретного отпуска, малыш зачастую отправляется в сад с шести недель.

В стране есть семейные детские сады (их посещают пять-шесть детей) и традиционные, где в одну группу могут входить около 25 человек. Семейные детсады можно открыть даже в частном доме: вопрос лишь в получении лицензии. Из плюсов: индивидуальный подход, семейная атмосфера и малое количество детей. Некоторые семейные сады рассчитаны на определенную диаспору (например, русские, немецкие, французские садики).

Большие детские сады строятся по специальным проектам: их посещают намного больше детей. Ребенок попадает туда с пеленок, так как в США матери надо выйти на работу спустя полтора месяца после родов. К слову, памперсы, детские смеси, одеяла и другие необходимые предметы родители приносят самостоятельно. Семьям с низким уровнем дохода (ниже $19 790 в год на троих) государство дает возможность устроить ребенка в бесплатный детский сад по программе Head start, которая работает даже в небольших городах. Однако свою очередь можно ждать месяцами. Отметим, что средняя стоимость частного дошкольного учреждения в США составляет около $1 тыс. в месяц для малышей от шести месяцев до трех лет и $300–800 для детей от трех до пяти лет.

Яков Лысенко

https://www.gazeta.ru/social/2017/06/20/10730051.shtml

В России предлагают платить компенсацию родителям, чьих детей не взяли в детсад

Общественники предлагают компенсировать родителям затраты на услуги няни, если их ребенку не хватило места в детском саду. Об этом RT рассказал автор инициативы, президент организации «Коллективная защита» Марат Аманлиев. По его оценкам, ежемесячная выплата должна составлять минимум 20 тыс. рублей. В Совфеде назвали инициативу разумной, но не согласились с заявленным размером возмещения.

Межрегиональная правозащитная организация «Коллективная защита» выступила с предложением установить на федеральном уровне компенсацию для родителей, чьих детей не приняли в дошкольное учреждение из-за нехватки мест. Общественники также призывают ввести персональную ответственность региональных чиновников за непредоставление мест в детских садах. Об этом рассказал один из авторов инициативы, адвокат Марат Аманлиев.

«Отказ от приема в дошкольное учреждение из-за нехватки мест нарушает конституционные права ребенка. При этом в федеральном законе об образовании не говорится, что это как-то должно компенсироваться материально. Но за то, что не построены новые детсады и ясли, несут ответственность исполнительные власти. При этом заложниками ситуации становятся семьи», – пояснил свою позицию Аманлиев.

Согласно предложению, компенсация за непредоставление места в дошкольном учреждении должна выплачиваться на ребенка в возрасте от 1,5 лет и соответствовать средней рыночной цене на услуги няни в регионе – от 20 тыс. рублей ежемесячно.

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова заявила, что в инициативе, с которой выступают общественники, есть разумное зерно. Однако, по ее мнению, требовать от государства компенсации в полном объеме неправильно.

«Есть бюджет, и нужно здраво его оценивать. Мы изучали такую возможность, многие родители согласны платить за няню или частный детский сад, если часть стоимости будет компенсировать государство. Пусть сначала это будут 30%, со временем – 50%. Это было бы хорошим подспорьем для семей, особенно тех, которые готовы заниматься с детьми дома», – считает Гумерова.

Сенатор предположила, что самая удачная форма для такой компенсации – сертификат, аналогичный родовому.

Глава Всероссийского фонда образования Сергей Комков полагает, что полностью ликвидировать очереди в детские сады и ясли получится не раньше чем через 5–7 лет. Основная проблема, которая тормозит процесс, – недостаток финансирования. По этой же причине предложение ввести компенсацию не будет реализовано, утверждает эксперт.

«У нас не заложены в федеральном бюджете такие средства. Если примут такое решение на уровне государства, это значит, что все регионы – независимо от их экономической ситуации – будут обязаны выплачивать компенсации, но есть целый ряд дотационных регионов, которые существуют на дотации из центра. Значит, надо будет менять практически всю экономическую линию и менять, дополнять систему дотаций. На это никто не пойдет», – заключил Комков.

Несмотря на то, что на федеральном уровне вопрос предоставления компенсаций не решен, в некоторых регионах такие выплаты все-таки производятся. В этом списке – Архангельск, Яро­славль, Березники, Красноярский край, Киров, Липецк, Пермь, Самара, Томск, Смоленская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО.

Компенсация зависит от размера бюджета соответствующего субъекта РФ. Как правило, она составляет 3–5 тыс. рублей на одного ребенка. Такая сумма выплачивается ежемесячно в течение всего периода времени, пока отсутствует место в детском дошкольном учреждении.

https://russian.rt.com/russia/article/397751-obschestvenniki-kompensaciya-detskii-sad

Ученые рассказали, как развитие читательской грамотности детей связано с уровнем образования родителей

Эксперты Института образования НИУ ВШЭ проанализировали, как на протяжении первого десятилетия 2000-х годов в России изменялась среда обучения дошкольников чтению. Одна из тенденций: дети из семей, где матери не имеют высшего образования, по-прежнему отстают от сверстников в уровне читательской грамотности.

Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это мониторинговое исследование, позволяющее сравнить качество чтения и понимания текстов учащимися начальных школ в разных странах мира и помогающее выявить различия в национальных системах образования.

Ученые обращают внимание на то, что с 2001 по 2006 год Россия неожиданно поднялась в PIRLS c шестнадцатого на первое место, а в 2011 году заняла второе место, уступив Гонконгу, несмотря на то, что средний балл PIRLS российских школьников несколько увеличился.

«Такой резкий скачок результатов может быть связан с целым рядом факторов. В част­ности, одним из основных агентов, включенных в обучение детей чтению, является семья: развитие читательской грамотности детей связано с уровнем образования родителей», – поясняют в пресс-службе Института образования НИУ ВШЭ.

Одна из общих тенденций состоит в том, что дети из семей, где матери не имеют высшего образования, по-прежнему отстают от сверстников в уровне читательской грамотности. Эти семьи несколько иначе готовят ребенка к школе, и на протяжении обучения в начальной школе разница в грамотности не нивелируется.

Другой важной тенденцией стало снижение к 2011 году интереса родителей к чтению, несмотря на то, что Россию традиционно относят к «читающим» странам. После роста с 2001 по 2006 год доля матерей, любящих чтение, пошла на спад.

Третья тенденция заключается в том, что к 2006 году в семьях начали чаще заниматься с детьми чтением до школы. Повышение активности родителей сопровождалось ростом уровня читательской грамотности детей при поступлении в первый класс. Согласно оценкам матерей, в 2006 году увеличилась доля детей со средним и высоким уровнем грамотности. Но уже к 2011 году активность родителей упала, и детей с высоким уровнем ранней грамотности стало меньше во всех семьях, независимо от уровня образования матерей.

http://www.ug.ru/news/22026

Психологи не подтвердили пользу электронных обучающих игрушек

Одним из самых сильных предикторов для способности к чтению является количество общения у ребенка в течение первых трех лет жизни. Электронные игрушки просто недостаточно сложны, чтобы имитировать социальные взаимодействия. Ребенок нуждается в обратной связи и усилении слов эмоциями, смехом, движениями, а не только словами. Языковые центры мозга малыша реагируют лишь на реальное взаимодействие с человеком.

Но проблема с электронными игрушками состоит не только в том, что они не учат детей, как общаться. В рамках недавнего исследования американских ученых, опубликованного в JAMA Pediatrics, изучалось, как разные виды игрушек влияют на социальное взаимодействие ребенка, в частности рассматривался аспект «родитель – ребенок». Исследователи сравнили воздействие традиционных игрушек, настольных игр и электронных игрушек в плане их полезности для освоения языка. Как сообщается, результаты были поразительными.

Оказывается, родители взаимодействуют значительно меньше, меньше говорят и менее внимательны к детям, когда ребенок играет с электронными игрушками. Этому есть несколько причин, считают специалисты, хотя это не означает, что такие игрушки вовсе не нужны. Просто исследование является мощным напоминанием о том, что вместо того, чтобы покупать детям много «обучающих электронных игрушек», гораздо эффективней общаться с ребенком, например, на кухне, пока вы готовите еду. Об этом пишет Planet Today.

http://rdt-info.ru/2017062612441/psihologi-ne-podtverdili-polzu-razvivayuschih-igrushek.html

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.