ISSN 1997-9657
       

Новости

№10 2014 Новости
Полный текст

Дмитрий Медведев предложил модернизировать нормативную базу для частных детских садов

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что проблемы дошкольного образования сегодня актуальны для миллионов российских семей. Он подчеркнул, что уже были сделаны важные шаги по созданию современной сети дошкольных государственных учреждений, и на это были выделены значительные средства. Что касается негосударственных детских садов, то в этом направлении тоже намечаются важные изменения.

«Еще лет пять-шесть назад эти дошкольные учреждения, по сути, были под запретом – если не формальным, то фактическим, потому что нормативы, которые были приняты еще в советский период, воспрещали создание детских дошкольных учреждений на негосударственной основе, которые действовали бы по негосударственной схеме», – рассказал Дмитрий Медведев. Он напомнил, что в настоящее время система вариативных форм воспитания и обучения дошкольников меняется, и, в первую очередь, необходимо обратить внимание на нормативную базу.

Для того чтобы обсудить актуальные проблемы в сфере дошкольного образования, премьер-министр пригласил главу Минобрнауки Дмитрия Ливанова, заместителя председателя правительства Ольгу Голодец, глав регионов, а также представителей профильных социальных организаций.

Участники совещания рассмотрели проект «дорожной карты» по развитию негосударственного сектора в сфере социальных услуг. Этот проект готовили представители Минэкономразвития, экспертного совета при правительстве и НИУ «Высшая школа экономики».

В «дорожной карте» предусмотрен ряд мер, позволяющих совершенствовать налоговое регулирование и механизмы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Здесь прописаны возможности государственно-частного партнерства, формирование условий для обеспечения доступа негосударственных организаций к оказанию социальных услуг. Кроме того, предусмотрен ряд мер в сферах медицины, образования, культуры и соцобслуживания.

В 2013 году доля частных организаций среди дошкольных образовательных организаций составила менее 1,3%. В соответствии с Указом Президента РФ от 4 ноября 2014 года, в 2015 году доля частных дошкольных организаций должна составить не менее 3% в регионе.

http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=5&sid=32360

Губернатор Омской области: часть родительской платы за частные детские сады можно компенсировать

Губернатор Омской области Виктор Назаров выступил с докладом на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, посвященном перспективам развития частных дошкольных образовательных учреждений. Он отметил, что работа в данном направлении позволит вывести частные детские сады на новый уровень и добиться экономии бюджетных средств. Кроме того, эти учреждения могут обеспечить дополнительный вклад в экономику региона.

«За счет дополнительных услуг частных дет­ских садов мы улучшим конкуренцию между организациями, которые предоставляют эту услугу», – подчеркнул В. Назаров. – Если говорить об Омской области, создать одно место в муниципальном образовании стоит 820 тыс. руб. Если я беру частный детский сад, который арендует помещение, то затраты у частного детского сада будут в пределах 100 тыс. руб. Если сегодня в 20 частных детских садах 2600 детей уже есть, и умножить на эту цифру, я получаю серьезную экономию бюджета до 1,5 млрд руб.».

Омский губернатор подчеркнул, что в регионе уже ведется активная работа по совершенствованию работы частных детских садов. В числе прочих мер здесь сформирована и действует система господдержки в помощь социальным предпринимателям. С учетом федеральных субсидий региональный бюджет финансирует 12 видов поддержки. В 2014 году на эти цели направлено более
50 млн руб.

Опыт омских специалистов был отмечен на федеральном уровне и рекомендован к распространению в российских регионах. Глава Правительства РФ поручил В. Назарову провести анализ проблем в системе негосудар­ственного дошкольного образования в регионах, обобщить опыт и подготовить пакет предложений по развитию социально ориентированного бизнеса в этой сфере.

Омский губернатор озвучил ряд инициатив, направленных на развитие частных детских садов, стимулирование активности предпринимателей и устранение различных административных барьеров. Так, он предложил в программе Минэкономразвития закрепить квоту, которую субъекты должны направлять на частные детсады. По мнению губернатора, необходимо решить также вопрос о компенсации из бюджета родительской платы за услуги по присмотру и уходу за детьми в частных садах. Нужно, чтобы эти затраты осуществлялись не только из региональных бюджетов, но и с привлечением средств федерации.

При введении подобной компенсации, в том числе в виде «родительских сертификатов», значительно увеличится финансовый поток в этот сектор и вырастет конкуренция. Эту идею поддержал Д. Медведев. Он поручил сформировать решение и вынести на рассмотрение кабинета министров России.

http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=5&sid=32363

Олег Смолин: «Без развития частного сектора дошкольного образования нам не решить проблему дефицита мест в детсадах»

Депутат Госдумы Олег Смолин прокомментировал выступление губернатора Виктора Назарова о развитии системы частных детсадов в России:

«Совершенно очевидно, что исполнить указ президента России об обеспечении всех детей страны дошкольным образованием до 2016 года без использования негосударственного сектора невозможно. В федеральном бюджете на 2015 год на эти цели сначала было 0, после второго чтения – 10 млрд рублей. Может быть, эта сумма будет пополнена за счет развития негосударственного сектора в дошкольном образовании. Что касается введения родительских сертификатов, то это палка о двух концах. Она может применяться по-разному.

С одной стороны, хорошо, что у родителей появляется возможность выбора детского учреждения в зависимости от наполнения сертификата. С другой – это может привести к расширению платных начал государственного образования. Впрочем, оценить эту инициативу с родительскими сертификатами можно будет только тогда, когда она будет реализована. В целом мы считаем, что негосударственных детей не бывает. И где бы они ни воспитывались или обучались, государство должно помогать. Поэтому мы внесли законопроект о компенсации родителям платы за детский сад. Затраты родителей не должны превышать 20% от реальной стоимости, а для многодетных – 10%».

www.omskregion.info

В 2015 году будет введено более 350 тыс. мест в детских садах

Дмитрий Ливанов на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева озвучил итоги работы над введением новых мест в детских садах и прогнозы на 2015 год. Глава Минобрнауки рассказал о том, как продвигается программа обеспечения российских семей местами в детских садах. Он напомнил, что в 2012 году, когда программа только стартовала, очередь в дошкольные образовательные учреждения превышала 1,2 млн человек. По данным на 1 ноября она уменьшилась до 409 тыс. мест.

«В прошлом году было введено более 400 тыс. мест в детских садах, в этом году до конца года мы планируем ввести еще 350 тыс. мест. Примерно столько же в 2015 году», – сказал министр образования и науки РФ. Он отметил также, что в России намечается положительная демографическая динамика, и ежегодно количество детей дошкольного возраста (3–7 лет) увеличивается примерно на 100 тыс.

«Задача очень амбициозная, но все расчеты на сегодняшний день выполнены. Мы знаем, сколько детей будет ходить в детский сад и в конце года, и в следующем году, и все необходимые задачи перед регионами поставлены», – подчеркнул Д. Ливанов.

Он сообщил участникам брифинга, что Минобрнауки обеспечивает поддержку развития программы из федерального бюджета и дает методические рекомендации специалистам.

http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=5&sid=32361

Наталья Третьяк: «В отношении наших маленьких граждан никакие аттестационные проверки не допустимы»

Состоялось селекторное совещание с представителями региональных органов управления образованием по вопросу реализации проекта партии «Единая Россия» «Детские сады – детям», в котором приняла участие Первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк.

Одной из задач проекта является ликвидация очередей в образовательные организации дошкольного образования. О ходе реализации этой задачи рассказала замглавы Минобрнауки России. В своем выступлении Наталья Третьяк озвучила предоставленные регионами результаты анализа показателей введения дополнительных мест в детских садах.

«В настоящий момент реализовано более 23% от плановых значений, до конца года предполагается ввести около 173 тыс. дополнительных мест, что составляет 95% от запланированных размеров», – проинформировала Наталья Третьяк.

Благодаря реализации проекта и активной работе Минобрнауки России на сегодняшний день удалось добиться резкого снижения очередности, модернизировать старые и построить большое количество новых, удобных, современных детских садов. Так, более чем в 20 регионах России удалось полностью ликвидировать очереди в дошкольные образовательные организации.

В ходе совещания также поднимался вопрос оценки эффективности качества дошкольного образования. Замминистра напомнила, что в системе оценки существует два взаимодополняющих направления: государственная оценка и независимая общественная оценка качества деятельности социальной сферы, к которой и относятся дошкольные учреждения. Наталья Третьяк подчеркнула важность наличия эффективного механизма, который сможет обеспечить связь критериев оценки эффективности и их реализации в процессе мониторинга. Она также отметила необходимость обратной связи и доведения до общественности всей информации по результатам мониторинга.

Кроме этого, по словам Натальи Третьяк, в настоящее время во всех регионах уже проходят экспертные мероприятия, направленные на формирование критериев, по которым в дальнейшем будет проходить независимая оценка качества дошкольного образования.

«В отношении наших маленьких граждан никакие аттестационные проверки не допустимы», – резюмировала первый замминистра.

http://минобрнауки.рф/новости/4576

Ольга Голодец посетила дошкольные образовательные учреждения Санкт-Петербурга

В рамках визита в Санкт-Петербург вице-премьер Правительства России Ольга Голодец посетила детский сад №48 и школу №322 во Фрунзенском районе. Вместе с Ольгой Юрьевной образовательные учреждения осмотрели первый заместитель министра обра­зования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк и вице-губернатор Санкт-Петербурга Ольга Казанская. Гостей сопровождал глава администрации Фрунзенского района Владимир Омельницкий.

Председатель Комитета по образованию Жанна Воробьева рассказала высоким гостям о том, как в Петербурге решается вопрос с предоставлением мест в детские сады, комплектованием их педагогическими кадрами. Отдельно была затронута тема оснащения новых зданий всем необходимым оборудованием.

Ольга Голодец обратила внимание на удобные кроватки-трансформеры, установленные в спальне дошкольного отделения школы, и поинтересовалась производителем мебели. Жанна Владимировна пояснила, что большин­ство производителей, поставляющих мебель и оборудование в наши детские сады, – российские, петербургские. Это относится и к универсальному комплексу тренажерного оборудования ТИСА, которым оснащены многие образовательные учреждения.

Несмотря на небольшое время, выделенное в программе посещения, Ольга Голодец подробно осмотрела учреждения: бассейн, комнату психологической разгрузки, гимнастический зал, групповые, спальни, столовую; поговорила с руководителями учреждений, воспитателями и положительно оценила работу, которая проводится в Петербурге, чтобы его маленьким жителям жилось интересно, весело и удобно.

В России может появиться «сертификат дошкольника»

Члены Экспертного совета при Правительстве РФ предложили ввести сертификаты дошкольного образования. Сертификаты будут выдаваться семьям, где есть дети соответствующего возраста.

«Это позволит обеспечить, во-первых, более высокое качество (образования), и родители будут сами выбирать, какими учебными заведениями воспользоваться для получения этого гарантированного вида услуг», – пояснил министр Михаил Абызов, курирующий вопросы «Открытого правительства».

По его мнению, сертификаты будут эффективными, если смогут полностью покрывать затраты на присмотр и уход за детьми, а также образовательные услуги для дошкольников, не изменяя размер родительской платы. Соответственно, в разных регионах сумма, на которую рассчитывается сертификат, будет разной.
Министр выразил надежду, что до конца 2014 года Экспертному совету совместно
с Минобрнауки удастся проанализировать и определить порядок реализации этой инициативы, в том числе и в формате пилотных проектов.

http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=5&sid=32362

Москва: ясельных групп в детских садах не будет

В проекте бюджета города Москвы на образование в 2015–2017 годах нет статьи по финансированию ясельных групп в дошкольных учреждениях. Как заявил на заседании профильной комиссии Мосгордумы глава Департамента образования столицы Исаак Калина, снижение «планки» приема детей в детсады в ближайшие годы не планируется.

На данный момент минимальный возраст приема детей в дошкольное учреждение составляет от 2,5 лет до 2,8 лет по отдельным «проблемным» районам. По словам Калины, за счет отказа от младших ясельных групп полностью удалось решить проблему устройства в сады детей старше 3 лет. Указанная тенденция сохранится как минимум два ближайших года, так как из-за «взрыва рождаемости в столице» Департамент едва успевает закрывать потребности в местах для старших возрастных групп.

«За 3 года количество детей дошкольного уровня в детских учреждениях выросло с 280 тыс. до 420 тыс. человек. То есть произошло увеличение в полтора раза – на 140 тыс мест. Это выше самых смелых прогнозов, которые учитывались системой образования. Нам сегодня удалось снизить планку автоматического приема детей – жителей Москвы с 3 лет, установленных законом, до 2 лет 6 месяцев», – пояснил он.

Места для детей младше минимального возраста предоставляются лишь льготным категориям граждан. Это дети с нарушениями здоровья, дети инвалидов и дети из многодетных семей. На данный момент все указанные категории получили места в садах. Остальные льготные категории получают путевки в сад лишь по отдельному ходатайству от органов социальной защиты и в порядке исключения.

«Если это дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и они не проживают в одном из 4 «проблемных» районов, в которых из-за тяжелой ситуации ведется прием детей с 2 лет 8 месяцев, то проблема решается. Если же они проживает в одном из них, то мы предлагаем сады в ближайших районах. Только по документам Департамента социальной защиты и в исключительных случаях, с учетом положения семьи, мы находим возможность решить эту проблему», – заявил Калина. «Я могу гарантировать не снижение возраста, а то, что несмотря на высочайший рост рождаемости последние годы в Москве, все дети – жители Москвы, достигшие 3 лет, получат место в саду», – резюмировал он.

http://www.regnum.ru/news/society/1864980.html#ixzz3Imcjh9wq

Москва: 80% горожан – за видеонаблюдение в детских садах

В октябре 2014 года среди москвичей был проведен опрос относительно необходимости видеонаблюдения в дошкольных учреждениях. По итогам опроса оказалось, что 80% жителей столицы поддерживают эту идею, 6% высказались против установки видеокамер.

Опрос проводился движением «Активный гражданин», которое отметило, что москвичи в большинстве положительно оценивают установку камер видеонаблюдения в детских садах. Количество опрошенных составило 178 тысяч человек. Об этом сообщает пресс-служба общественного движения. Также в пресс-службе отмечают, что на сегодняшний день каждое ГДОУ имеет право организовать видеонаблюдение по собственной инициативе.

Активисты пояснили, что по итогам опроса по детским садам будет распространена соответствующая документация, включающая технические рекомендации по организации видеонаблюдения. Установка аппаратуры будет производиться за счет инвестора – средств госбюджета на это не предполагается.

Камеры будут установлены в местах общего пользования, где дети едят, играют, гуляют, занимаются. Родители смогут наблюдать за своими детьми в режиме онлайн через портал гос­услуг. Плата будет включена в ежемесячную родительскую плату за детский сад.

На данный момент за счет бюджета детские сады оснащаются видеокамерами на входе
в учреждения. Это позволяет специалистам контролировать посещаемость, оптимизировать закупку продуктов питания для детей.

http://www.eduhelp.info/page/moskva-za-videonabljudenie-v-detskih-sadah

Московская область: детсады станут первой ступенью образования или его первой преградой?

Дошкольные образовательные учреждения Московской области и всей страны к 1 сентября 2016 года должны перейти на новый федеральный образовательный стандарт.

«Сегодня в детских садах не хватает 28 тысяч мест. В целом эта проблема должна быть решена к 2016 году. Также к этому сроку нам необходимо перевести дошкольное образование на новый федеральный образовательный стандарт», – заявила зампред правительства области Ольга Забралова газете «Ежедневные новости. Подмосковье».

По задумке авторов проекта, впервые дет­сады станут рассматривать как первую ступень образования, чего никогда еще не делалось. Как пояснили в секретариате зам­преда, основной акцент будет сделан на подготовке ребенка к школе в качестве следующей ступени обучения и поможет преодолеть психологический барьер, возникающий при поступлении ребенка в первый класс. «Что касается ДОУ и стандартов для них, то здесь речь идет о преемственности образования. Детсад становится, по новому закону, первым уровнем образования. Раньше так вопрос не ставился. Была начальная школа – и дальше, а теперь задача стоит именно в подготовке ребенка к школе, и основной акцент делается на психологической составляющей этой подготовки», – пояснили эксперты.

«Детей в садике не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект, но помешает гармоничному развитию, – заявил «Российской газете» один из разработчиков проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, директор Института социологии образования, академик Российской академии образования, профессор Владимир Собкин. – Для каждого занятия есть свой возраст, в детском саду с малышами надо играть, а не устраивать подобие уроков. По такому принципу работают уже сейчас многие воспитатели. Теперь же будет единый документ, который обяжет распространить эту практику. Новый стандарт сделает так, что вся система общественного дошкольного воспитания будет работать на ребенка, строиться вокруг его интересов».

Действительно, психологическая готовность ребенка, попавшего в непривычный и новый для него мир ответственности и задач, крайне важна, тем не менее, многие родители задаются вопросом: не станет ли новая парадигма на пути реального образования и не создаст ли такой подход еще большее психологическое напряжение у школьника? «Вы представляете, 30 детей пришли в первый класс: любопытные, хотят учиться, но буквы не знают, цифры не знают, они по стандарту только в ролевые игры играли, воображение развивали. А тут им за пару месяцев читать надо научиться? Сейчас 95% детей приходит в первый класс, уже умея читать. Нам предлагают вернуться в середину прошлого века, когда в школу приходили не умеющие читать!» – возмущается участник интернет-обсуждения.

Похоже, что преодолевать новую «ступень» образования придется родителям будущих школьников, которые уже готовятся нанимать репетиторов для своих чад.

http://www.regnum.ru/news/cultura/1868708.html#ixzz3Jzbu9thV

Ленинградская область: в военном гарнизоне после реконструкции открыт детский сад на 260 мест

Садик для детей военнослужащих на 260 мест открылся после реконструкции в военном гарнизоне Каменка в Ленинградской области, где дислоцирована отдельная мотострелковая бригада Западного военного округа.

1 июня 2013 года детский сад, построенный в 1983 году, был закрыт на плановую реконструкцию. Эти работы и переоборудование образовательного учреждения, расположенного на территории отдельной мотострелковой бригады Западного военного округа, были проведены в соответствии с современными стандартами.

В ходе реконструкции были полностью отремонтированы кровля и фасад здания, заменены окна, двери и полы, проложена новая внутренняя система водоснабжения и канализация, заменены электропроводка и освещение, установлены новая вентиляционная система и современная пожарная сигнализация.

На сегодняшний день более 80% ребятишек, посещающих новый садик, составляют дети военнослужащих гарнизона.

http://www.regnum.ru/news/economy/1864520.html#ixzz3ImdAKvUp

Калужская область: очередь в детские сады будет сокращена за счет семейных групп

В Калужской области становятся популярными семейные детские группы – такая форма присмотра за детьми позволит сократить очередь в детские сады и решить проблему трудоустройства молодых матерей, считают в правительстве региона. Как сообщили в пресс-службе правительства Калужской области, в настоящее время семейные дошкольные группы работают в Дзержинском, Тарусском и Мосальском районах, ведется их создание и в других муниципалитетах области. Они организуются по семейному принципу при детских садах.

Создать такую группу может любая семья, которая помимо воспитания собственных детей готова присматривать и за другими малышами. Комплектование семейных групп осуществляется по родственному, а не по возрастному принципу. Медицинскую помощь и образование дети получают на базе близлежащих муниципальных детских садов. При этом к содержанию детей предъявляются требования как в любом другом образовательном учреждении, а мама-воспитатель получает заработную плату.

По мнению заместителя губернатора области Руслана Смоленского, данная форма устройства дошкольников будет особенно актуальна в городах и поселках, испытывающих острую нехватку мест в детских садах. «В области ежегодно строятся новые дет­ские сады, но с учетом роста рождаемости и миграционных процессов проблема нехватки мест в них не теряет своей актуальности. Поэтому нам обязательно нужно развивать новые формы устройства дошкольников», – заявил Руслан Смоленский.

http://www.regnum.ru/news/society/1865041.html#ixzz3ImcWQ484

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.