ISSN 1997-9657
       

Шиян О.А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст

№5 2013 Шиян О.А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст
Аннотация

В статье на материале зарубежных исследований анализируются оформившиеся на сегодняшний день тенденции развития дошкольного образования. Особое внимание уделено тенденции, созвучной идеям Л.С. Выготского: совместить недирективное взаимодействие взрослого и ребенка, с одной стороны, и активное стимулирование детского развития, с другой. В статье описан современный инструментарий оценки образовательной среды, обеспечивающий поддержку данной образовательной модели. Институциональным механизмом поддержки качества дошкольного образования являются образовательные стандарты. Особое внимание автор уделяет сильно отличающимся друг от друга американскому и немецкому подходу к оценке качества дошкольного образования. На основе анализа систем качества данных стран автор выделяет некоторые универсальные тенденции развития системы дошкольного образования: сдвиг представлений о качестве дошкольного образования, который может быть обозначен как «переход от парадигмы Пиаже к парадигме Выготского» и создание системы независимой аккредитации образовательных программ.

Фрагмент статьи

Для любого ребенка период между рождением и половым созреванием составляет его детство. Мы выделяем разнообразные периоды детства: раннее (от рождения до 5 лет), среднее (от 6 до 11 лет) и позднее (от 12 до 18 лет), каждому из которых соответствуют определенные фазы роста и развития у детей. Многие ученые подчеркивают, что ранний возраст играет решающую роль для всех областей развития ребенка в дальнейшем.

В связи с этим Awake! (2004) подчеркивает, что «исследования показывают: раннее детство является критическим временем для развития многих функций мозга, необходимых для обработки информации, способности к выражению эмоций, овладению языком». Та форма обучения, которая предоставляется ребенку в данном возрасте, может называться различными терминами: программы обучения в раннем возрасте, дошкольное образование, подготовительное образование. На данном этапе формируется здоровье ребенка, интеллект, личность, характер, эмоциональная стабильность и многое другое. Необходимость подбора и принятия адекватных методов обучения и преподавания для детей в первые пять лет жизни является неоспоримой. Как молодые побеги, дети развиваются и расцветают, когда их лелеют и регулярно уделяют им внимание, относятся к ним с любовью. Вода и солнечный свет питают молодые растения и стимулируют здоровый и стабильный рост. Так и ребенок, получающий вербальные и физические проявления любви, будет развиваться стабильно, как умст­венно, так и эмоционально.

Некоторые ученые связывают этот подход к работе с детьми раннего возраста с консультированием. Такое представление, возможно, возникает из-за того, что обучение включает в себя определенный уровень консультирования. На самом деле, в данном контексте консультирование понимается как процесс, в котором один человек (педагог, няня или родитель) помогает другому человеку (ребенку) в рамках встречи в формате «лицом к лицу» (Eduwen, 1994; Aluede, McEachern и Кенни, 2005). Эти же исследователи говорят, что поддержка может быть профессиональной, социальной, рекреационной, эмоциональной и т.д. Какие бы формы она не принимала, идея «игры» является центральной, когда речь идет о раннем обучении детей. Именно это, пожалуй, стало основной причиной, по которой в Нигерии была принята идея «игры» и ее главенствующая роль в дошкольном образовании. В документах, регулирующих образовательную деятельность, подчеркивается, что образовательные учреждения, работающие в сфере раннего дет­ского развития, должны гарантировать, что основные методы обучения в этой возрастной группе будут построены посредством игровой деятельности (2004).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО".

Список литературы

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт // Современное дошкольное образование. 2011 – №3.

2. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. – 2010. №3. – C. 5–19.

3. Хекман Дж. Дж., Мун С. Х., Пинто Р., Савельев П. А. и Явиц А. Экономическая отдача от дошкольного образования детей из неблагополучных семей: уроки программы «Хайскоуп Перри» // Финансы и бизнес. – 2010. №3.

4. Carl Barbara. Child caregiver interaction scale // A Dissertation Submitted to the School of Graduate Studies and Research in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree Doctor of Philosophy, 2007.

5. Dittrich Irene, Godert Stefanie, Katja Grenner, Bernd Groot-Wilken, Verenea Sommerfeld, Susanne Viernickel. Pдdagogische Qualitдt in Tageseinrichtungen fьr Kinder: Ein nationaler Kriterienkatalog / Beltz, 2003 http://www.socialnet.de/rezensionen/5393.php.

6. Developmentally Appropriate Practice in Early Childhood Programs Serving Children from Birth through Age 8 http://www.naeyc.org/files/naeyc/file/positions/position%20statement%20Web.pdf.

7. Early Reading First: Preparing Young Children for Kindergarten http://www.mathematica-mpr.com/earlychildhood/earlyreading.asp.

8. Effective Pre-School and Primary Education 3–11 Project (EPPE 3–11) A longitudinal study funded by the DfES (2003–2008) http://eppe.ioe.ac.uk/eppe/eppepdfs/beraglamorgan05.pdf.

9. EPPE| Leading education and social research http://eppe.ioe.ac.uk/index.htm.

10. Introduction to the NAEYC Accreditation Standards and Criteria http://www.naeyc.org/academy/primary/standardsintro.

11. Martin R. Textor Kindergartenpдdagogik – Online-Handbuch – http://www.kindergartenpaedagogik.de/1615.html.

12. Miller Edward, Almon Joan. Crisis in the Kindergarten: Why Children Need to Play in School, College Park, MD: Alliance for Childhood, 2009.

13. Minimum licensing requirements for childcare centers // Arkansas department of human services // Little Rock, Arkansas, 2009.

14. Neuman Susan B., Koh Serene, Julie Dwyer. CHELLO: The Child/Home Environmental Language and Literacy Observation//Early Childhood Research Quarterly 23 (2008) Overview of the NAEYC Early Childhood Program Standards http://www.naeyc.org/files/academy/file/OverviewStandards.pdf.

15. Robert C. Pianta, Karen M. La Paro, Bridget K. Hamre. Classroom Assessment Scoring System™ (CLASS™) Manual, Pre-K., 2008.

16. Russell Jackson, cCoy Ann, Pistorino Carol, Wilkinson Anna, Burghardt John, Melissa Clark Christine, Ross Peter, Paul Swank // National Evaluation of Early Reading First (Final Report to Congress) // Center for Improving the Readiness of Children for Learning and Education, 2007.

17. Tietze Wolfgang, Rossbach Hans-Gunther, Katja Grenner. Kinder von 4 bis 8 Jahren. Zur Qualitдt der Erziehung und Bildung in Kindergarten, Grundschule und Familie. Beltz Verlag (Weinheim, Basel) 2005.

18. Tietze Wolfgang, Viernikel Susanna. Pдdagogische Qualitдt in Tageseinrichtungen fьr Kinder, Ein Nationaler Kriterienkatalog, Weinheim, Berlin, Basel 2002.

19. Thelma Harms, Richard M. Early Childhood Environment Rating Scale-Revised Edition. by Thelma Harms, Richard M. Clifford & Debby Crye New York: Teachers College Press, 2005.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

национальная модель дошкольного образования, стандарты качества дошкольного образования, тенденции развития дошкольного образования, стандарты достижений, стандарты условий.