ISSN 1997-9657
       

Серебрякова Г.В. Программа «Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с родным краем»

Фрагмент статьи

Опираясь на лучшие традиции педагогического прошлого России, авторы программы посчитали целесообразным для ее реализации активно использовать средства и методы народной педагогики. Ее воспитательные возможности и содержание богаты и разнообразны, позволяют воспитать личность, сознающую свою причастность к истории Родины, умеющую ценить и беречь духовное богатство народа.

Основная цель создания программы:

Повышение качества нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Задачи программы:

  • развитие интереса и любви к своему краю, его истории и культуре;
  • воспитание патриотических чувств и потребности в их реализации (гордости за труд земляков, прославляющих свой край, ответственности, желания и умения трудиться на благо Отечества);
  • передача детям знаний о прошлом и настоящем родного края.

Характерная особенность.

Принцип построения содержания образовательного процесса:

  • тематическое планирование;
  • поэтапность обогащения знаний и формирования эмоций детей (знаний о том, к чему ребенок уже успел привязаться, полюбить: о его собственном доме, детском саде, улице, на которой живет, микрорайоне и городе, стране);
  • спиралеобразная, а не линейная подача сведений о родном крае (темы повторяются в каждой возрастной группе с расширением программных задач).

Необходимо подчеркнуть, что не следует ждать от детей дошкольного возраста «взрослых» форм проявления любви к Родине. В результате целенаправленной педагогической работы ребенок должен:

  • располагать знаниями о родном крае, стране, их географии, природе, символике;
  • знать имена земляков, прославивших родной край;
  • проявлять интерес к приобретенным знаниям;
  • иметь желание отражать свои впечатления в деятельности творческого характера.

Формы занятий с детьми: познавательные эвристические беседы, игры, экскурсии, представления дидактического «исторического театра», развлечения, различные виды детской деятельности:

  • в том числе деятельности творческого характера;
  • чтение художественной литературы.

Программа рассчитана для работы с деть­ми 5–7 лет. Продолжительность образовательного процесса – 2 года.

Общие рекомендации

  • Соблюдайте так называемый «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если воспитать у детей чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
  • Создайте соответствующую предметно-развивающую среду: оборудование, пособия, литература, иллюстрационный материал.
  • Шире используйте ТСО: видеотехнику, телевизор, магнитофон, проектор.
  • Творческая деятельность детей должна носить импровизационный характер.
  • Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Пусть дети не только узнают о традициях, но и участвуют в них, принимают их, привыкают к ним.

Успешной реализации программы способст­вуют следующие методы:

  • формирование нравственных представлений, суждений, оценок;
  • организация практического опыта поведения;
  • стимулирование.

Классификация методов основана на активизации механизма нравственного воспитания.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.